Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2 (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Теоретическая и прикладная психология

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология.

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Организационная психология

(направленность (профиль) / специализация)


КУРСОВАЯ рАБОТА
по учебному курсу «Возрастная психология 2»

(наименование учебного курса)
Тема «Психологическая картина проявления кризиса
в период зрелости»



Студент







Группа

ПСХбп-1901а





Преподаватель

Николаева Э.Ф.







Тольятти 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

Глава I. Теоретические анализ картины кризиса периода зрелости 5

    1. Теоретический анализ период зрелости, его критерии

и особенности5

1.2. Особенности психологической картины кризиса

зрелого возраста7

1.3. Метапаталогии кризиса зрелого возраста10

Выводы по I главе 13

Глава II. Экспериментальное исследование кризиса зрелого возраста14

2.1. Описание и обоснование методов исследования14

2.2. Результаты проведенного исследования по методике СЖО16

Выводы по II главе.18

Заключение19

Список используемой литературы21

Приложение А Список противоположных утверждений теста СЖО23

Приложение Б Сводные таблицы тестирования25

Комментарий Николаевой Э.Ф.
Научный аппарат оформлен неправильно, гипотеза расплывчатая. Вводите понятие метапатология - дайте характеристику термина и ссылку, чье определение, хотя в вашей работе можно было обойтись без этих показателей. В списке литературы упоминается работа Иванченко Г.В., а в работе нет анализа работы этого автора.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Период зрелости — это самый длительный, продуктивный и центральный период жизни человека, ведь большую часть своей жизни он проживает в статусе взрослого.


Возрастные кризисы как категорию развития психологи изучают с начала XX в. Значимые исследования проводились известными отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и Л.И. Боживич. Л.С. Выготский считал возрастные кризисы: «Переходным этапом качественного преобразования накоплении предыдущего этапа возрастного развития.» [3, с.85]. Заметную роль в изучении кризиса зрелого возраста с точки зрения практико-ориентированных исследований о ценностно-смысловых конфликтах сыграли Э. Эриксон, В. Франкл и другие.

Тема работы актуальна с силу того, что кризис зрелого возраста содержит в себе возможность для развития личности вопреки угасаниям физиологических функций организма. Психологическая картина кризиса зрелого возраста отличается широким разнообразием вариантов развития и индивидуален по продолжительности и срокам наступления.

Возникновение наблюдаемых феноменов кризиса среднего возраста зависит как от наступления биологического возраста, так и от общего психофизиологического развития, и обусловлен перестройкой самосознания, возникновением метапаталогий.

Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом и систематизацией феноменов кризиса зрелого возраста, и раскрытием сути смысложизненных ориентаций в этом возрасте.

Практическая значимость состоит в том, что проведенное исследование кризиса зрелого возраста могут быть использованы для создания условий для повышения эффективности диагностики кризиса, профилактики развития паталогических проявлении и оказания своевременной психологической помощи.

Проблема исследования состоит в изучении и анализе психологической картины кризиса зрелого возраста для понимания феноменов рассматриваемого кризиса и проведения качественной психодиагностики.

Цель исследования в данной работе- изучение и рассмотрение психологической картины проявлений кризиса в период зрелости.

Объект: кризис в период зрелости.

Предмет: смысложизненные показатели в период кризиса зрелого возраста.

Гипотеза. Если возникновение кризиса зрелого возраста в том числе связано с проживанием экзистенциальной фрустрации и поиском новых смысложизненных ориентиров, то таким образом, исследовав онтологическую значимость жизни в этот возрастной период, то есть наличие целей, удовлетворенность самореализацией и управляемостью жизнью, мы обнаружим присущие кризису зрелого возраста метапатологии вне зависимости от гендерной принадлежности.



Задачи исследования.

Изучить и описать критерии и особенности зрелости и кризиса зрелого возраста с точки зрения возрастной психологии путем теоретического анализа литературы и публикаций.

Изучить и описать метапатологии кризиса зрелого возраста и специфику смысложизненных ориентаций.

Осуществить исследование используя эмпирический метод- тест смысложизненных ориентаций (СЖО).

  1. Составить выводы по результатам исследования.

  2. Методы и методике исследования:

  3. Метод теоретического анализа источников по теме работы

  4. Метод психодиагностики- тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д.А. Леонтьева

  5. Методы математической обработки экспериментальных данных.

База исследования: Кабинет психологической помощи-ИП Шалова Р.З., г. Нальчик.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ КАРТИНЫ КРИЗИСА ПЕРИОДА ЗРЕЛОСТИ
1.1. Теоретический анализ период зрелости, его критерии
и особенности

В условиях современного мира в большинстве развитых стран в 40-45 лет у человека наступает период зрелости, как вершина развития индивида. Этот период длиться примерно до 55-60 и заканчивается наступлением старости, совпадающим с физической немощью и угасанием как психической, так и физической активности. Необходимо заметить, что обозначенные выше границы индивидуальны и подвижны, так как, например на психологические характеристики взрослого человека помимо физиологических причин влияют многие прочие факторы, такие как: страна проживания, этническая принадлежность, культура, социальный и экономический статус и другие.

На период зрелости, как правило приходиться пик профессиональной реализации. Статистика показывает, что на возраст 40-55 лет приходиться большая часть научных открытий.

