Файл: В российской федерации е. П. Забелина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
Е.П. ЗАБЕЛИНА
--------------------------------

<*> Zabelina E.P. Social powers of municipal authority in the Russian Federation.
Забелина Елена Павловна, докторант Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук.
В данной статье раскрывается содержание полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере, анализируются вопросы их правового регулирования и практической реализации в муниципальных образованиях Российской Федерации. Автор обосновывает важную роль и значение социальных полномочий органов муниципальной власти в решении социальных задач современного государства.
Ключевые слова: муниципальная власть; органы местного самоуправления; полномочия; социальная сфера; вопросы местного значения; государственные полномочия; координация.
In the article the maintenance of powers of local governments in social sphere reveals, questions of their legal regulation and practical realization in municipal unions of the Russian Federation are analyzed. The author proves an important role and value of social powers of bodies of municipal authority in the decision of social problems of the modern state.
Key words: municipal authority; local governments; powers; social sphere; questions of local value; the state powers; coordination.
В рамках конституционной модели социальной государственности в Российской Федерации функции социального государства как направления деятельности по решению социальных задач, стоящих перед современным государством, реализуются с учетом распределения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.

Разграничение полномочий в социальной сфере (социальные полномочия) органов государственной и муниципальной власти направлено прежде всего на то, чтобы как можно более эффективно решать важные социальные проблемы в условиях модернизации Российского государства.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации <1>, определила в качестве приоритетных задач в социальной сфере до 2020 г. качественное и достойное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

В связи с указанными обстоятельствами активизируются роль и значение органов местного самоуправления в системе социальной государственности в Российской Федерации. Ведь именно на территории муниципального образования граждане непосредственно реализуют свои жилищные и трудовые права, право на получение образования, медицинской помощи, социального обеспечения, право на доступ к культурным ценностям и другие права, закрепленные в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

На муниципальном уровне в рамках общегосударственной социальной политики органами местного самоуправления проводится муниципальная социальная политика, затрагивающая такие важные сферы общественной жизни, как здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, социальная защита и социальное обеспечение населения и т.д. В соответствии с действующим федеральным законодательством органы местного самоуправления реализуют полномочия в жилищной сфере, по вопросам регулирования ЖКХ, по обеспечению гарантий, установленных для отдельных категорий граждан.

В основе установления правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере законодательно определен территориальный уровень местного самоуправления: в Российской Федерации социальные полномочия осуществляют преимущественно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Определяя концептуальные подходы к анализу особенностей правовых норм федерального законодательства, регулирующих муниципальную деятельность в социальной сфере, следует признать, что органы местного самоуправления осуществляют социальные полномочия в целях решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" непосредственно закрепляет положение о том, что "органы местного самоуправления реализуют полномочия в области охраны здоровья граждан в целях решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для муниципальных образований в Российской Федерации" <3>.

--------------------------------

<2> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

<3> Российская газета. N 263. 2011. 23 ноября.
В соответствии со статьей 17 указанного Закона органы местного самоуправления создают условия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, информируют население муниципального образования, в том числе и через СМИ, о возможности распространения

социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий, участвуют в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и ее компонентов, в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, в реализации разработанных мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований органы местного самоуправления реализуют полномочия в области физической культуры и спорта.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <4> органы местного самоуправления определяют основные задачи и направления развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, организуют проведение муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, организуют физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан; утверждают и реализуют календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; организуют медицинское обеспечение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; содействуют обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

--------------------------------

<4> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
Органы местного самоуправления наряду с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, осуществляют муниципальную деятельность в социальной сфере на основании и во исполнение законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <5> определено, что органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями, в том числе и в социальной сфере. К примеру, часть 2 статьи 26.3 указанного Закона предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по осуществлению социальной поддержки и социального обслуживания: граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Также органы местного самоуправления могут осуществлять государственные полномочия по социальной поддержке ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (многодетные семьи, одинокие родители), жертв политических репрессий и малоимущих граждан.


--------------------------------

<5> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Органы государственной власти самостоятельно определяют объем и вид передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В качестве примера можно привести положение статьи 17 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - органы местного самоуправления обеспечивают организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения только в случае передачи им соответствующих полномочий, с учетом требований статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как показывает практика, на основании законов субъектов Российской Федерации значительно расширяется компетенция органов местного самоуправления в социальной сфере, тем самым активизируется их деятельность по осуществлению государственных социальных полномочий на территории того или иного субъекта Российской Федерации. Показательным в этом отношении является Закон Ярославской области от 16 декабря 2009 г. N 70-з "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области" <6>, предусматривающий осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий не только в сфере охраны труда и социально-трудовых отношений, в сфере оказания социальной помощи отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и Социальным кодексом Ярославской области; в сфере предоставления социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детям и подросткам с ограниченными физическими и умственными возможностями, женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации; в сфере социальной поддержки населения по организации предоставления социальных услуг в соответствии Социальным кодексом Ярославской области в части предоставления освобождения от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования, обеспечения отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей погибших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, безнадзорных детей, предоставления бесплатного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях
, обеспечения имуществом при выпуске из муниципального образовательного учреждения, подготовки к поступлению в образовательные учреждения без взимания платы; в сфере опеки и попечительства, в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

--------------------------------

<6> СПС "КонсультантПлюс".
На основании данного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; по организации предоставления социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг безработным гражданам; по назначению и выплате денежных компенсаций в части компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и реабилитированным лицам, многодетным и приемным семьям, педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности (пенсионерам из их числа), а также лицам из числа работников государственных организаций; компенсации расходов на транспортное обслуживание, компенсации расходов на содержание ребенка в дошкольной образовательной организации; по назначению и выплате денежных выплат в части единовременной выплаты по беременности и родам, единовременной выплаты на погребение, единовременной выплаты к началу учебного года, ежемесячной выплаты на дополнительное питание, на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной выплаты неработающим пенсионерам, инвалидам вследствие военной травмы, на ребенка-инвалида, ежемесячного пособия на ребенка, единовременного денежного пособия при выпуске из образовательного учреждения, единовременной выплаты при рождении ребенка или устройстве его в семью, ежемесячной выплаты на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), единовременной выплаты семьям, имеющим детей (региональный семейный капитал); по назначению и выплате денежных выплат в части ежемесячной выплаты на детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей; по назначению и выплате денежной компенсации эксплуатационных расходов