ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
106
А3,кН/м
мости \gV-\gN [7, 6], значение AKis —расчетным путем по углу наклона среднеамплитудного участка ДЦТ (по методу В.С.Ивановой). Дискретное изменение характеристики Д//обозначим через Д//как пороговое зна чение Д/f. Отношение последующего порогового значения к предыдущему
назовем коэффициентом квантования aj*пороговых амплитуд Д/у*. Зна чения этих квантований для трех марок стали приведены в таблице.
Таким образом, определение амплитуды циклического /-интеграла Д// в процессе субкритического распространения усталостной трещины позволяет выявить критические ситуации, возникающие при продвиже нии трещины. Они отвечаю дискретному изменениюДJf в зависимости от АК, т.е. пороговым значениям Д//. При этом, как видно из таблицы, коэффициент квантования этих значений для данного материала изменя ется мало. Это открывает перспективу прогнозирования одних пороговых значений AJ/по экспериментально найденным другим значениям.
Кроме того, зная Д/в*и предварительно определив Мд-критерий (по исходным данным зависимости длины трещины от числа циклов), можно
по другим пороговым Д//оценитьпороговые значения АК*.
О соответствии пороговых значений AJf точкам бифуркаций.При рас смотрении пороговых ситуаций в процессе субкритического роста усталост ной трещины, отвечающих значениям AJ/ (и соответствующих пороговых АК*), может возникнуть вопрос о справедливости отождествления их с точками бифуркаций. Такое отождествление будет оправданно, если к смене микромеханизма усталостного разрушения при пороговых ситуациях
107
Коэффициентыквантования aj* пороговых значений амплитуд циклического /-интеграла AJf
Сталь |
|
(flj*)а |
О1/*)3 |
Среднее |
|
|
|
|
значение aj* |
Х18Н10Т |
1,77 |
1,66 |
1,77 |
1,73 |
09Г2СШ |
1,96 |
1,95 |
1,98 |
1,96 |
Сг.20 |
1,70 |
1,74 |
- |
1,72 |
подойти с точки зрения не внезапной замены одного микромеханизма дру гим, а с точки зрения концепции раздвоения доминирующего микромеха низма разрушения. Такая концепция подразумевает конкурентную борь бу микромеханизмов разрушения, выживания наиболее оптимального в
новых условиях нагружения и напряженного состояния в зоне вершины усталостной трещины,т.е.в новых условиях диссипации энергии.
Подобная концепция согласуется с представлениями В.С.Ивановой1о связи роста усталостной трещины с кооперацией двух конкурирующих механизмов разрушейия - микросдвига и микроотрыва, причем каждый
акт продвижения трещины связан с образованием критического зародыша трещины по механизму микросдвига или микроотрыва в зависимости от структурного уровня деформации и характера структурно-неустойчивых
состояний. Зарождение микротрещины по механизму микросдвига связа но с достижением критической плотности дислокаций (в плоскости сколь жения), а по механизму отрыва —с достижением критической плотности дисклинаций в элементе объема, претерпевшем предельную пластическую деформацию.
Согласно упомянутой выше статье В.С. Ивановой, локальное хрупкое
разрушение происходит в результате микросдвига (низкоэнергоемких плоских скоплений дислокаций), которое инициируется сдвиговой неустой чивостью (трансляционной модой пластической деформации). На поверх ности разрушения обнаруживаются фасетки сдвига или скола. Вязкое разрушение происходит в результате микроотрыва (высокоэнергоемких скоплений дефектов —дисклинаций), которое инициируется ротационной неустойчивостью (ротационной модой пластической деформации).Фрактографическими признаками подобного разрушения являются усталостные бороздки и ямочный микрорельеф.
Перейдем к поэтапному рассмотрению конкурентной борьбы микро механизмов разрушения в процессе субкритического роста усталостной трещины в связи с достижением точек бифуркаций.
