Файл: Составьте подборку упражнений, наиболее способствующих развитию лексического строя речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Золушка добрая, а мачеха …
Зимой погода холодная, а летом …
Сахар сладкий, а горчица …
Дерево высокое, а куст …
Дедушка старый, а внук …
Суп горячий, а компот …
Сажа черная, а снег …
Лев смелый, а заяц …
Молоко жидкое, а сметана …
Работать трудно, а отдыхать …
Река широкая, а ручеек …
Днем светло, а ночью …
Сегодня мне весело, а вчера было …
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает …
Переходя улицу сначала посмотри налево, а потом …
Кричат громко, а шепчут …
Я больна, но скоро буду …
Я живу близко от реки, а мой друг …
Продавец продает, а покупатель …
Друзья иногда ссорятся, а потом …
Легко заболеть, но трудно …
Воспитатель спрашивает, а дети …
Утром дети приходят в детский сад, а вечером…
Сначала гостей встречают, а потом …
При встрече здороваются, а при расставании …
Вечером ложатся в кровать, а утром …
Игра с мячом.
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, противоположное по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно.
Одеть – раздеть,
Поднять – опустить,
Бросить – поймать,
Спрятать – найти,
Дать – взять,
Купить – продать,
Налить – вылить.
Замени словом.
Детям предлагается заменить словосочетания одним словом.
Например: возвратиться домой – вернуться.
Скажи наоборот.
Детям предлагается придумать слова с противоположным значением.
| День – Утро – Восход – Зима – Добро – Друг – Грязь – Жара - Мир – Правда – Радость – Вдох – Юг – Польза – Великан – Богач – Трусость – | Войти – Говорить – Взял – Нашел – Забыл – Уронил – Насорил – Ложиться – Одеваться – Мириться – Опускать – Помогать – Смеяться – Залетать – Закрывать – Включать – Входить – Хвалить – Заснуть – Разрешать – | Большой – Белый – Высокий – Веселый – Темный – Горький – Добрый – Здоровый – Новый – Молодой – Острый – Толстый – Широкий – Сухой – Смелый – Чистый – Твердый – Яркий – Красивый – Хороший – | Близко – Редко – Медленно – Рано – Темно – Низко – Легко – Можно – Трудно – Радостно – Много – Плохо – Сухо – Широко – Ярко – Высоко – Чисто – Мокро – Светло – Быстро – | |
Чем отличаются слова? Детям предлагается объяснить, чем различаются слова, подобрать картинки, составить предложения со словами. Шить – вязать, Класть – ставить, Строить – чинить, Мыть – стирать, Чистить – подметать, Нести – везти, Лежать – спать, Лежать – стоять, Рисовать – раскрашивать. | |||||
У кого это бывает? Детям предлагается назвать, применительно к каким предметам используются слова: Ручка (у кого есть, у чего есть) - … Ножка - … Язычок – … Глазок - … Горлышко - … | |||||
Скажи по-другому (синонимы). Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенку, поймавшему мяч, предлагается придумать слово, похожее по значению, назвать это слово и бросить мяч обратно. Здание – дом, Торопиться - спешить Печаль – грусть, Крошечный - маленький Конь – лошадь, Смелый - храбрый Солдат – боец, Родина – Отчизна, Приятель – друг, Идти – шагать, Льется – течет, Глядеть – смотреть, | |||||
Что обозначает слово. Детям предлагается объяснить значение названного слова, показать действие с помощью движений, мимики, припомнить ситуации, когда им приходилось выполнять данное действие.
| |||||
Объясни слово. Детям предлагается объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук. Зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка. | |||||
Одинаковые слова. Детям предлагается из нескольких картинок выбрать те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов. | |||||
Слушай внимательно. Детям предлагается в стихах и предложениях найти те слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы. Например: Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. | |||||
Отгадай загадку. Детям предлагается отгадать специально подобранные авторские загадки и объяснить, почему догадались, что речь шла именно об этом предмете. | |||||
Какое слово точнее. Детям предлагается подобрать из группы синонимов наиболее точный признак к каждому предмету.: Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный. | |||||
Кто больше? Детям предлагается подумать и назвать как можно больше синонимов к заданному слову (слова, например: радость, печаль…). Побеждает тот, кто больше назовет слов. | |||||
Замени похожим. Детям предлагается заменить заданное предложение другим, похожим по смыслу, например: Сегодня солнечный день. – Стоит ясный день. | |||||
Замени слово. Детям предлагается послушать стихотворение и указанные слова заменить похожими по смыслу словами. Матросская шапка, веревка в руке Тяну я кораблик по быстрой реке. |
Игры на формирование семантических полей.
