ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
© Н.Ш. Янова © ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» Курс лекций «Основы философии»
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий индустриальный техникум»
Номинация конкурса: Современные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании
КУРС ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Разработчик:Янова Наталья Шамильевна, преподаватель высшая квалификационная категория ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум», janova.natalia@kitnk.ru
Новокузнецк
2019
ББК 74.5+87,3
Я 641
Утверждено на заседании методического совета
ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум»
Протокол № 1 от «30» августа 2019 г.
Председатель методического совета
Н.В. Вожова
Рассмотрено на заседании ЦМК
Социально-экономических дисциплин
протокол № 1 от «30» агуста 2019 г.
Г. И. Ульянова
Янова Н. Ш.
Пособие включает лекции, опорные конспекты, планы семинарских занятий по курсу «Основы философии», вопросы к экзамену, словарь. Назначение данного пособия - помочь активному усвоению дисциплины студентами, привить навыки работы с философскими текстами, усвоить основные понятия по каждой теме, а также навыки составления опорных конспектов для подготовки к экзаменам.
Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения студентов всех специальностей профессиональных средних учебных заведений.
© Н.Ш. Янова, 2019
© ГПОУ КИТ 2019
Содержание
| Аннотация | 4 |
Урок 1-2 | Введение. Философия и ее смысл, функции и роль в обществе | 6 |
Урок 3-4 | Основной вопрос философии | 10 |
Урок 5-6 | Семинарское занятие 1 | 14 |
Урок 7-8 | Возникновение цивилизации. Философия Древней Греции | 17 |
Урок 9-10 | Философия Античного Мира | 23 |
Урок 11-12 | Философия Древней Индии и Китая | 28 |
Урок 13-14 | Практическая работа 1«Восточная философия» | 34 |
Урок 15-16 | Семинарское занятие 2 | 39 |
Урок 17-18 | Философская мысль Средних веков | 41 |
Урок 19-20 | Практическая работа 2«Этапы западной философии» | 45 |
Урок 21-22 | Философия Нового и Новейшего времени | 49 |
Урок 23-24 | Русская религиозная философия XIX века | 54 |
Урок 25-26 | Философия XX века | 59 |
Урок 27-28 | Практическая работа № 3 «Русская философия» | 65 |
Урок 29-30 | Человек как главная философская проблема | 71 |
Урок 31-32 | Проблема сознания | 76 |
Урок 33-34 | Учение о познании | 80 |
Урок 35-36 | Основные характеристики человека | 85 |
Урок 37-38 | Категории человеческого бытия | 91 |
Урок 39-40 | Мышление, его истоки и сущность | 95 |
Урок 41-42 | Философия и научная картина мира | 100 |
Урок 43-44 | Философия и история | 105 |
Урок 45-46 | Глобальные проблемы современности | 109 |
Урок 47-48 | Практическая работа № 4«Понятие материи в науке и в философии» | 113 |
Урок 49-50 | Контрольно-зачетный урок | 117 |
| Глоссарий | 122 |
| Список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов | 128 |
АННОТАЦИЯ
Философия является важнейшим звеном в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими морально-нравственными идеалами и эстетическими потребностями, что очень важно в профессиональной деятельности всех медицинских работников.
Студенты Государственного профессионального образовательного учреждения «Кузнецкий индустриальный техникум» всех специальностей на II и на III курсах на базе основного общего образования изучают учебную дисциплину «Основы философии».
Учебная дисциплина «Основы философии» основывается на принципах историзма, традиций и новаторства, связи с эмпирикой, наукой, областью искусства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, овладения богатейшим понятийно-терминологическим аппаратом философии.
Преподавание учебной дисциплины «Основы философии» осуществляется в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, в основу которых положена идея реализации деятельностно-компетентного подхода к современному профессиональному образованию. В преподавании применяются разнообразные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии. Применяя современные педагогические технологии, коллективные и индивидуальные методы и приёмы можно успешно развивать творческие способности обучающихся, формировать гибкость и самостоятельность мышления студентов, учить анализировать и обобщать.
В данном методическом пособии представлен опыт проведения теоретических занятий (лекций) по дисциплине «Основы философии» с целью усвоения студентами философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими, политическими реалиями и будущей профессиональной деятельностью.
Теоретическая часть усваивается студентами в ходе лекционных, семинарских занятий и самостоятельной внеаудиторной работы.
Необходимость разработки данного пособия обусловлена тем, что студенты не всегда успевают подробно записывать текст лекции со слов преподавателя, который ограничен аудиторным временем занятия.