Дело в том,что если прициклическом нагружении растяжением образца с надрезом до порогового AK%h разрушение происходит, например, под влиянием сдвиговой деформации, то эта деформация, будучи доминирую щей, является почти стопроцентной, т.е. занимает почти всю площадь уста лостного излома образца. При достижении Д/С*ь появляется раздвоение доминирующего микромеханизма рузрушения на двй возможных: напри-
1ИёановаВ.С.Синергетикаразрушения и механические свойства //Наст.сб.
108
мер,для мягкой стали [21] это механизм микросдвига (£ц) и межзеренного разрушения (скола),которые имеют место и после достижения №%h. Однако доминирующая роль микросдвига падает, а роль межзеренного разрушения возрастает. Вмомент достижения начала среднеамплитудного участка Пэриса (А/ *_2 ) наряду с межзеренным разрушением, какглав ным, возникает механизм микроотрыва.Раздвоение микромеханизма раз рушения приводит затем к полному подавлениюмежзеренного механизма и быстрому возрастанию роли микроотрыва в виде бороздок усталости (80-90% всей площади излома). Подобный механизм микроотрыва в виде усталостных бороздок наблюдается для целого ряда материалов (нержа веющие и мягкие стали, алюминиевые и титановые сплавы, медь,никель, молибден,хром,цинк [22] идр.).
При достижении пороговых Д/в* (или ДКа) характер микрорельефа изломов также меняется. Раздвоение микромеханизма разрушения заклю чается в том, что наряду с сохранением бороздок усталости;которые под вергаются значительным изменениям (они становятся более короткими, прерывистыми, волнистыми), начинает появляться ямочный вид разруше ния либо скольный. Изменение вида усталостных бороздок можно объяс нить тем, что равномерный или равноускоренный рост трещины (до Д/а*, ДКа ) позволяет формировать более ’’идеальные” бороздки, а резко воз растающее ускорение (при достижении Д/а*, АКа) разрушает прежний ’’ла минарный” режим формирования их и объясняется вмешательством нового конкурирующего микромеханизма разрушения. Происходит смена долей конкурирующих микромеханизмов. Роль нового микромеханизма разру шения, адаптирующегося к новым условиям нагружения и кинетики роста трещины, возрастает, а роль прежнего микромеханизма.разрушения
уменьшается.
Как указывалось выше, достижение АКа (или Д/а*) знаменует изме нение ряда других важных параметров и свойств. Поэтому можно считать, что достижение подобной пороговой ситуации соответствует достижению точки бифуркации. Это подтверждается также аналогией пороговых ситуа ций, имеющих место на зависимостях, представленных на рис.4, 5, 7 и 8.
Представленная на рис. 7 зависимость скорости роста трещины от числа циклов указывает на наличие перелома,что говорит о скачкообразномизме нении кинетики роста усталостной трещины: от почти равномерного (или равноускоренного) роста к распространениюс постоянно возрастающим ускорением. По аналогии можно напомнить, что точкой бифуркации счи таю переходотламинарного течения жидкости к турбулентному.
Интерес представляет рассмотрение зависимости выходной мощности лазера от мощности накачки (входной мощности) выше и ниже порога генерации (рис. 8). Приводя эти данные, Хакен [1] отмечает,что в пере ходной области перелома (порога генерации) обнаруживаются черты, характерные для фазовых переходов. Макроскопические свойства лазера коренным образом меняются, и эта точка является точкой бифуркации.
Как видно, и в нашем случае достижение пороговых значений Д/а и АКа при росте усталостной трещины резко меняет характер макроскопи ческого разрушения (см.рис.5-7) и является порогом генерации,другими словами,порогом мощности ’’накачки”.
Пороговые A/*, HiTlsозначают переходиз области квазиупругого роста
109
Рис. 7.Перегибызависимости скорости роста тре щиныусталости от числа циклов при достижении. АК= &Ка
1—алюминиевый сплав Д16, 2 —ст. 20, 3 — 38XH3, 4- 20ХН
Рис.8. Зависимость выходной мощности лазера |
|
(И/) от мощности ’Закачки" (входной мощнос |
|
ти) |
(О [1] |
|
1 —точка бифуркации, 2 —порог генерации |
Рис,9. Определение пороговых значений AJf(то чек бифуркаций) по дискретному изменениюза висимости ДJf от АК
трещины усталости в область упругопластическую и совпадение микро-и макроскорости роста трещины (ширины бороздок усталости и скачка трещины за цикл,нагрузки).
