Файл: Составьте подборку упражнений, наиболее способствующих развитию лексического строя речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


33.Упражнение «Закончи предложения»
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.
Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять); Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом); Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).

34.Игра «Большой – маленький»
Цель: формировать умение детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.

35.Упражнение «Еж и ежик»
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький. Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут. Речевой материал: - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

36.Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.

37.Упражнение «Подскажи действия»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

38.Упражнение «Игра с водой»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.

Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.

39.Упражнение «Скажи наоборот»
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением. Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Экспериментатор бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.
Речевой материал: - НАливает – ВЫливает; - Входит – ВЫходит; - ЗАкрывает – ОТкрывает; - ПРИплывает – ОТплывает; - СОбирает – РАЗбирает; - ПОДъезжает – ОТъезжает.

40.Упражнение «Страшный зверь»
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.
Речевой материал: «У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).

41.Упражнение «День рождения Пуха»

Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Экспериментатор рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.

42.Упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные. Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры:
1 вариант. На фланелеграф вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть.
2 вариант. Экспериментатор показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?

43.Игра «Договори предложения»
Цель: формировать умение детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.
Ход игры: Экспериментатор зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.


Речевой материал: - Вова сильный, а его брат еще… (сильнее); - Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее); - Весной погода теплая, а летом еще… (теплее); - У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее); - Вечер темный, а ночь еще… (темнее); - Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).

44.Игра: «Эхо»
Цель: формировать умение детей образовывать и понимать сложные слова. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова: Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. Землю копает землекоп. Пешком ходит пешеход. Лед колет ледокол. Листья падают – наступает листопад. Лес рубит лесоруб. Трубы чистит трубочист. По дороге едет вездеход. Пыль сосет пылесос. После детям заново читалось стихотворение, но дети сами его заканчивали.

Задание 3. Составьте таблицу игр для формирования фонематического слуха (таблица).

I этап - развитие способности узнавать и различать

неречевые звуки

Что услышал. Можно использовать два варианта игры.
Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки
дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает
запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на
полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка
вспомнить, что он слышал.
Второй вариант — просто послушать тишину некоторое время, а
потом пусть расскажет, что он слышал. Может быть, это будет звук
пролетевшей мухи, вой ветра за окном, скрип двери.
Узнай, что звенит (гремит)? На столе несколько предметов (или
звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и
запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем
предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит
или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество
предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы
обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул
и т.д.
На чем играю. Ведущий показывает ребенку или группе детей
музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон
и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то
другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает,
какой инструмент звучал.
Найди пару. Заранее приготовьте несколько пар коробочек или
баночек, наполненных разными наполнителями, например 2
коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими
камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у
вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок
послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте
коробочку с таким же звучанием.
Что услышал. Можно использовать два варианта игры.
Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки
дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает
запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на
полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка
вспомнить, что он слышал.
Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую
ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к
тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он
удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш
попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и
мощности звучания.
Мышка и мишка. Взрослый играет на металлофоне, синтезаторе
или пианино. Низкий звук-мишка, высокий звук-мышка. Малыш
должен узнать, кого озвучивает взрослый.
Повтори за мной. Взрослый отстукивает простой ритм
ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм
усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.
Какой звук. Ребенку дают две карточки, на одной длинная
полоска, на другой - короткая. Взрослый издает звук на каком-либо
музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино.
Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен
определить, какой звук: длинный или короткий и показать
соответствующую карточку.

