Файл: Системы автоматизированного проектирования технологических процессов..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
дифференциация операций (конвейерные автоматические линии состоят, как правило, из простых узкоспециализированных станков). Одновременно ши роко используются ТП с многошпиндельными автоматами и с технологиче ской концентрацией операций. Наиболее выражено использование принципа концентрации в условиях мелкосерийного и среднесерийного производства с применением многоинструментальных станков с ЧПУ, обрабатывающих центров, многоцелевых станков
4.9. Технологическая унификация
Научно-технический прогресс в машиностроении обусловливает ус корение темпов создания все более совершенных машин, увеличение числа их типов и типоразмеров, усложнение их конструкций. Это вызывает возрас тание затрат времени и средств на технологическую подготовку. В связи с этим становится особенно актуальной задача технологической унификации. Технологическая унификация - приведение к единой системе методов обра ботки заготовок.
Задачи, решаемые технологом при проектировании ТП, можно разде лить на расчетные и нерасчетные. К расчетным относятся задачи по опреде лению припусков на механическую обработку, операционных технологиче ских размеров, режимов резания, нормы времени и расходов материалов. Решение таких задач сводится к выполнению расчетов по формам, т.е. реше ние их достаточно формализовано. Нетрудно составить алгоритм, позво ляющий решать эти задачи с использованием ЭВМ. Однако большую часть составляют нерасчетные задачи. Это такие задачи, как выбор методов обра ботки, типа оборудования, вида инструмента, назначение схемы базирова ния, способа установки детали, формирование состава операций, определе ние последовательности операций, выбор вида заготовки, определение по следовательности переходов в операции.
Каким же образом технолог принимает решение в каждом из пере численных случаев? Рассмотрим в качестве примера задачу о выборе метода обработки. Пусть в детали нужно обработать отверстие заданных размеров. Для решения рассматриваемой задачи технолог применит уже опробованные методы. В технологии машиностроения известно несколько проверенных на практике методов обработки отверстий: черновые - сверление, рассверлива ние, зенкерование, растачивание; чистовые - развертывание, растачивание, протягивание, шлифование, хонингование. Следовательно, имеется конеч ный набор известных методов обработки (типовых решений), и задача тех нолога состоит в обоснованном выборе одного из них, т.е. работа технолога сводится к принятию одного из типовых решений рассматриваемой техноло гической задачи.
Каждый из методов обработки (типовое решение) имеет свою область рационального применения, которая определяется комплексом условий как технологического, так и организационно-экономического характера. При от сутствии отверстия в заготовке первым черновым переходом назначают сверление. Если окончательные размеры отверстия велики, то сначала свер лят отверстие малого диаметра, а затем его рассверливают. В крупносерий ном и массовом производствах применяют более точные методы получения заготовок, поэтому в заготовке отверстие, как правило, уже имеется. Тогда черновым переходом может быть зенкерование. Однако зенкеры изготовля ют в основном диаметром до 150 мм. При больших диаметрах отверстий не обходимо назначать растачивание и т.д.
Таким образом, основной принцип состоит в обоснованном выборе типового решения. Аналогичен методологический подход и к решению дру гих технологических задач нерасчетного характера. Необходимо отмстить, что типовые решения являются основой технологического проектирования при использовании ЭВМ.
При проектировании ТП используются три уровня технологической унификации:
1)типизация маршрута обработки отдельных (элементарных) поверх
ностей;
2)типизация маршрута обработки сочетаний поверхностей;
3)комплексная типизация ТП обработки заготовок.
Работа по типизации ТП на любом уровне должна начинаться с клас сификации деталей, сочетаний поверхностей и элементарных поверхностей. Основной задачей классификации является приведение всего многообразия заготовок, поверхностей, их сочетаний к минимальному числу типов, для ко торых можно разработать унифицированные ТП.
Типизация маршрутов обработки элементарных поверхностей. В ма шиностроении накоплен большой опыт разработки и использования типовых маршрутов обработки различных поверхностей. Многие,из этих маршрутов зафиксированы в руководящих и справочных материалах.
Число возможных вариантов маршрута может быть довольно боль шим. Вес они, однако, различны по эффективности и рентабельности. Выбор окончательного варианта по этим показателям важен, но сложен и трудо емок. Маршрут выбирают приближенно, оценивая трудоемкость сопостав ляемых вариантов по суммарному основному времени обработки и исполь зуя для расчета нормативные материалы. Более точно выбирают маршрут при сравнении суммарной себестоимости обработки.
Типизация маршрутов обработки сочетаний поверхностей. Под соче танием понимают обычно набор элементарных поверхностей, образующих конструктивный элемент детали определенного функционального назначе ния (например, набор поверхностей, образующих шпоночный паз, шлицы,
замок типа «ласточкин хвост»). Такие наборы поверхностей называются кон структорско-технологическим элементом детали (КТЭ). Признаками классификации КТЭ на подгруппы, типы являются: функциональное назна чение, конфигурация и размеры поверхностей, материал детали, требуемая точность.
