Файл: Лекционный курс оценка, охрана и управление интеллектуальной собственностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Капитализация ИС путем амортизации нематериальных активов предприятия
Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их

111 полезного использования. Амортизация не начисляется: по нематериальным активам с неопределенным сроком, по нематериальным активам некоммерческих организаций.
При принятии нематериального актива к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования. Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды. Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.
Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:
- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации
Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по НА производится одним из следующих способов:
- Линейный способ;
- Способ уменьшаемого остатка;
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом.
Способ определения амортизации нематериального актива выбирается организацией. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих


112 экономических выгод от использования нематериального актива не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений рассчитывается: а) при линейном способе - исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива; б) при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости
(фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой - установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе - оставшийся срок полезного использования в месяцах; в) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
Способ определения амортизации нематериального актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бухгалтерского учета. Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания этого актива с бухгалтерского учета.
Нематериальные активы, предоставленные правообладателем в пользование, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете. Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится правообладателем. Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.


113
Привлечение инвестора
Инвестор готов вкладывать деньги в рисковый инновационный проект, в создание и использование конкретного нового продукта, технологии и т.п. в том случае, если он получит определенные гарантии возврата инвестиций, уменьшающие его риски. Такой гарантией может быть получение инвестором исключительных имущественных прав на
ОИС. Для включения инвестора в состав правообладателей (патентовладельцев) используется механизм отсроченной экспертизы при получении охранного документа в
РФ и механизм конвенционного приоритета парижской конвенции при получении охранного документа в других странах (см. разделы 3, 4 и 14 данной работы)
7.3. Процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности
Использование ОИС происходит в рамках процесса коммерциализации. Под коммерциализацией понимается процесс превращения идеи, результатов НИОКР в коммерчески значимый продукт/услугу на основе ОИС, обеспечивающий получение прибыли.
Выделяют 3 модели коммерциализации («Коммерциализация технологий: Теория и практика» Учебно методическое пособие/ Под редакцией С. Я., Бабасина, В.Г. Зинова –
М.: Монолит, 2002):

нерыночный подход (иначе называемый «любительским» или «не профессиональным»);

предпринимательский подход;

Посреднический подход (также именуемый «сталкерским»).
Рассмотрим эта модели.
Нерыночный подход
Наиболее распространенный и наиболее рискованный вариант коммерциализации.
Как правило, в этом варианте группа изобретателей, авторов технологии, продолжает в неизменном составе продвигать свою идею к рынку, мало уделяя внимание вопросам коммерции, финансов, кредитов и т.п. Конечная цель такой группы увидеть реализацию своей идеи и попутно, если получится, получить доходы от этой реализации.
Такая модель коммерциализации технологий действует аналогично маркетинговой концепции предприятия, ориентированной на сбыт, исходя из утверждения "все придуманное и производимое можно продать, если приложить достаточно усилий".
По происхождению источника движения, главной движущей силы, организующей

114 процесс перевода технологии, результатов НИОКР из стадии проекта в реальные де- нежные средства, этот случай коммерциализации технологий можно отнести к варианту "технологический толчок".
"Технологический толчок" – когда источнику идеи в виде результатов НИОКР, новой технологии, ОИС ищется область практического применения на реальном рынке товаров и услуг. Основная движущая сила - авторы (разработчики) технологии, ОИС.
Типичная для этого случая ситуация такова: у разработчиков имеется сама технология, есть желание ее применить, но при этом нет ни денег на ее коммерциализацию, ни коммерческих навыков, умений и специальных знаний о том, как можно распоряжаться интеллектуальной собственностью.
Предпринимательский подход.
В этом случае, уже не разработчик - автор идеи, а свободный предприниматель, обнаружив рыночную нишу, начинает искать технологию, ОИС с помощью которых он сможет наладить выпуск товаров, отвечающих потребностям определенного сегмента рынка, опередить конкурентов и заработать прибыль.
Эта модель, в отличие от нерыночного подхода, полностью соответствует принципам маркетинга, поскольку ищется способ удовлетворить потребности потребителей. При этом залогом будущего конкурентного преимущества призывается стать инновационная технология или ноу-хау, ОИС.
Посреднический подход.
Существуют профессиональные игроки рынка инноваций, так называемые "проводники технологий", своеобразные "сталкеры". Они либо располагают информацией, где и какой корпорации требуется та или иная новая технология (при этом они знают, где ее можно получить), либо умеют привлечь интерес инвесторов к перспективным проектам. Сталкеры редко занимаются выращиванием проектов, чаще их интерес - свести одну сторону с другой, получив при этом свои комиссионные в виде оплаты или доли в бизнесе.
Роль сталкеров часто выполняют бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании и бизнес-брокеры, занятые в сфере покупки-продажи инновационных и венчурных предприятий.
По происхождению источника движения, главной движущей силы, организующей процесс перевода технологии, результатов НИОКР из стадии проекта в реальные де- нежные средства, два последних случая коммерциализации технологий можно отнести к


