Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2 (наименование учебного курса).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти результаты дают причину для скептического отношения к теории стадий применительно к возрасту.
Рисунок 2- Кризис середины жизни, зависимость эмоциональной нестабильности от возраста
В тоже время замечено, что люди зрелого возраста, побуждаемые собственной личностной зрелостью склонны к гиперрефлексии желая подвести промежуточный итог своей жизни. Если результатом рефлексии становится разочарование и фрустрация от того, что в этой жизни не прожито то самое важное и ценное, - то возникает кризис зрелого возраста. Лишь реактивация восприимчивости к ценностям, а также постепенная корректировка жизненной философии могут спасти от кризиса.
Негативное отношение к соматическому старению является частым проявлением кризиса зрелого возраста. Уровень огорчения, который вызывают изменения во внешности, снижение остроты зрения и угасание половой активности имеет прямую зависимость от субъективного отношения к старению. При этом необходимо отметить, что на подобное эмоциональное восприятие соматического старения влияет культурная традиция. В европейских странах и странах Америки существует «мода» на молодость, в тоже время в восточной культуре зрелый возраст дает много преимуществ от приобретения определенного социального статуса.
1.3. Метапаталогии кризиса зрелого возраста
Многие исследователи отмечают, что кризис зрелого возраста по сути — это кризис смысла жизни, связанный с выявлением и необходимостью решить противоречия в сознании человека. Человек сталкивается с необходимостью выстраивать свой жизненный замысел по-новому и вырабатывать свою «Я -концепцию» во много по-новому. Утрата ценностей непосредственно связанна с возникновением метапаталогий и период кризиса зрелого возраста.
Большинство людей в зрелом возрасте в современном обществе выглядят вполне успешными и благополучными. Такой человек состоялся как профессионал, имеет прочное социальное положение, как правило имеет семью, но личностно не чувствует себя состоявшимся. Ситуация с кризисом зрелого возраста значительно усугубляется если человек не нашел себя ни в близости с другими людьми, ни в профессии.
В любом случае, кризис способствует эгоцентрической фиксации на себе. Э. Эриксон писал об этом: «Это защитные системы псевдоблизости, при которых появляются чрезмерная сосредоточенность на своих потребностях, инфантильное потакание себе, приводящие к косности, застою и в конечном счете к личностному опустошению. Это прямой путь к психологической инвалидизации личности. Только стремление к заботе о другом, раскрытие своего творческого потенциала, желание творить (создавать) идеи и вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение.» [9, c.30]
В качестве эффективной методологии анализа кризиса зрелого возраста и взрослости эффективно выступает экзистенциальная психология и экзистенциальный анализ, рассматривающие кризис в целостном контексте всей жизни человека.
Виктор Франкл, основатель логотерапии и экзистенциального анализа, рассматривал такие метапаталогии присущие рассматриваемому нами кризису как:
-
Фанатизм, как чрезмерная борьба против чего-то. Стремление что-то уничтожить, избавиться. Например, избавление от признаков старения и увядания применяя травмирующие косметические процедуры и операции, недовольство собой и другими, сомнения, ненависть. -
Негативизм, напротив форсированная борьба за что-то, добиться любой ценой, во чтобы то ни стало. Например, «оставаться вечно молодым», неадекватные траты денег и энергии для создания видимости. Недовольство данностью жизни, жажда власти и влечения, отсутствие готовности прощать. -
Фатализм-сильное желание избежать чего-то приводящие к фобическим реакциям избегания, генерализация страха. Например: страх немощной старости и одиночества. Постоянные отговорки «я не могу теперь», трусость, лень, отсутствие готовности преодолеть себя. -
Нигилизм-чрезмерное самонаблюдение, зависание на состоянии. Например: «Мне уже 50, ничего уже не будет». Постоянная рефлексия, неуверенность, недоверчивость, отсутствие готовности посмотреть за рамки себя
Сальваторе Мадди, профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета определит понятие «экзистенциальной болезни» и ее формы наблюдаемые в зрелом возрасте. (Таблица 1)
Метапатологии, социальные неврозы, экзистенциальные болезни взрослости есть не что иное, как результат попыток личности уклониться от «пути взрослости» и прожить жизнь, минимизируя усилия и примиряясь с тем, что живешь не в полную силу, подгоняешь свою жизнь под обстоятельства и условия, а не творишь их, заставляя считаться со своими замыслами и планами. Понятно, что возникают они не одномоментно. Противоречия, провоцирующие развитие этих деформаций, вызревают постепенно во внутренних системах «Я – не Я (Мир)», «Я – Другой (Он, Они, Мы, Ты)», «Я – Мое» и «Я – Я», характеризующих совокупность отношений человека с реальностью.
