Файл: В российской федерации е. П. Забелина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


--------------------------------

<20> Например, Федеральный закон от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" закрепляет за органами местного самоуправления полномочия по осуществлению контроля в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. На основании ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В юридической литературе муниципальный контроль в социальной сфере рассматривается через выделение отраслевого муниципального контроля в соответствующей сфере (образование, здравоохранение и т.д.) <21>. Вместе с тем уставы муниципальных образований непосредственно закрепляют ведомственный муниципальный контроль. Представляется, что ведомственный муниципальный контроль является разновидностью муниципального контроля в социальной сфере, который осуществляется уполномоченными структурными подразделениями местной администрации в отношении подведомственных им муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и т.д. К примеру, Устав города Нижнего Новгорода осуществление ведомственного контроля закрепляет непосредственно за администрацией города <22>.

--------------------------------

<21> Муниципальное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 "Юриспруденция", 080504 "Государственное и муниципальное управление" / Под ред. А.Н. Костюкова. М., 2007. С. 351.

<22> Статья 43 Устава города Нижнего Новгорода // СПС "КонсультантПлюс".
Наряду с ведомственным муниципальным контролем в социальной сфере можно выделить и межведомственный муниципальный контроль, предполагающий контрольную деятельность в отношении одного и того же объекта различными организационными структурами органов муниципальной власти. Например, в случаях, предусмотренных правовыми актами, муниципальный контроль за использованием бюджетных средств муниципального образования осуществляется в отношении муниципального образовательного учреждения одновременно органом управления образованием и органом, осуществляющим муниципальный финансовый контроль и т.д. <23>.

--------------------------------

<23> Постановление Администрации города Омска от 11 ноября 2011 г. N 1452-п "Об утверждении Плана мероприятий Администрации города Омска по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг" // СПС "КонсультантПлюс".

Органы местного самоуправления осуществляют координационную функцию в отношении организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на территории муниципального образования. Для этого органы местного самоуправления, например в области образования, координируют деятельность при оказании помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому <24>, при разработке годовых календарных учебных графиков образовательными учреждениями различных форм собственности <25>.

--------------------------------

<24> См.: п. 5 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // СПС "КонсультантПлюс".

<25> Там же. Пункт 8 ч. 2 ст. 32.
Для выработки согласованных решений по социально-значимым вопросам при органах местного самоуправления формируются соответствующие координационные советы, комитеты, комиссии, целью создания которых является выработка согласованных решений по социально значимым вопросам. Такие координационные структуры позволяют коллегиально принимать решения по вопросам улучшения жизнедеятельности населения. Так, например, с 2006 г. ежемесячно проводятся заседания коллегии при мэре города Омска <26>. Коллегия является совещательным органом, и ее решения носят рекомендательный характер. Члены коллегии занимаются рассмотрением и принятием решений по наиболее важным вопросам администрации города, среди которых: социально-экономическое развитие города, формирование и реализация ценовой и тарифной политики, вопросы в сфере социальной политики, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

--------------------------------

<26> Постановление мэра города Омска от 28 июня 2006 г. N 192-п "О коллегии при Мэре города Омска" // СПС "КонсультантПлюс".
Практически во всех муниципальных образованиях действуют Соглашения о социальном партнерстве, участниками которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, объединения работодателей и представители профсоюзных организаций <27>. В рамках указанных Соглашений не только осуществляется взаимодействие между его участниками по вопросам обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест, улучшения условий и охраны труда, снижения задолженности по заработной плате, но и реализуется право органов местного самоуправления устанавливать квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите

, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан <28>.

--------------------------------

<27> Распоряжение мэра города Омска от 15 апреля 2003 г. N 573-р "Об Омском территориальном Соглашении "О социальном партнерстве на 2003 год" // СПС "КонсультантПлюс".

<28> Статья 25 Закона РФ "О занятости в Российской Федерации".
С учетом изложенного необходимо отметить, что в условиях дефицита бюджетных средств для финансирования социально значимых проектов и значительного увеличения числа социально незащищенных категорий граждан именно органы местного самоуправления, осуществляя координацию в системе муниципального управления в социальной сфере, с учетом интересов различных социальных групп согласовывают усилия органов государственной и муниципальной власти, а также организаций, расположенных на территории муниципального образования, направленные на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Российской Федерации.

В настоящее время сочетание законодательного и муниципально-правового регулирования социальных полномочий муниципальной власти позволяет отметить, что деятельность органов местного самоуправления в социальной сфере направлена прежде всего на выполнение социальных обязательств, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, среди которых строительство объектов социальной сферы, обеспечение населения комфортным жильем, охрана здоровья граждан, повышение качества и доступности медицинской помощи, развитие инфраструктуры учреждений культуры, дополнительного образования детей, повышение эффективности работы муниципальных учреждений образования, физической культуры и спорта, молодежной политики и др.

Название документа

Статья: Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации

(Забелина Е.П.)

("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 6)

Примечание к документу
Дата

18.06.2012

Информация о публикации

Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 59 - 64.28>27>28>27>26>26>25>24>25>24>23>23>22>21>22>21>20>20>19>19>18>18>17>16>17>16>15>14>15>14>13>13>12>12>11>11>10>10>9>8>9>8>7>7>6>6>5>5>4>4>3>2>3>2>1>1>