Комплексная типизация ТП обработки заготовок. Эта типизация ба зируется на классификации деталей по конструктивно-технологическим при знакам. Она включает в себя анализ и упорядочение отдельных деталей и уз лов с целью объединения конструктивно и технологически сходных деталей в соответствующие классы, группы, типы. Под типом подразумевается сово купность близких по форме и размерам деталей одного класса, которые можно обработать по общему типовому ТП.
В группу включаются детали с разными конструктивными, но обида ми технологическими признаками. Для их обработки используется одинако вое оборудование и оснащение при выполнении всех или отдельных опера ций. Характеристики типового и группового методов обработки приведены в табл.4.2.
Типовые и групповые ТП более подробно рассматриваются ниже.
|
|
Характеристики методов обработки |
|
|
Таблица 4.2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Сопоставимые |
|
|
Технологический процесс |
|
|
|
||||
категории |
|
типовой |
|
|
групповой |
|
||||
Определение по |
Процесс |
изготовления |
группы |
Процесс изготовления группы изде |
||||||
ГОСТ 3.1109--82 |
изделий |
(деталей) с |
общими |
лий (деталей) с различными или об |
||||||
|
|
конструктивными и технологи |
щими конструктивными признаками, |
|||||||
|
|
ческими признаками |
|
во обязательно с общими технологи |
||||||
|
|
Общий (типовой) технологиче |
ческими признаками |
|
||||||
Форма |
органи |
Одна, несколько или все общие опе |
||||||||
зации ТП |
|
ский маршрут, общность техно |
рации на одной оснастке и при одной |
|||||||
|
|
логических операций |
|
(групповой) наладке станка |
|
|||||
Эффективность |
Сокращение затрат времени и средств на технологическую подготовку |
|||||||||
применения |
производства, повышение качества ТП |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Возможность |
использования |
высо |
||
|
|
|
|
|
|
копроизводительных методов массо |
||||
|
|
|
|
|
|
вого производства в условиях серий |
||||
|
|
Крупносерийное |
производство |
ного и мелкосерийного производств |
||||||
Область |
рацио |
Мелкосерийное |
и |
серийное |
произ |
|||||
нального |
при |
деталей |
(шестерни, |
валики, |
водство деталей |
машиностроения и |
||||
менения |
|
кольца, |
втулки); |
изготовление |
приборостроения; |
заготовительные |
||||
|
|
нормализованных и стандарти |
операции в |
мелкосерийном |
произ |
|||||
|
|
зованных крепежных деталей и |
водстве |
|
|
|
|
|||
|
|
режущего инструмента |
|
|
|
|
|
|
4.10.1. Типовой технологический процесс
Идея типизации технологических процессов была предложена про фессором А.П.Соколовским в конце 30-х годов. Типовой ТП является уни фицированным процессом обработки всех деталей (или сборки узлов), при изготовлении которых в соответствии с требуемым конечным состоянием ставятся одинаковые задачи. Он как бы объединяет большое количество ин дивидуальных процессов изготовления. Достигаемое при этом уменьшение всей совокупности технологических процессов, нуждающихся в разработке, ведет к снижению затрат, поэтому типовые ТП могут быть разработаны тща тельно и с использованием новейших достижений науки и передового про изводственного опыта. Типовые решения технологических задач дают наи больший эффект в том случае, если являются комплексными, оптимальными и разработаны с учетом достижений науки и техники.
Первым этапом типизации технологических процессов является клас сификация деталей машин. Детали могут быть разбиты на следующие классы по общности технологических задач, возникающих при их изготовлении: ва лы, втулки, диски, эксцентричные детали (например, коленчатые валы), кре стовины, рычаги, плиты, стойки, угольники, балки, зубчатые колеса, фасон ные кулачки, ходовые винты и червяки, мелкие крепежные детали. Каждый класс деталей разбивается на группы, подгруппы и типы. Типовая деталь объединяет совокупность деталей, имеющих одинаковый план (маршрут) операций, осуществляемых на однородном оборудовании с применением однотипных приспособлений и инструментов.
В практике машиностроения используются различные формы пред ставления типового ТП, различающиеся степенью детализации и возможно стью варьирования характера и содержания операций.
Наименее детализируемой формой является укрупненный типовой маршрут. В его основу положена унифицированная последовательность опе раций, в которой все 100 % операций являются варьируемыми. Операции располагаются в рациональной последовательности. Описание операций ог раничивается указанием метода обработки с ее уточнением или без уточне ния. В уточнениях содержатся дополнительные данные о методе обработки; например, при зубофрезеровании способом обкатки может быть указано фрезерование обкаткой прямых зубьев, фрезерование обкаткой зубьев, рас положенных на торце (торцовых), фрезерование обкаткой косых зубьев. Ук рупненные типовые маршруты могут быть представлены в виде описания (рис. 4.4), графа последовательности операций (рис. 4.5).