При достижении пороговых Л/2*_3и A/f2_3 бороздчатый микромеха низм разрушения перестает быть доминирующим. Раздвоение основного микромеханизма заключается в том, что, помимо него, резко проявляют
себя элементы другого вида разрушения. Разрушение происходит по сме шанному типу (Kiи,по-видимому,Кт ). Затем, как правило, доминирую щим микромеханизмом разрушения становится либо ямочный (механизм микроотрыва, вязкое разрушение), либо межзеренный (механизм микро сдвига, хрупкое разрушение). Смена микромеханизма разрушения означа
ет достижение точки бифуркации.
110
Таким образом, концепция раздвоения доминирующего микромеханиз ма разрушения при достижении пороговых ситуаций объясняет соответст вие пороговых значений ДIf, АК*точкам бифуркаций.
Взаключение следует указать,что начиная с 30-х годов процесс распрост ранения усталостной трещины перестали рассматривать как мгновенный акт разрушения. До начала 60-х годов процесс усталостного разрушения тщательно изучался с точки зрения накопления в материале предельной энергии разрушения или предельной плотности дислокаций,ответственных за элементарный акт разрыва межатомных связей. Развитие усталостной трещины исследовалось без применения подходов и критериев линейной механики разрушения. Лишь с опубликованием работ Пэриса-Эрдогана внимание многих исследователей привлекла заманчивая возможность использовать критерий механики разрушения (коэффициент интенсивности напряжений) и связать его со скоростьюраспространения усталостной трещины. Начиная с 1963 г. появилось большое число экспериментальных данных, посвященных связи амплитудных значений ДК со скоростью роста трещины, а позже появились опытные данные для области цикличес кого доломаДЦТ,а также и для припороговой области,которая и в настоя щее время интенсивно изучается.
Дальнейшие исследования позволили уточнить ДЦТ на всем протяжении от ДKih до KfC.На рис. 1отмечены точки, соответствующие пороговым АК*
В.В. Панасюк [23] указывает, что основная идея подхода механики разрушения твердого тела (имея в виду развитие трещины в деформируе мом теле) сводится к переходу элемента деформируемого тела из сплош ного (С) состояния в разрушенное (Р). Этот переход сопровождается не которым промежуточным (П) состоянием деформируемого тела,которое необходимо (обязательно!) учитывать прирешении задачио прочности тела
с дефектами типа трещины [23].
Вобласти (П) материал деформирован всегда за предел упругости, и, как указывается в работе [23], здесь совершаются наиболее интенсивные процессы пластического течения, взаимодействия с окружающей средой, диффузионные процессы, повреждаемость материала и другие явления, предопределяющие в конечномсчете локальное разрушение материала [23], т.е.происходит переходот Ск Пи затем от Пк Р.
Вработе [23] отмечается также,что учет П-состояний материала в рам ках механики сплошных сред требует введения новых (по сравнениюс классическим) расчетных концепций и моделей.
На основании изложенного становится ясно,что концепция амплитуды циклического /-интеграла AJf дает возможность учесть это П-состояние материала в случае наличия нагрузки циклического характера. Сдругой стороны, рассматривая процесс разрушения с синергетических позиций, можно считать, что деформируемое твердое тело является открытой систе мой и отвечает требуемому синергетикой условиюобмена энергией с внеш ней средой (’’накачка” энергии и ее диссипация). Этот обмен наиболее интенсивно происходит в активной зоне у вершины усталостной трещины (в промежуточной зоне П),результатом являетсялокальное разрушение.