В пособии каждая тема изучаемого материала разделена на отдельные вопросы, в которых основные понятия, категории и определения выделены и сопровождаются разъяснениями. В конце каждой лекции имеются контрольные вопросы, позволяющие студенту выполнить самооценку степени успеваемости теоретического материала. Включены тестовые задания с эталонами ответов.
В пособие имеется список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.
В методическом пособии представлен весь теоретический курс по дисциплине «Основы философии» для студентов II и III курсов на базе основного общего образования всех специальностей. Поэтому у студентов отпадает необходимость пользоваться большим количеством учебников, чтобы усвоить изучаемую тему.
УРОК № 1-2
Дисциплина: Основы философии
Тема занятия. Введение. Философия и ее смысл, функции и роль в обществе
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: Определить этимологию, происхождение философии, изучить предмет, методы и законы мышления в философии.
Задачи:
1.Образовательная: дать определение понятию философия как любовь к мудрости, учение о разумной и правильной жизни, рассмотреть философию как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства, соотношение философии и науки, религии и искусства, мудрости и знания
2.Развивающая: способствовать развитию умения работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно-иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа (устно); групповая работа, самостоятельная работа (индивидуальная)
Использование современных пед. технологий: привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения компьютер
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Тема 1. Введение. Философия и ее смысл, функции и роль в обществе
Основные вопросы лекции:
-
Происхождение, предмет, и специфические черты философии -
Функции философии
Происхождение, предмет и специфические черты философии
Слово «Философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Впервые этот термин использовал древнегреческий математик и философ Пифагор Самосский( около 580-500 гг. до РХ). Он полагал, что истинную мудрость могут знать только Боги, а смертный человек, ограниченный в своих познавательных способностях, может лишь любить эту мудрость и стремиться к ней.
Величайший мыслитель античности Платон (427-322гг. до РХ) считал, что истинный философ стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному.
Ученик Платона Аристотель (384-322гг.до РХ) философом называл того, кто изучает всякую сущность вещей вообще, «располагает знанием о существующем как таковом», в «состоянии указать…наиболее достоверные начала всего. В своем труде «Метафизика» он писал: «И теперь, и прежде побуждает людей философствовать». Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то очевидно к знанию стали стремиться к пониманию, а не ради какой- либо пользы…когда оказалось в наличии все необходимое, равно, как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумения. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И также как свободным называют того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и это наука единственно свободная ибо она одна существует ради самой себя1. ( Аристотель, «Метафизика», т.1 стр. 69).
С данным высказыванием философии Аристотеля можно согласиться в том, что философия возникла в результате внутренних, духовных порывов человека познать истину, определить значимость и соответствия мира своим представлениям и переживаниям.
Сенека, Луций, Анней, римский философ стоик( около 4-65гг.от РХ) утверждал, что философия в первую очередь наука нравственная, обучающая людей правильному пониманию своего места в мире. Мир полон страданий, человек не в силах изменить положение вещей, поэтому он должен обрести высокое мужество достойно переносить все невзгоды, главная роль здесь принадлежит философии.
Августин Аврелий Блаженный(354-430) полагал, что философия есть служанка богословия, истинная философия есть истинная религия, и наоборот, истинная религия есть истинная философия.
В первой половине 19 века профессор Московской духовной академии Ф.А.Голубинский писал о философии следующее: «В состав понятия философии входят:
-
Ее происхождение -
Предмет -
Источники -
Форма -
Разделение -
Цель
Таким образом, философию можно понимать как особый образ мышления, при котором человек стремиться познать сущностные проблемы мира, а также собственные познавательные возможности..
Также можно рассматривать философию как науку, здесь ей подошло бы следующее определение: философия – это систематизированные знания о мире и человеке, выражаемая в научных терминах и понятиях.
Исходя из всего сказанного, можно дать следующее определение философии, которое отвечает требованиям современности- философия- это научное теоретизирование о мире и месте человека в этом мире.
Специфика философского значения:
-
Основная специфика философского знания как уже отмечалось, заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием( предмет, методы, логико- понятийный аппарат), но в тоже время не является научным знанием в чистом виде -
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний -
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание -
Имеет сложную структуру( включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.). -
Является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи
Функции философии
-
Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; -
Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; -
Гносеологическая - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности; -
Критическая - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, увеличение достоверности знания -
Аксиологическая - заключается в оценки вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей- морально- нравственных, социальных, идеологических и т.д. -
Социальная - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; -
Воспитательно-гуманитарная - распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. -
Прогностическая - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов т.д.