Таблица 1- Формы экзистенциальной болезни во взрослом возрасте
Форма | Когнитивный план | Аффективный уровень | Уровень действий |
Вегетативность | Неспособностью человека верить в осмысленность чего бы то ни было | Апатия и скука, чередующейся с депрессией | Утрата энергии и бесцельность существования |
Нигилизм | Сохраняется осмысленность, но личность придерживаться стратегии «против смысла» – парадоксального нахождения смысла в том, что все бессмысленно | Хроническое раздражение и отвращение | Деструктивное соперничество |
Авантюризм | Провоцирует человека ради поддержания чувства осмысленности искать для себя экстремальную, опасную деятельность, рисковать, испытывать судьбу. | Иллюзии, возбуждение | Не оправданный риск, игнорирование последствий своих действий |
Выводы по ГЛАВЕ I
-
Возрастные границы зрелого возраста индивидуальны и зависят от совокупного воздействия множества факторов, таки как: физиология человека, культурна и этническая принадлежность, экономический и социальный статус, страна проживания. -
Современные лонгитюдные исследования показывают, что зрелый возраст не связан со снижением интеллектуальных способностей и не является препятствием для личностного развития человека. -
Главными аспектами жизнедеятельности человека в зрелом возрасте, не зависимо от гендерной принадлежности являются установление социальных связей, профессиональные достижения и повышение компетентности, ответственность за младшее и старшее поколение. -
Выбор отношения к достигнутому в процессе бытия и упущенным возможностям, зрелый анализ перспектив может как способствовать возникновению кризиса зрелого возраста, так и помочь выйти из этого периода, практически не заметив эмоционального всплеска. -
Наиболее интересным представляется взгляд экзистенциальной психологии на кризис зрелого возраста, где возникновение кризиса рассматривается как возникновение экзистенциального вакуума или фрустрации вследствие возрастных изменений и радикальных перемен в социальном статусе.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание и обоснование методов исследования
Для достижения цели и проверки гипотезы нами был выбран тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Данный тест является русскоязычной адаптацией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика разработанном на основе теории логотерапии и экзистенциального анализа основателя третьей Венской школы психотерапии Виктора Франкла.
Методика теста имеет цель эмпирической валидизации ряда представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах, по сути являющимися метапатологиями для кризиса зрелого возраста описанными в Главе I. Например, низкие баллы по шкале «Локус контроля-жизнь» указывают на фатализм.
Д.А. Леонтьев пишет: «Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля. Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.» [7, c.10]. Описание субшкал даны в Таблице 2.
Таблица 2- Описание субшкал в СЖО
Тестируемым предлагается 20 пар противоположных утверждений и предлагается:
-
Выбрать утверждение, наиболее соответствующее действительности; -
Отметить одну из цифр 1,2,3 в зависимости от уверенности в выборе (0-выбирается, в случае если оба убеждения кажутся верными)
Список утверждений представлен в Приложении А.
Достоинством выбранного метода является его простота, доказанная валидность и возможность проведения онлайн, малый объем опросника
К недостаткам метода можно отнести полученные ложные ответы в процессе испытания, как социально одобряемые.
Базой для нашего исследования послужил Кабинет психологической помощи-ИП Шалова Р.З., г. Нальчик.
Для исследования были приглашены посетители кабинета психологической помощи, мужчины и женщины в возрасте от 40 до 60 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование и проживающие в городе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. Исследование проводилось в 2 группах по 15 человек.
Перед проведение тестирования испытуемым было предложено прочесть описание правил тестирования, обозначена цель проведения исследования и получено согласие на обработку данных.
Испытуемым было предложено выполнения теста онлайн с занесением результатов теста в таблицу посредством Google формы.
2.2. Результаты проведенного исследования по методике СЖО
Для анализа результатов исследования данные из сформированной таблицы были сведены в таблицы результатов по группам (см. Приложение Б). Для выделения наличия метапаталогий были посчитаны отдельно «низкие» и «высокие» результаты по всем шкалам
Для обобщения результатов и выделим доли низких, средних и высоких показателей СЖО (Таблица 3).
Таблица 3- Показатели СЖО в долях.
Группы | Общий показатель СЖО | ||||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
Мужчины | 7 | 46% | 6 | 40% | 2 | 13% | |
Женщины | 6 | 40% | 7 | 46% | 2 | 13% |
Делая выводы, можно сказать, если высокие показатели СЖО присущи 13% участников тестирования, то низкие показатели у мужчин встречаются в 3,5 раза чаще, а в женской группе в 3 раза чаще. Таким образом почти половина тестируемых, судя по общему показателю испытывают метапаталогии кризиса зрелого возраста.
Рассмотрим подробнее количество низких показателей субшкал в обеих группах.
Наибольшее количество низких показателей по субшкалам в группе мужчин наблюдается в шкалах «Цели в жизни»-6 человек, «Процесс в жизни»-7 человек и «Локус контроля-Я»-6 человек.
Наибольшее количество низких показателей по субшкалам в группе женщин наблюдается в шкалах «Процесс в жизни»-5 человек, «Локус контроля-Я»-5 человек и «Локус контроля-жизнь»-5 человек.
Таким образом наблюдается, что согласно тестированию, испытуемые могут переживать неверие в достаточность своих сил для проживания и контролирования своего бытия. А также тестируемые имеют проблемы с восприятием собственной жизни как наполненной смыслом- что можно