Файл: В российской федерации е. П. Забелина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов, которые приобрели право на ее получение до 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в части финансирования расходов на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в общеобразовательных учреждениях в соответствии с нормативами, установленными Законом Ярославской области "О нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений", финансирования расходов на реализацию образовательных программ дошкольного образования, финансирования расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях, предоставления губернаторской доплаты к заработной плате водителей школьных автобусов, финансирования расходов на обеспечение обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа) питанием и мягким инвентарем, выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, по осуществлению выплат медицинским работникам, установленных органами исполнительной власти Ярославской области медицинским работникам, осуществляющим медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений Ярославской области; по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, в соответствии с Законом Ярославской области "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма".

В различных субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют неодинаковый объем переданных им государственных полномочий в социальной сфере на основании законов субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по своему усмотрению "корректировать" участие органов муниципальной власти в осуществлении социальной функции государства.


На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Вместе с тем, на основании пункта 5 указанной статьи 20 органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" <7> позволяет органам местного самоуправления устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, из средств местных бюджетов.

--------------------------------

<7> СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 19.
Для реализации социальных полномочий органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. В соответствии со статьями 7 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты принимаются как по вопросам местного значения, так и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальными правовыми актами непосредственно определяются меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами, которые могут выражаться как в денежной, так и в натуральной форме. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей за счет местных бюджетов <8>. Согласно ст. 4, 11 Закона РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции и имеющихся средств дополнительные меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", а также осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов за счет средств местных бюджетов <9>.



--------------------------------

<8> ВВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247.

<9> ВВС РФ. 1993. N 28. Ст. 1064.
Статьей 26 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <10> предусмотрено право органов местного самоуправления принимать меры по обеспечению чистыми продуктами питания, улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан.

--------------------------------

<10> ВВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
В соответствии со статьей 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" <11> органы местного самоуправления принимают решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций жертвам политических репрессий на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

--------------------------------

<11> ВВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1428.
Органы местного самоуправления обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 10 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 1318.
Социальный сектор муниципальной деятельности охватывает и поддержку некоммерческих организаций. Например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" <13> устанавливает, что органы местного самоуправления обеспечивают граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по месту жительства граждан, регистрируют и ведут учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, утверждают списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Кроме того, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно и т.д.


--------------------------------

<13> Часть 1 ст. 13, ч. 2 - 5 ст. 35, ч. 2 - 3 ст. 38 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.
В последние годы получило распространение решение важных социальных проблем на муниципальном уровне программным методом. В муниципальных образованиях разрабатываются и реализуются программные документы в сфере образовательной политики, по вопросам жилищного строительства, предоставления социальных услуг населению, обеспечения занятости населения муниципального образования <14> и др. Федеральный законодатель иногда непосредственно закрепляет вид муниципальной программы, который необходим для реализации полномочий в той или иной сфере. Например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы местного самоуправления принимают и реализуют местные программы развития физической культуры и спорта. Реализуя содержащиеся в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" полномочия в области регулирования тарифов ЖКХ, органами местного самоуправления утверждаются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, устанавливаются надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса <15>.

--------------------------------

<14> Например, Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в ст. 7.2 определено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; вправе оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

<15> СЗ РФ. 2005. Ч. 1. Ст. 36.
Социальные полномочия органов местного самоуправления реализуются различными способами. Достаточно распространенными являются создание муниципальных организаций и предоставление социальных услуг. Так, органы местного самоуправления для реализации полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам вправе создавать муниципальные образовательные учреждения <16>. В целях предоставления муниципальных услуг в области здравоохранения на территории муниципальных районов и городских округов должны быть созданы муниципальные медицинские и фармацевтические организации, составляющие вместе с органами местного самоуправления муниципальную систему здравоохранения <17>.


--------------------------------

<16> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // Российская газета. N 168. 2010. 30 июля; подп. 11 п. 1 ст. 15 и подп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

<17> Часть 4 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Органы местного самоуправления разрабатывают административные регламенты, регулирующие требования к социальным услугам, предоставляемым на муниципальном уровне <18>. Многочисленность социальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, позволяет условно их разделить две группы.

--------------------------------

<18> Например, в соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления устанавливают требования к качеству похоронных услуг, к стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Первую группу составляют муниципальные услуги, не требующие идентификации заявителя (например, предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, предоставление информации о времени и месте театральных представлений, гастрольных мероприятий театров, анонсы данных мероприятий; предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного образования, включая дополнительное, предоставление информации о проведении ярмарок, выставок народного творчества и ремесел на территории города, предоставление информации о проведении обзорных, тематических и интерактивных экскурсий муниципальными учреждениями культуры) <19>.

--------------------------------

<19> URL: http://admomsk.ru.
Вторую группу муниципальных услуг составляют муниципальные социальные услуги, требующие идентификации заявителя (запись на прием к врачу, запрос архивных документов, запись в детский сад и др.).

Реализацию социальных полномочий муниципальной власти обеспечивают органы местного самоуправления с учетом их функциональной направленности. В связи с этим уместно отметить об осуществлении органами местного самоуправления на подведомственной им территории муниципального образования муниципального контроля в социальной сфере <20>.