Вопросы для закрепления:
-
Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю?
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом занятии по философии. На написание работы отводится не более 30 минут. Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс- опроса.
-
Выдающиеся мысли философов о философии -
Специфика философского значения -
Функции философии -
Примеры философских утверждений:
С.Караганов, политолог: «Человек несовершенен» (телеканал «Культура», Культурная революция, 12.01.2006 г.)
Л.Фейербах, философ: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Гесиод, историк: «Ранее всего был Хаос» (Теогония»)
Альберт Эйнштейн, физик: «Бог не играет в кости»
Почему эти утверждения философские? Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы. -
Доработать эссе «Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю?»
УРОК № 3-4
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Основной вопрос философии
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: Изучить основные понятия, категории и вопросы философии.
Задачи:
1.Образовательная:
Знать основной вопрос философии и его содержание, две стороны его медали. Что первично, а, что вторично? Познаваем ли мир? Кто прав в споре материалистов, и идеалистов?
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения - компьютер
Литература:
учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Основной вопрос философии
Вопросы для повторения:
-
Выдающиеся мысли философов о философии -
Специфика философского значения -
Функции философии
-
Проверить написание студентами эссе на тему: «Что я знаю о философии, философах, и что я о них думаю?»
Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос, вокруг которого выстраивается вся система. Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа - проблема человека, для философов Нового времени- поиск всеобщего метода и познания. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.
Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первично- источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное- вторично, определяется материальным.
Достоинство материализма - опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания( его происхождение, прежде всего) и всего идеального.
Виды материализма:
-
Материализм Древнего Востока и Древней Греции( стихийный и наивный)- это первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов( воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов( Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.). -
Метафизический ( механистический) материализм Нового времени- в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материй ( Г.Галилей, Ф.Бэкон, Дж.Локк и др.) -
Диалектический материализм- представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по закона диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития( К. Маркс, Ф.Энгельс). Сознание- свойство материи отражать саму себя. Бог- идеальный образ, созданный человеком, для непонятных явлений. -
Вульгарный материализм- сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей- материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер). -
Согласно идеализму первично духовное начало(Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему.
Идеализм также неоднороден:
-
Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи ( Платон, Фома Аквинский, Гегель) -
Субъективный идеализм- утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека( Дж. Беркли).
Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому можно с достоверностью говорить о существовании только моего собственного Я и моих ощущений.
Кроме этого важным вопросом философии является соотношение сознания и материи, познаваемости мира, смертности и бессмертия человека, конечности и бесконечности мира и т.д. Этим вопросам соответствуют следующие основные разделы философии:
-
Онтология - учение о бытии -
Гносеология - учение о познании -
Антропология - учение о человеке -
Социальная философия - учение об обществе -
Философия истории - учение об основных закономерностях развития истории -
Аксиология - учение о ценностях -
Этика - учение о морали -
Эстетика - учение о красоте -
Логика - учение о формах и законах мышления.
В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.
Место и роль философии в обществе
Философия в обществе носит двойственный характер и рассматривается, во- первых, как одна из форм личного мировоззрения обывателя, во- вторых, как наука- здесь она выступает как мировоззрение ученого, научное мировоззрение философа.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру.
В истории человечества выделяют несколько основных форм мировоззрения: мифология, религия, идеология, наука, философия.
Исторически первой была мифология- мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы(фетишизм), нерасчлененность мира, наличие фантастических богов и их активное взаимодействие с человеком;
Религия - определяется как вера в существование сверхъестественных сил( богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Для религии характерно наличие строгого вероучения, жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды, традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.
Наука - процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление ее общих свойств. Основой этого процесса служит научная методология, научное обеспечение разработки новых технологий
Идеология - выступает как система политических убеждений и предпочтений, основанных на социально- культурных особенностях того или иного общества.
Самая поздняя, в историческом плане форма,- философия. Это теоретически оформленное, системно - рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме.
Вопросы к лекции
-
Чем отличаются взгляды материалистов от идеалистов? -
Что такое объективное и субъективное? -
Чем отличается метафизика от диалектики? -
Каковы отличия между рационализмом и иррационализмом? -
Что представляет собой материя? -
Что подразумевает философия под идеей? -
Какие исторические типы прошла философия в своем развитии?
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятие темы -
Доработать таблицу «Мифология, религия, философия».
УРОК № 5-6
Семинарское занятие №1