Файл: Курсовая работа по учебному курсу Возрастная психология 2 (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
интерпретировать как наличие феномена нигилизма, как склонность гиперрефлексии, отсутствием доверия к окружению и себе, неумением самодистанцироваться от себя на продуктивное расстояние.
Суммарно по всем группам наибольшее количество низких показателе обнаружено по шкале «Процесс жизни» и «Локус контроля -Я», в общей сложности 12 и 11 человек соответственно.

Низкие показатели субшкалы «Процесс жизни» говорит о том, что испытуемые испытывают сложности в восприятии своей жизни, как наполненной смыслом, испытывать удовлетворённость свое жизнью в настоящем, что является признаком Вегетативность-формы «экзистенциальной болезни», метапатологии кризиса зрелого возраста

Низкие показатели субшкалы «Локус контроля-Я», в свою очередь указывают на сомнения в своих силах в попытках выстраивать по своему желанию и контролировать события собственной жизни. Подобные показатели, на наш взгляд являются признаками фатализма.

Таким образом задачи исследования решены. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что кризис зрелого возраста, в частности характеризуется проживанием экзистенциальной фрустрации и способствует поиску иных смысложизненных ориентиров. Мы обнаружим присущие кризису зрелого возраста метапатологии.
Выводы по Главе II
По результатам проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

  1. В среднем 43% опрошенных показали низкий уровень общего показателя СЖО, что, с нашей точки зрения, может указывать на низкий уровень осмысленности жизни. Подобные показатели характерны для кризиса зрелого возраста и должны иметь следствием возникновение мотива к поиску и построению смысложизненных целей.

  2. Пройденный отрезок жизни до наступления зрелого возраста воспринимается как более или менее осмысленный в обеих группах что соответствует характерной возрастной динамике.

  3. Обе группы имеют показатель «Локус контроля- жизнь» в пределах средних значений, но у женщин он ниже, что может означать большую склонность к фатализму и иллюзорности выбора.

  4. В целом, так как все показатели смысложизненных ориентаций в обеих группах находятся в пределах средних значений говорит нам о том, что метапаталогии присущие кризису зрелого возраста выявляются скорее индивидуально, и нивелируются при анализе данных группы наблюдения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессе написания работы был разносторонне изучены феномены присущие картине кризиса зрелого возраста.

Анализ современных научных исследований отечественных и зарубежных психологов показывает, что зрелый возраст — это наиболее продуктивный возраст человека и самый продолжительный период жизни человека.

Зрелому возрасту присущи развитие, высокий уровень ответственности и экзистенциальные поиски. Во всех изученных трудах отмечается, что кризис середины жизни иногда переживается тяжело. Однако, ни приведённом в работе исследование, ни изучение существующих исследований не подтверждает наличие «пика отчаянья» в середине жизни.

По проведенным в работе исследованиям скорее можно сделать вывод, что люди зрелого возраста воспринимают свою жизнь как смыслонаполненную и эмоционально насыщенную. А мудрость и развитый навык рефлексии помогаю оценить достижения и найти опору в прошлом и настоящем.

Тяжелое проживание кризиса зрелого возраста возникает в случаях психофизиологического неблагополучия и напрямую зависит от субъективной оценки индивида.

Некоторые психологи говорят о том, что люди обнаруживают у себя признаки кризиса зрелого возраста не столько потому, что они наблюдаются, а потому что много слышали и читали об этом. При этом под кризисом среднего возраста сегодня понимают, как и отдельные очень разные явления (возрастные, индивидуальные, ситуативные и критические явления, сенситивные этапы развития, конфликты, стрессы), так и их сочетания в разной мере.

Важно отметить, что большинство исследователей приходит к выводу, что кризис среднего возраста является «нормативным», но большой разброс вариантов его развития делает его крайне уникальным для каждого человека. Также отмечается его экзистенциальный характер, что способствует анализу прошлого и настоящего, предстоящих возможностей, переоценки того, что достигнуто уже, и может быть достигнуто в будущем, его осмысленность.

Несмотря на то, что любой «кризис» в психологии как правило рассматривается как со стороны тяжелого состояния потери внутренних ресурсов в связи с утратой иллюзий, так и со стороны «перехода к новому»-кризис зрелого возраста ведет, как правило, к процессам переоценки опыта и упорядочивания, нахождению новых форм самореализации.

С другой стороны, прохождение этого кризиса может привести к бессильному принятию того, что происходит и как пишет Е. Сапогова «…спокойно-созерцательному принятию того, что происходит, смирению и насыщению смыслом того, что уже есть, что достигнуто.»



Проведенные исследования могут служить подтверждением, что кризис зрелого возраста является закономерным возрастным явлением, согласуется с логикой развития человека зрелого возраста и предстает как диалектический процесс.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Батюта М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва: Логос, 2016. – 306 с. – ISBN 978-5-98704-606-7

  2. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2019. 281 с.

  3. Гуттман Д. Поиск смысла жизни в среднем и пожилом возрасте.
    Мудрость и духовность согласно логотерапии. М: Новый Акрополь, 2018, 210 с.

  4. Дерябина Е. А. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Дерябина, В. И. Фадеев, М. В. Фадеева. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 158 с. – ISBN 978-5-4486-0070-8.

  5. Иванченко Г. В. Понятие метапатологии у А. Маслоу: контексты и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. Т.5. № 3. С. 105–122.

  6. Климов, Е.А. Общая психология/ [Текст]. - М.: Юнити, 2001. - 488 с. -

  7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с

  8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 c. ISBN 5-89357-088-Х

  9. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, т. 14, №1. С. 150—155

  10. Майерс Д. Психология. Переводчик Карпиков И.А., Старовойтова В.А. Москва: Попурри, ООО, 2009, 848 с.

  11. Першина Л. А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. – Москва: Акад. Проект: Альма Матер, 2016. – 255 с. – (Gaudeamus). – ISBN 5-8291-0573-3.

  12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. - Т. I. - СПб: Питер, 2008. - 594 с.

  13. Сапогова Е.Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте. М.: Генезис, 2016, 312 с.

  14. Серкин В. Современная психология. Теория и методология. М.: АСТ, 2019.-310с.

  15. Современная психология: справочное руководство М. ИНФРА-М 1999 г.

  16. Узнадзе, Д.Н. Общая психология/ [Текст]. - СПб: Питер, 2004. -413 с.

  17. Худоян С. С. Проблема возрастных кризисов развития личности. Автореф. дис. к. психол. н.: 19.00.01 – «Теория и история психологии». –Ереван: Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, 2010.

  18. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  19. Levinson D. J., Levinson J. D. Seasons of a Woman's Life. New York, NY: Alfred A. Knopf, 1996. 438 p

  20. Erikson, Erik H.; Joan M. Erikson 1997. The life cycle completed. New York: W.W. Norton, 1997, 134 р.



Приложение А

Т аблица А1. Список противоположных утверждений теста СЖО

Продолжение Приложение А

Т аблица А1. Список противоположных утверждений теста СЖО

Приложение Б
Таблица Б1. Сводные результаты теста СЖО для 1 группы-мужчины

Таблица Б1 (продолжение). Сводные результаты теста СЖО для 1 группы-мужчины


Таблица Б2. Сводные результаты теста СЖО для 2 группы-женщины




Т аблица Б2 (продолжение). Сводные результаты теста СЖО для 2 группы-женщины



1