Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2 (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти результаты дают причину для скептического отношения к теории стадий применительно к возрасту.



Рисунок 2- Кризис середины жизни, зависимость эмоциональной нестабильности от возраста

В тоже время замечено, что люди зрелого возраста, побуждаемые собственной личностной зрелостью склонны к гиперрефлексии желая подвести промежуточный итог своей жизни. Если результатом рефлексии становится разочарование и фрустрация от того, что в этой жизни не прожито то самое важное и ценное, - то возникает кризис зрелого возраста. Лишь реактивация восприимчивости к ценностям, а также постепенная корректировка жизненной философии могут спасти от кризиса.

Негативное отношение к соматическому старению является частым проявлением кризиса зрелого возраста. Уровень огорчения, который вызывают изменения во внешности, снижение остроты зрения и угасание половой активности имеет прямую зависимость от субъективного отношения к старению. При этом необходимо отметить, что на подобное эмоциональное восприятие соматического старения влияет культурная традиция. В европейских странах и странах Америки существует «мода» на молодость, в тоже время в восточной культуре зрелый возраст дает много преимуществ от приобретения определенного социального статуса.
1.3. Метапаталогии кризиса зрелого возраста
Многие исследователи отмечают, что кризис зрелого возраста по сути — это кризис смысла жизни, связанный с выявлением и необходимостью решить противоречия в сознании человека. Человек сталкивается с необходимостью выстраивать свой жизненный замысел по-новому и вырабатывать свою «Я -концепцию» во много по-новому. Утрата ценностей непосредственно связанна с возникновением метапаталогий и период кризиса зрелого возраста.

Большинство людей в зрелом возрасте в современном обществе выглядят вполне успешными и благополучными. Такой человек состоялся как профессионал, имеет прочное социальное положение, как правило имеет семью, но личностно не чувствует себя состоявшимся. Ситуация с кризисом зрелого возраста значительно усугубляется если человек не нашел себя ни в близости с другими людьми, ни в профессии.


В любом случае, кризис способствует эгоцентрической фиксации на себе. Э. Эриксон писал об этом: «Это защитные системы псевдоблизости, при которых появляются чрезмерная сосредоточенность на своих потребностях, инфантильное потакание себе, приводящие к косности, застою и в конечном счете к личностному опустошению. Это прямой путь к психологической инвалидизации личности. Только стремление к заботе о другом, раскрытие своего творческого потенциала, желание творить (создавать) идеи и вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение.» [9, c.30]

В качестве эффективной методологии анализа кризиса зрелого возраста и взрослости эффективно выступает экзистенциальная психология и экзистенциальный анализ, рассматривающие кризис в целостном контексте всей жизни человека.

Виктор Франкл, основатель логотерапии и экзистенциального анализа, рассматривал такие метапаталогии присущие рассматриваемому нами кризису как:

  • Фанатизм, как чрезмерная борьба против чего-то. Стремление что-то уничтожить, избавиться. Например, избавление от признаков старения и увядания применяя травмирующие косметические процедуры и операции, недовольство собой и другими, сомнения, ненависть.

  • Негативизм, напротив форсированная борьба за что-то, добиться любой ценой, во чтобы то ни стало. Например, «оставаться вечно молодым», неадекватные траты денег и энергии для создания видимости. Недовольство данностью жизни, жажда власти и влечения, отсутствие готовности прощать.

  • Фатализм-сильное желание избежать чего-то приводящие к фобическим реакциям избегания, генерализация страха. Например: страх немощной старости и одиночества. Постоянные отговорки «я не могу теперь», трусость, лень, отсутствие готовности преодолеть себя.

  • Нигилизм-чрезмерное самонаблюдение, зависание на состоянии. Например: «Мне уже 50, ничего уже не будет». Постоянная рефлексия, неуверенность, недоверчивость, отсутствие готовности посмотреть за рамки себя

Сальваторе Мадди, профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета определит понятие «экзистенциальной болезни» и ее формы наблюдаемые в зрелом возрасте. (Таблица 1)

Метапатологии, социальные неврозы, экзистенциальные болезни взрослости есть не что иное, как результат попыток личности уклониться от «пути взрослости» и прожить жизнь, минимизируя усилия и примиряясь с тем, что живешь не в полную силу, подгоняешь свою жизнь под обстоятельства и условия, а не творишь их, заставляя считаться со своими замыслами и планами. Понятно, что возникают они не одномоментно. Противоречия, провоцирующие развитие этих деформаций, вызревают постепенно во внутренних системах «Я – не Я (Мир)», «Я – Другой (Он, Они, Мы, Ты)», «Я – Мое» и «Я – Я», характеризующих совокупность отношений человека с реальностью.


Таблица 1- Формы экзистенциальной болезни во взрослом возрасте

Форма

Когнитивный план

Аффективный уровень

Уровень действий

Вегетативность

Неспособностью
человека верить в осмысленность чего бы то ни было

Апатия и скука, чередующейся с депрессией

Утрата энергии и бесцельность существования

Нигилизм

Сохраняется осмысленность, но личность придерживаться стратегии
«против смысла» –
парадоксального нахождения смысла в том, что все
бессмысленно

Хроническое
раздражение и
отвращение

Деструктивное соперничество

Авантюризм

Провоцирует человека ради поддержания чувства

осмысленности
искать для себя
экстремальную, опасную деятельность,

рисковать,
испытывать судьбу.

