Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации:тенденции и перспективы развития ( Теоретические аспекты местного самоуправления ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2 Принципы местного самоуправления
2.1 Структура и полномочия представительного органа муниципального образования город Тобольск
2.2 Организационно-правовой статус главы муниципального образования город Тобольск
2.3 Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тобольск
В восьмой главе Конституции Российской Федерации «Местное самоуправление» отсутствует конкретизация указанного принципа, этот пробел в определенной мере может быть компенсирован нормами Европейской хартии местного самоуправления, подписанной Российской Федерацией в Страсбурге 28 февраля 1996 года и ратифицированной в начале 1998 года. Статья 9 Хартии «Финансовые ресурсы органов местного самоуправления» является самой большой из содержащихся в документе и регламентирует положения, содержащие развернутые юридические нормы принципов бюджетной и финансовой самостоятельности муниципальной власти, которые должны быть реализованы в законодательстве стран ее подписавших.
Для создания на практике правовых условий реализации принципов бюджетной и финансовой самостоятельности муниципальной власти, международный нормативный акт требует выполнения следующих условий:
- финансовые ресурсы местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или федеральным законом;
- часть местного бюджета должна пополняться за счет местных налогов и сборов, а их ставки муниципальные власти вправе самостоятельно определять в законных пределах;
- защита более слабых в финансовом смысле муниципальных органов обуславливает введение процедур финансового выравнивания или корректирующих мер, направленных на урегулирование последствий неравномерного распределения источников финансирования, данные процедуры и меры не должны ограничивать свободу выбора муниципальных органов в пределах их компетенции;
- порядок предоставления перераспределяемых ресурсов должен быть согласован с муниципальными органами;
- предоставление субсидий не должно противоречить и вступать в конфликт с основополагающим принципом свободного выбора муниципальными органами политики в сфере их компетенции.
Поскольку Россия подписала и ратифицировала Хартию, данные положения должны быть установлены федеральным законом.
Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальным образованиям передается большое количество полномочий в бюджетной сфере на местах, но по факту муниципальные органы проводят политику субъектов, это обусловлено недостатком собственных финансовых средств у муниципальных органов, участием их в различных региональных программах, для которых выделяются бюджетные целевые денежные средства субъектов Российской Федерации, и др.
Произошедшее в течение 2016 года уменьшение темпа роста экономики России, сопровождавшееся увеличением бюджетных расходов в социальной сфере, вызвало в субъектах рост бюджетных дефицитов, а, следовательно, и дефицит муниципальных бюджетов. Так, объем долга муниципалитетов на начало декабря 2015 года вырос на 12,8% по сравнению с показателем 2014 года и составил 318 079 354,65 тыс. рублей.
В настоящее время правовое регулирование бюджетных отношений муниципалитетов привело к обесцениванию конституционного принципа бюджетной самостоятельности муниципальной власти, постепенно происходит сосредоточение бюджетных средств на федеральном уровне с дальнейшим их предоставлением муниципалитетам по принципу «что осталось», сосредоточение бюджетных полномочий муниципалитетов не только на городском и районном уровне, но и на уровне субъектов. Увеличение бюджетной зависимости муниципальных органов власти от вышестоящих органов проходит совместно с процессами, говорящими о том, что государственная властная вертикаль вобрала в себя всю структуру местного самоуправления. Муниципальные потребности часто удовлетворяются при помощи разного рода недвижимых объектов, в том числе зданий, сооружений, при этом расположение этих объектов вокруг мест проживания территориальных общностей является одним из решающих факторов для установления и утверждения границы муниципального образования. Иным определяющим фактором является потребность включения в границы муниципалитета территории, за счет которой будет происходить социально-экономическое развитие и рост муниципального образования, фактически речь идет о территории для создания новых объектов, целью которых будет являться удовлетворение муниципальных потребностей.
Всем ли муниципалитетам посильно содержать объекты, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей, ведь сфера интересов и запросов граждан постоянно растет.
В Европейских странах проходили исследования, целью которых было определение численности людей в муниципалитете и иных административно территориальных образованиях, при которой выполнение какой-либо местной задачи является наиболее экономически целесообразным. Так, непосредственно перед муниципальной реформой 1970 годов в Дании было выявлено, что наиболее целесообразное использование учебных помещений и преподавателей школы обеспечивается в случае наличия трех параллельных классов с первого по последний и двух параллельных классов для трех лет последующего обучения. Для работы такой школы требуется население в размере 5600 человек. Другие исследования выявили, что дома престарелых на 25-30 мест требуют населения примерно в 3600-5500 человек, а для работы системы «социальной помощи на дому» нужно население в 4200-5500 человек, то есть европейские экономисты выявили, что для полноценной работы муниципалитета нужна численность населения составляющая примерно 50006000 человек.