115 варианту "рыночное вытягивание".
"Рыночное вытягивание" - рынок называет новую потребность и тот товар, который с большой вероятностью будет востребован потребителями в ближайшем будущем. Предприниматели, которые увидели шанс построить на этом товаре коммерческий успех, устремляются на поиск нужных технологий, способных создать новый конкурентоспособный товар. Найдя такую технологию, ОИС они стараются внедрить ее в реальный сектор экономики.
Основная движущая сила рыночного вытягивания - предприниматели или проводники технологий (профессиональные инновационные консультанты - сталкеры).
Основные различия между этими силами представлены в табл. 7.1.
Типичная ситуация рыночного вытягивания:
• у предпринимателей, имеющих опыт, знания и определенное "чутье" рынка, нет технологии и даже, возможно, нет полноценных денежных ресурсов для ее приобретения, но зато есть понимание того, какой товар ожидается определенной группой потребителей, и каким образом, благодаря прорывной технологии, будет обеспечено устойчивое конкурентное преимущество и позиция на рынке;
• у профессионального технологического консультанта появляется заказ или хотя бы представление о том, что какому-то заказчику понадобится та или иная технология и можно будет заработать на ее трансфере от разработчиков к своему клиенту.
Таблица 7.1
Рыночное вытягивание. Основные различия движущих сил
Показатель
Предприниматели
Сталкеры
Стратегия
Управление процессом коммерциализации технологий
Посредничество без вовлечения в процесс коммерциализации
Стратегия входа и выхода в бизнес
Есть
Нет
Определяющий элемент стратегии выбора пути
Производство или продажа технологии
Только продажа технологии
Степень финансовых рисков
Большая
Меньшая
Контакт с рынком труда
Есть
Нет

116
Способ получения дохода
Предпринимательский процент, доля доходов, доля в акциях, в том числе и комиссионный процент)
Комиссионный процент, гонорар за дополнительные услуги (консалтинг, оценка, аудит)
Степень знания рынка
Достаточная для старта производства
Достаточная для написания бизнес-плана инвестору и консалтинга клиенту
Следует обратить внимание на то, как схожи и взаимозависимы понятия моделей коммерциализации технологий (нерыночная, профессиональная, посредническая) и вариантов движения (рыночное вытягивание или технологический толчок).
Нельзя сказать, какой из двух вариантов (технологический толчок или рыночное вытягивание) лучше, какой хуже. Они разные. У каждого - свои плюсы и минусы, которые, в зависимости от отрасли, могут менять свои знаки на противоположные. Достоинства при этом могут становиться недостатками, и наоборот.
Стратегия коммерциализации технологий вырабатывается в результате решения: продавать результаты интеллектуальной деятельности (в форме лицензии, передачи прав и т.п.) или организовывать на базе новой технологии производство товаров. Довольствоваться малым, но менее рисковым и хлопотным, либо попробовать получить больше, пойти на риск, затевая производство, продвижение, сбыт.
Этот выбор можно определить и другими категориями: входить или не входить в бизнес.
С этой точки зрения, имеется два способа-стратегии коммерциализации: или
продажа прав на ОИС - лицензирование, т.е. предоставление кому-то права на производство и продажу конкретного товара (продукции/услуг), произведенного с использованием ОИС, или организация самостоятельного производства продукции на основе ОИС и продажа такой продукции/услуг, то есть, без передачи прав на ОИС. Обе стратегии имеют свои особенности и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе стратегии.
Стратегия лицензирования
Под лицензированием понимается предоставление правообладателем другим лицам, не являющимся правообладателями, разрешения на использование охраняемой интеллектуальной собственности на основании лицензионного договора. По лицензионному договору правообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности в объеме и на срок, предусмотренном договором,


117 другому лиц у (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.
Лицензирование привлекает многих изобретателей, потому что потребность в собственных деньгах, объем стоящих перед изобретателем задач, необходимость в собственных поисках специалистов, решение массы производственных и иных задач и т.п. оказываются значительно меньшими, чем при организации собственного производства.
Но следует учитывать, что: во-первых, совсем не просто найти покупателя лицензии. Во- вторых, лицензирование имеет свои "за" и "против".
Лицо, создавшее интеллектуальную собственность, теряет контроль над ней.
Обычно на длительное время, а часто вообще навсегда. Участие создателя в проекте уменьшается. В большинстве случаев он не будет иметь никакой дальнейшей прямой причастности вообще или может быть использован лицензиатом как консультант, но обычно только на ограниченный срок.
Найти подходящего лицензиата очень трудно. Неподходящий же может
«похоронить» комерциализируемую интеллектуальную собственность. Даже если изобретатель сможет, в конечном счете, вернуть свой патент, это может быть слишком поздно.
Положительные стороны лицензирования заключаются в том, что оно позволяет получать доход от интеллектуальной собственности, освобождая при этом от решения множественных проблем организации производства и сбыта.
Лицензирование отвечает интересам тех, кто хочет заниматься только изобретательством. При принятии решения о лицензировании необходимо учитывать:

Имеет ли ОИС патент или другую юридическую защиту? Если нет, то никакая компания не захочет рисковать, вкладывая капитал в незащищенное новшество.

Имеется ли действующий образец на основе ОИС? Если нет, то доказать лицензиату, что товар будет конкурентоспособным бывает очень трудно. Если такой образец отсутствует, то его должен будет сделать лицензиат, а это скажется на заключении сделки и определении ее стоимости.

Имеются ли достоверные и подтвержденные данные относительно размера рынка и цен на такой же или сопоставимый товар

Можно ли привести расчеты по себестоимости производства, да еще для различных объемов производства. Это позволит определить, какие платежи от лицензиата можно реально требовать. Если такой информации нет, то придется принять условия