Кризис зрелого возраста обусловлен различными факторами от возрастного изменения гормонального баланса до смены социальных ролей, от изменения жизненных целей до уровня развития рефлексии, и в тоже время наступления кризиса обусловлено культурально. Необходимо отметить, рассматриваемый кризис негласно считается нормативным, закономерным возрастным явлением, и может быть как ранним, так и поздним.

Интересен тот факт, что, согласно современным данным, не подтвердилась гипотеза Дэвида Вэкслера, создателя известного теста на интеллект взрослых. Вэкслер отметил: «Снижение умственных способностей с возрастом является частью общего процесса старения организма». [6, с. 56]


Когда же психологи получил возможность исследования интеллекта лонгитюдным методом выяснилось, что до глубокой старости интеллектуальные способности оставались стабильными. А в некоторых случаях даже возрастали. (Рис. 1).

В результате сформировалась более оптимистичная точка зрения, суть которой в том, что мнение о снижении интеллектуальных способностей с возрастом слабо обосновано.

Э. Эриксон утверждает: «Вершины жизни нет, и человек развивается до конца жизни. При этом особенностями психического развития человека на этапе зрелости являются: продолжение освоения социальных ролей, адаптивных для этого возраста и статуса (роль ведущего специалиста, наставника, роль мудрого человека и т. п.); овладение способами поведения, квалифицирующими зрелого человека (взвешенность поступков, аналитичность при принятии решений, высокая ответственность не только за собственные действия, но и за результат действий людей, выполняющих подчиненные функции.» [3, с. 205]

Рисунок 1- Тестирование интеллекта людей разного возраста при помощи поперечных срезов и лонгитюдного метода
Существуют 2 доминирующих аспекты жизни в зрелом возрасте. Эрик Эриксон назвал их интимностью (формирование тесных взаимосвязей с людьми) и генеративностью (воспроизведение рода и поддержка потомков).

Ученые предлагают и другие термины -установление связей и достижения, привязанность и продуктивность, обязанности и компетентность.
Большинство исследование убеждают нас, что процесс и возможности развития человека не имеет границ.

Но Зигмунд Фрейд высказался очень просто: «Здоровый взрослый человек этот тот, кто может любить и работать» [5, с.197].

Для большинства зрелых людей любовь означает семейные обязанности перед мужем и женой, престарелыми родителями, детьми. А работа — это наша продуктивная деятельность за плату или без нее.

Ценностные критерии взрослого человека и результаты его деятельности становятся критериями его субъектности.

Развертывание основных проблем в зрелом возрасте происходит при выборе прогрессивной или, напротив регрессивной линии развития бытия человека, то есть между творческой и производительной продуктивностью и инертностью.

Зрелый человек испытывает ответственность за развитие и распространение уже воспринятой им культуры и передаче ее другим людям.

1.2 Особенности психологической картины кризиса зрелого возраста
Психологи исследуют зрелый возраст, изучая жизненный опыт различных по составу и размеру групп людей. Например, Даниэль Левинсон с коллегами провели расширенный опрос 85 мужчин и женщин среднего возраста, достигших в жизни некоторого успеха. На основе их воспоминаний Левинсон пришел к выводу, что в жизни зрелых людей бывают периоды стабильности, чередующиеся с моментами взлетов и падений.

Левинсон называет кризис зрелого возраста «кризисом середины жизни», который иногда переживается тяжело.

Люди в этом возрасте прощаются со своими мечтами стать известными и богатыми (или с иллюзиями, что известность и богатство приносят счастье), переосмысливают свои достижения и свою личную жизнь. В результате, по мнению Левинсона, впадают в отчаянье и депрессию. Они начинают понимать, что жизнь не начинается, а идет на спад. Этот мучительный период может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Когда этот период заканчивается, люди вновь начинают формировать новые и более глубокие привязанности, делают карьеру и становятся более доброжелательными в отношениях с другими людьми.

Большинство исследователей зрелого возраста скептически относятся к попыткам представить зрелость как ряд изолированных стадий особенно тогда, когда эти стадии выделяются на основе опроса отдельных групп. Гиллиган считает: «Делать какие-то выводы на основе жизненного опыта этих людей или использовать их кризис середины жизни для объяснения или оправдания их поступков- скажем, отказа от старых связей и знакомств- одновременно и рискованно, и неправильно» [8, с. 137]. Дело в том (а это выявлено в ходе опроса больших групп), что «пики» неудовлетворенности работой и семейными делами, расторжение брака, депрессия и самоубийства не приходятся на период зрелого возраста. Расторжения брака, например, чаще происходят в возрасте 20-30 лет.

Можно предположить, что эти опросы с целью выявления кризиса слишком грубые и неточные, чтобы они могли зафиксировать страдания кризиса зрелого возраста? Ученые Национального института проблем старения (США) Роберт Мак Кри и Пол Костра провел опрос по шкале «Кризис в середине жизни» 350 мужчин в возрасте от 30-60 лет с целью выявления у них ощущения бессмысленности жизни и неизбежности смерти, неудовлетворенности делами на работе и дома, а также внутренней тревожности и отчаянья, а также исследовали чувства эмоциональной нестабильности почти у 10 тысяч мужчин и женщин. Однако, не нашлось никаких признаков того, что: «…отчаянье достигает пика где-то в середине жизненного пути». [9, с. 88] (Рис. 2).