Чем больше налогоплательщиков, тем больше будет бюджетных поступлений, тем меньше будут расходы местного бюджета на единицу населения. Такой подход к оптимизации расходов называется в экономической науке «эффектом масштаба» или иначе «эффектом синергизма».
Данные переписи населения в России говорят о том, что в настоящее время существует большое количество нежизнеспособных муниципальных образований по указанному выше показателю. 86949 сельских населенных пункта имеют население численностью до 100 человек, 13047 - вообще не имеют постоянного населения, в 55425 сельских населенных пунктах число постоянного населения не больше 100 человек (35,8 %).
Вышеприведенные показатели, выявленные датскими учеными, доказывают необходимую величину численности населения для решения не только местных задач, более широкие во внимание не берутся. Населения в размере 5500-6000 человек достаточно для создания и обслуживания «средней» больницы, в которой не предусмотрено лечение относительно серьезных заболеваний. Для строительства и функционирования более «многопрофильного» лечебного учреждения со сложным оборудованием требуется большее количество населения, не менее 200 000 человек.
По показателю численности населения многие городские населенные пункты России окажутся неспособными решить задачи местного значения. Исходя из данных переписи населения, в 2276 городских поселениях постоянная численность населения 100 тысяч человек и меньше, в 94 - от 100 тысяч человек до 250 тысяч человек, при этом в общей сумме эти поселения составляют 97% всех городских поселений.
Исходя из вышеприведенного экономического анализа, следующим шагом муниципальной реформы, очевидно, будет ликвидация сельских поселений как «неэффективного» элемента местного самоуправления, в тоже время будет происходить «укрупнение» муниципальных образований с целью увеличения их экономического потенциала. Данную стратегию развития диктует как экономическая целесообразность, так и зарубежный опыт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление в роли правового института относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ.
Существует множество законодательных и научных определений местного самоуправления. Основным является определение местного самоуправления, прописанное в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Однако мы считаем, что нужно учитывать и особенности местного самоуправления, отмеченные в научных и иных законодательных источниках, так как без них раскрытие понятия местного самоуправления не будет исчерпывающим. Представляется существенным обозначать местное самоуправление, в том числе, как элемент правового статуса гражданина и способ оптимизации социального управления.
Принципы местного самоуправления представлены как общеправовыми принципами, такими как: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность и другими, так и специальными принципами местного самоуправления (гарантированности местного самоуправления в Российской Федерации, самостоятельности в решении вопросов местного значения, организационного обособления органов местного самоуправления от органов государственной власти, многообразия форм местного самоуправления, соразмерности полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам). И те, и другие играют огромную роль в осуществлении и развитии местного самоуправления, сочетая в себе основы теоретические и практически применимые, наиболее важные свойства, признаки.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч.2 ст.130 Конституции РФ). Согласно ч.1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Обязательными являются представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования и местная администрация.
Представительный орган муниципального образования – выборный и коллегиальный орган, обладающий исключительной компетенцией. Наличие данного органа является обязательным, однако Законом предусмотрены случаи, в которых представительный орган муниципального образования не формируется. Численность депутатов в его составе может быть различной.
Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения, в том числе, издает нормативные правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий и, соответственно, обладает своими обширными полномочиями.
Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, имеющим полномочия по решению вопросов местного значения и выполнению отдельных государственных полномочий, данным органом руководит глава администрации на основе принципа единоначалия.
Таким образом, местное самоуправления – это уникальное явление, представляющее собой институт гражданского общества и, вместе с тем, форму осуществления публичной власти. Значение местного самоуправления несомненно велико и возрастает с каждым годом, так как развитие муниципальных органов является одной из важнейших составляющих в формировании гражданского общества в Российской Федерации.
Список литературы
- Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 02.12.12.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) , с изменениями и дополнениями // РГ. – 2009. – 21 января.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) – п. 1 ст. 215.
- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ(ред. от 03.07.2016) // РГ. – 2003. - 8 октября.
- Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" от 20.03.2016 N 38-ФЗ (действующая редакция, 2016) – ст.2
Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (утв. Указом Президента РФ от 2 ноября 2007 г. N 1451)-(ред.от 29.03.2017г.).
- Устав Тюменской области (принят областной Думой 15 июня 1995) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]
- Закон Тюменской области «О наименованиях, численности, сроках полномочий, порядке формирования и дате выборов органов и должностных лиц местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, а также о продлении сроков полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Тобольск» от 23 декабря 2004 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
- Закон Тюменской области «О местном самоуправлении в Тюменской области» от 22 декабря 2005 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
- Устав города Тобольска (принят решением Тобольской городской Думы от 17.06.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
- Регламент Тобольской городской Думы от 24 апреля 2006 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 7.11.17.
- Положение об администрации города Тобольска от 2 марта 2015 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] .