II этап - развитие умения различать высоту, силу,

тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки,

звукосочетания и слова

Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша
отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья
Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть
покажет изображение на картинке. Когда малыш научится
различать реплики по высоте звучания, попросите его самого
произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка
голосом, меняющимся по высоте.
Угадай, кто это? Перед ребенком картинки с изображением
домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и
ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то
низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш,
ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит
соответствующую картинку (например, изображение коровы или
теленка)
Узнай по голосу. Дети стоят в кругу, водящий с завязанными
глазами – в центре. Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала: «Ква-ква-ква»
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,
водящий определяет, кто «лягушка».
Узнай по голосу-2. Эта игра проводится в группе нескольких
детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведущему,
повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на
любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени.
Ребенок на слух должен отгадать, кто его позвал.
Маша, мы сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «АУ»,
Ну-ка, Маша, не зевай, не робей,
Кто позвал тебя, узнай поскорей.
Сказка о глупом мышонке. Оборудование: энциклопедия о
животных или картинки с изображениями животных, книга со
стихотворением С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Ход игры: воспитатель читает детям «Сказку о глупом мышонке»
(отрывок).
Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
– Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
По ходу чтения сказки педагог задает вопросы:
– Как пищит мышка?
– Пи-пи-пи.
– Какой у мышки голосок?
– Тонкий.
– А как пищит мышонок?
– Тоже пи-пи-пи тоненьким голосом.
– Давайте попищим, как мышка и мышонок.
Дети пищат тоненькими голосами. По мере ознакомления с персонажами сказки дети обсуждают и
повторяют голоса всех животных. После прочтения сказки дети
рассматривают картинки с изображениями животных и
вспоминают голоса этих животных.
Зайка, угадай-ка. Дети становятся полукругом, педагог
рассказывает такую историю: «Однажды зайка и медвежонок
пошли гулять по лесу и увидели заросли дикой малины.
Медвежонок очень обрадовался, он же очень любит сладкое. Он
начал рвать и есть малину. Малины было так много, что
медвежонок обо всем забыл, забрался далеко и потерял зайку из
виду. Когда мишка наконец-то вдоволь наелся малины, он
вспомнил про зайку, и ему стало очень стыдно, что он бросил
друга одного. Он стал звать зайчика». Один из детей становится
Зайчиком, он надевает маску и отворачивается от всех. Остальные
дети по очереди играют роль Медвежонка. Воспитатель указывает
на ребенка, тот говорит:
Заинька, ау, ау,
Это я тебя зову.
Зайка должен повернуться и угадать, кто из детей его зовет. Игра
проводится несколько раз, затем роль Зайки играет другой ребенок

III этап - развитие умения различать слова, близкие

по звуковому составу

Так ли это звучит? Взрослый предлагает ребенку разложить
картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться
изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не
справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и
отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово.
Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе
называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное
звучание.
Примеры: лук-луг, роса - роза, плод- плот, дрова- трава.
Цепочка. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале
по два, затем по три в названном порядке:
МАК – БАК – ТАК МОТОК – КАТОК – ПОТОК
ТОК – ТУК – ТАК БАТОН – БУТОН – БЕТОН
БЫК – БАК – БОК БУДКА – ДУДКА – УТКА ДАМ – ДОМ – ДЫМ НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА
Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание
понятий. Особенность подбора слов в том, что они доступны по
звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Подбери картинку. Педагог выставляет на доске в одну линию
следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук,
ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому
даёт по картинке. Ребёнок должен расположить свою картинку под
той, название которой звучит похоже. В результате на доске
должны получиться примерно следующие ряды картинок:
КОМ БАК СУК ВЕТКА КАТОК ГОРКА
ДОМ РАК ЛУК КЛЕТКА ПЛАТОК НОРКА
СОМ МАК ЖУК ПЯТКА ЛИСТОК КОРКА
ГНОМ ЛАК БУК ПЛЕТКА МОТОК МАРКА
Подбери нужное слово. Взрослый читает стихотворение. Ребенок
должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в
соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам—всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).
Подскажи словечко. Педагог произносит четверостишие по
лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны
сказать это слово. Например:
«Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Винтокрылый … (вертолёт)».
«Быть мне нужно очень колкой:
Как иначе шить … (иголкой)!»
«Нам подскажут вес весы,
А который час - … (часы)».
«Миша делает зарядку,
А Иван копает … (грядку)».
«Утром выглянем в оконце –
Нам навстречу светит … (солнце)». «Ночью светит нам она, белолицая … (луна)».
«В деревянные дворцы возвращаются … (скворцы)».
«И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде)».
«Любим пить по воскресеньям
Чай с малиновым … (вареньем)».
«Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил)».
Шутки-минутки. Педагог читает детям строчки из стихов,
заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

IV этап - развитие умения различать слоги.