Если достижение сильно возбужденного состояния в зоне предраэрушения считать порогом локальной неустойчивости [24], то усталостное раз
111
рушение явится следствием самоорганизующегося неравновесного фазо вого (кинетического) перехода на различных структурных уровнях при достижении точек бифуркации.Хакен [1] отметил, что общая особенность рассматриваемых явлений перехода —это внезапные изменения на макро скопических масштабах, т.е. изменение свойств. Параметры свойств мате риала, выявляемые в точках бифуркаций, имеют фундаментальное зна
чение.
Следовательно, пороговые значения Д//, отвечающие дискретным изменениям ДJfс ростом длины усталостной трещины и связанные с дости жением точек бифуркаций, являются важнейшими характеристиками циклической трещиностойкости, имеющими вполне определенный фи
зический смысл (рис.9).
ЛИТЕРАТУРА
1.Хакен Г. Синергетика.Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся систе махи устройствах.М.:Мир,1985.423 с.
2.Гуревич С.Е.Некоторыеаспектыусталостноймеханикиразрушения //Цикличес кая вязкостьразрушения металлов исплавов! М.:Наука,1981.С 19-38.
3.Новожилов В.В.Онеобходимом и достаточном критерии хрупкой прочности // ПММ.1962.Т.33,№2.С.212-222.
4.Журков С.Н.,Нарзуллаев Б.Н.Временная зависимость прочности твердых тел // ЖТФ.1953.Т.23,вып.10.С 1677-1690.
5.Гуревич С.Е., Едидович Л.Д.Пороговые значения коэффициента интенсивности напряжений на стадии докритического роста усталостной трещины// Крат. докл. VI Всесоюэ. совещ.по усталости металлов. М.: ИМЕТим. А.А. Байкова АНСССР. 1971.С 178.
6.Гуревич С.Е.,Едидович ЛД, Оскорости распространениятрещиныи пороговых значениях коэффициента интенсивности напряжений в процессе усталостного разру шения ЦУсталость и вязкость разрушения металлов. М.: Наука, 1974. С 36-78.
7.Гуревич С.Е.,Едидович Л.Д.Определение деформации в пластическойзоне око ло вершиныусталостнойтрещины//Тамже.М.:Наука,1974.С 210-214.
8.Кишкина С.И., Старова Е.Н.Некоторы особенности роста трещины усталости
втонких пластинах алюминиевых сплавов // Проблемыметалловедения цветных сплавов.М.:Наука,1978.С 166-180.
9.Шур ЕЛ. Некоторы практические аспектыизучения живучести металлических материалов//Физ.-хим.механикаматериалов.1978.Т.14,№6.С 53-58.
10.Георгиев М.Н., Рощин С.Н., Тябликов Ю.Е. и др. Влияние температуры на сопротивление развитиюусталостных трещин в сталях Ст.Зсп, 18Гпс и 09Г2С // Пробл.прочности.1978.№5.С 45-50.
11.Сосновский ЛА., Марченко В.ТФрактографическое исследование закономер ностей усталостногоповреждения стали45//Физикаметалловиметалловедение.1976. Т.42,№2.С.377-284.
12.Иванова В.С. Концепция циклической вязкости разрушения // Циклическая вязкостьразрушенияметаллов и сплавов.М.:Наука,1981.С 5-19.
13.Иванова В.С. К определениюциклической вязкости разрушения в условиях подобия предельного состояния // Физ.-хим.механика разрушения. 1982. Т.18,№4. С 77-86.
14.Иванова В.С.Одискретности и автомодельности зоныразрушения при стабиль номростеусталостнойтрещины//Пробл.прочности.1982.№5.С 91-98.
15.Методические указания. Расчетыи испытания на прочность. Методымеханичес ких испытаний металлов.Определениехарактеристик сопротивленияразвитиютрещи ны(трещиностойкости) при циклическом нагружении. РД50-345-82. М.: Изд-во стандартов,1983.96 с.
16.ИвановаВ.С.,Гуревич С.Е„БурбаВ.И,Определениестадийностироста усталост ной трещиныпо изменениюпараметров петли локального гистерезиса//Изв.АНСССР. Металлы.1987.№2.С.116-122.
112