Развитие ассоциаций Детям предлагается назвать первое попавшееся слово на слово-стимул, а затем объяснить, почему припомнилось именно это слово. Примерный перечень слов: - Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. - Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. - Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. - Быстро, весело, высоко, два, летящий. |
Разложи по сходству. Детям предлагается найти пару к картинкам и объяснить свой выбор: Овца – Дерево – Корова – Колос – Картинки для подбора: свитер, варежки, шарф; стол, деревянные грабли, забор, стул; бутылка молока, сыр, мороженое, масло; хлеб, батон, бублик, рогалик. |
Пара к паре. Детям предлагается подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары: Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба). Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша). Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно). Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба). Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер). Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик). Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница). Стул – дерево, булка – (хлеб, колос, нож). Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо). Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз). Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога). Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот). Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска). Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель). Кошка – котенок, курица – (утка, петух, цыпленок). Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево). Курица – петух, кошка – (молоко, котенок, кот). Машина – шофер, самолет – (машинист, летчик, небо). Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос). |
Продолжи ряд. Детям предлагается продолжить смысловой ряд. Гвоздь – молоток, шуруп - … Дом – крыша, книга - … Квадрат – куб, круг - … Птица – яйцо, растение - … Хорошо – лучше, медленно - … Огонь – пожар, вода - … Зерно – амбар, деньги - … Электричество – выключатель, вода - … Одежда – голый, обувь - … Школа – обучение, больница - … Человек – ребенок, собака - … Резина – шина, сталь - … Птица – гнездо, человек - … Пальто – пуговица, ботинок - … Утро – ночь, зима - … Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень. |
Задание 2. Составьте подборку упражнений, наиболее способствующих развитию грамматического строя речи (творческая работа).
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте.
1.Что за зверь?
Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных. Научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено. Развивать взаимоконтроль партнеров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа). Развивать у детей чувство юмора.
Игровой материал: Картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т.п. (старшая группа). Конверт для картинок.
Ход игры: В старшей группе играет четное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достает демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя — оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достает остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.
Посмотрите, что за звери?
Я глазам своим не верю:
Чьи рога? Чья голова?
Узнаю едва-едва.
Что тут так? А что не так?
Получился кавардак.
Звери разные у нас,
Разберемся мы сейчас.
Воспитатель перевертывает картинки, предлагает взят: каждому по одной и решить, что за зверь. Объясняет: «Каждый из вас покажет свою картинку тому, кто сидит напротив. Назовет его по имени и скажет, например, так: «Вова, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?», а Вова ответит ему: «А у меня поросенок с петушиной) головой.
2.У кого сколько?
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Игровой материал: 1. Карточки с предметами в количестве 1 и 2 в наборе (в конвертах). 2. Фишки. 3. Добавляются несколько карточек с 5 предметами: воздушные шарики, цветы, кольца и др.; зеленые фишки; прямоугольные кусочки картона для II варианта.
Ход игры: Игра начинается с подготовительных упражнений. Каждый ребенок получает наборы карточек с одним и двумя предметами, раскладывает их в 2 столбика и четко называет, что у него изображено: сначала 1 предмет, потом 2 предмета. Воспитатель спрашивает, одинаково ли произносятся слова, обозначающие количество и названия предметов (окончания слов меняются: был один флажок — стало два флажка), и предлагает: «Я буду называть какой-нибудь один предмет, а вы по очереди будете называть 2 таких же предмета. Один графин ... (два графина); одна телега ... (две телеги); одно сито ... (два сита) и т. д. Интересно, изменятся ли окончания слов, если я дам вам карточки, на которых нарисовано по 5 предметов?» Дети называют 5 предметов, изображенных на карточках (5 шаров, 5 ваз), и с помощью воспитателя замечают, что слово, обозначающее количество 5 не изменяется, а изменяются окончания слов, обозначающих предметы. Данные упражнения могут привлечь внимание детей к лексико-грамматическим конструкциям родного языка. Во время игры воспитатель оставляет каждому играющему по три карточки с одним, двумя, пятью предметами и по три зеленых фишки. Важно, чтобы в целом у детей на карточках были изображены предметы, обозначаемые существительными разного рода. Затем объясняется игровое задание: «Я буду называть число, и если это число подходит к вашим предметам на карточке, то кладите на нее фишку». Воспитатель называет вразбивку числа: один, два, две, одно, одна и пять. После выполнения задания каждый ребенок поочередно называет, что или кто нарисован и сколько у него на карточках предметов, согласовывая числительное с существительным. Воспитатель может поинтересоваться, почему все дети одновременно положили фишку на свои карточки с 5 предметами. Если ребенок, после того как он назвал свои предметы на 3-х карточках, заметил ошибку, он сам снимает с карточки зеленую фишку. Выигравшими считаются те, у кого все карточки закрыты фишками.
3.Чьи эти вещи?
Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал: Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах — очки, зонтик и др.).
Ход игры: Воспитатель: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).