Попугайчики. Создается игровая ситуация, в соответствии с
которой необходимо научить попугая без ошибок повторять
слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый
произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та
и т.п.
Назови лишний слог. Педагог предлагает послушать и
определить, какой слог лишний: НА – НА – НА – ПА. Дети
определяют, что лишний слог – ПА. Постепенно слоговые ряды
усложняются, например: ПА – ПО – ПА; КА – ГА – КА – К А;
НА – МА – НА – НА и т. п.
Паровозик и вагончики. Детям предлагаются картинки. Ребёнок
называет слово, затем делит его на слоги, присоединяя к нужному
вагончику. Если в слове 1 слог, то картинка поедет в 1 вагончике,
если 2 слога – во 2 вагончике и т.д.
Гусеница. Педагог показывает гусеницу, разделённую на части,
нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в
слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2
слога – 2 части и т.д. Забей гвоздик молоточком. Когда стучит большой молоток, то
слышно: «Тук-тук-тук». Когда стучит маленький молоточек, то
слышно: «Тюк-тюк-тюк». Давайте забьем гвоздь большим
молотком. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким
молоточком. (Дети произносят нужный слог)
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы
воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят,
какой молоток стучит)

V этап - развитие умения различать фонемы родного

языка

Кто внимательный. Взрослый называет ряд гласных звуков.
Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном
этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и
более. Символами служат картинки с изображениями положения
губ при произнесении гласного звука.
Поймай звук. В начале игры ведущий называет звук, который
ребенок должен поймать, если услышит. Далее ведущий называет
различные звуки, слоги, слова, делая акцент на заданном звуке.
Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или
выполнить другое, заранее условленное действие.

VI этап - формирование навыков звукового анализа

и синтеза

Данная работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е.
определение наличия звука в слове.
Найди звук. Предложите ребенку рассмотреть какую-нибудь
сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам
звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или
с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте
ребенку фишку, в конце игры подсчитайте, у кого больше фишек,
придумайте награду для победителя.
Два прихлопа - три притопа. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых
начинаются с оппозиционных звуков.
Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из
оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
2. Определение первого и последнего звука в слове, а также
его место (начало, середина, конец).
Кто первый? Взрослый показывает картинку, обозначающую
слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или
«у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке,
выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем
выбирает из звуковых символов тот, который соответствует
начальному гласному в данном слове.
Где спрятался звук? (определения места звука в слове: начало,
середина, конец слова). Использовать для наглядности паровозик с
вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек.
Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно
«свою».
Клубочек. Дети передают друг другу клубочек по кругу,
произнося текст:
По дорожке (Имя ) шла/шёл,
Клубок ниточек нашла/нашёл,
Вы слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите.
Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на
заданный звук и передать клубочек дальше.
Цепи-цепи-кованы. Ребенок (или взрослый) называет слово,
рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет
последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот,
кто дольше всех «тянул» цепочку.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Чудесный мешочек. Ребенок берет из мешочка мелкий предмет,
называет его, определяет и называет первый звук в слове. Рыболов. Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума
предметные картинки, называет их и определяет первый
(последний) звук в слове.
3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза
(определение последовательности, количество и место
звуков по отношению к другим звукам в слове).
Фокусники. Взрослый предлагает ребёнку представить, что он
фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово,
а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово».
Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Собери слово. А) Угадать какое слово получится из первых
звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок
(например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).
Б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые
встречаются в названиях предметных картинок (например, автобус,
пальто, дом – сом)
Пирамида. Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании
пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три.
Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает
детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде
соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды
должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков,
выше — из четырех и, наконец, — из трех.
Умные часы. На циферблате часов вместо цифр расположены
картинки, названия которых состоят из разного количества звуков.
Установив одну стрелку против картинки, название которой
состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти
ей пару: установить стрелку против другой картинки, название
которой состоит из такого же количества звуков.


Задание 4. Разработать конспект обследования ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития. (Конспект)

Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.

Общие сведения.

Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня. Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития

Причины ОНР 2 уровня.

Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного, родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития. Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.

В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.


Патогенез.

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы ОНР 2 уровня.

Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.

Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.

Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.