Иллюзии,
возбуждение

Не оправданный риск,
игнорирование последствий своих действий



Выводы по ГЛАВЕ I


  1. Возрастные границы зрелого возраста индивидуальны и зависят от совокупного воздействия множества факторов, таки как: физиология человека, культурна и этническая принадлежность, экономический и социальный статус, страна проживания.

  2. Современные лонгитюдные исследования показывают, что зрелый возраст не связан со снижением интеллектуальных способностей и не является препятствием для личностного развития человека.

  3. Главными аспектами жизнедеятельности человека в зрелом возрасте, не зависимо от гендерной принадлежности являются установление социальных связей, профессиональные достижения и повышение компетентности, ответственность за младшее и старшее поколение.

  4. Выбор отношения к достигнутому в процессе бытия и упущенным возможностям, зрелый анализ перспектив может как способствовать возникновению кризиса зрелого возраста, так и помочь выйти из этого периода, практически не заметив эмоционального всплеска.

  5. Наиболее интересным представляется взгляд экзистенциальной психологии на кризис зрелого возраста, где возникновение кризиса рассматривается как возникновение экзистенциального вакуума или фрустрации вследствие возрастных изменений и радикальных перемен в социальном статусе.



ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание и обоснование методов исследования


Для достижения цели и проверки гипотезы нами был выбран тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Данный тест является русскоязычной адаптацией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика разработанном на основе теории логотерапии и экзистенциального анализа основателя третьей Венской школы психотерапии Виктора Франкла.

Методика теста имеет цель эмпирической валидизации ряда представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах, по сути являющимися метапатологиями для кризиса зрелого возраста описанными в Главе I. Например, низкие баллы по шкале «Локус контроля-жизнь» указывают на фатализм.

Д.А. Леонтьев пишет: «Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.» [7, c.10]. Описание субшкал даны в Таблице 2.

Таблица 2- Описание субшкал в СЖО

Тестируемым предлагается 20 пар противоположных утверждений и предлагается:

  • Выбрать утверждение, наиболее соответствующее действительности;

  • Отметить одну из цифр 1,2,3 в зависимости от уверенности в выборе (0-выбирается, в случае если оба убеждения кажутся верными)

Список утверждений представлен в Приложении А.

Достоинством выбранного метода является его простота, доказанная валидность и возможность проведения онлайн, малый объем опросника

К недостаткам метода можно отнести полученные ложные ответы в процессе испытания, как социально одобряемые.

Базой для нашего исследования послужил Кабинет психологической помощи-ИП Шалова Р.З., г. Нальчик.

Для исследования были приглашены посетители кабинета психологической помощи, мужчины и женщины в возрасте от 40 до 60 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование и проживающие в городе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. Исследование проводилось в 2 группах по 15 человек.


Перед проведение тестирования испытуемым было предложено прочесть описание правил тестирования, обозначена цель проведения исследования и получено согласие на обработку данных.

Испытуемым было предложено выполнения теста онлайн с занесением результатов теста в таблицу посредством Google формы.
2.2. Результаты проведенного исследования по методике СЖО
Для анализа результатов исследования данные из сформированной таблицы были сведены в таблицы результатов по группам (см. Приложение Б). Для выделения наличия метапаталогий были посчитаны отдельно «низкие» и «высокие» результаты по всем шкалам

Для обобщения результатов и выделим доли низких, средних и высоких показателей СЖО (Таблица 3).

Таблица 3- Показатели СЖО в долях.


Группы


Общий показатель СЖО

Низкий

Средний

Высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Мужчины

7

46%

6

40%

2

13%

Женщины

6

40%

7

46%

2

13%


Делая выводы, можно сказать, если высокие показатели СЖО присущи 13% участников тестирования, то низкие показатели у мужчин встречаются в 3,5 раза чаще, а в женской группе в 3 раза чаще. Таким образом почти половина тестируемых, судя по общему показателю испытывают метапаталогии кризиса зрелого возраста.

Рассмотрим подробнее количество низких показателей субшкал в обеих группах.

Наибольшее количество низких показателей по субшкалам в группе мужчин наблюдается в шкалах «Цели в жизни»-6 человек, «Процесс в жизни»-7 человек и «Локус контроля-Я»-6 человек.

Наибольшее количество низких показателей по субшкалам в группе женщин наблюдается в шкалах «Процесс в жизни»-5 человек, «Локус контроля-Я»-5 человек и «Локус контроля-жизнь»-5 человек.

Таким образом наблюдается, что согласно тестированию, испытуемые могут переживать неверие в достаточность своих сил для проживания и контролирования своего бытия. А также тестируемые имеют проблемы с восприятием собственной жизни как наполненной смыслом- что можно