Файл: Введение Налоги это основной доходный источник государства, именно они обеспечивают финансирование его деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В середине 1980-х годов Суд ЕС начал применять нормы, регулирующие применение основных экономических свобод, к налоговому праву государств-членов в части регулирования отношений в сфере прямого налогообложения. Начиная с решения 1986 года по делу Avoir Fiscal11 Суд ЕС начал признавать те или иные нормы налогового права государств-членов несовместимыми с основными экономическими свободами. Предметами споров становились налоговые вычеты и налогообложение нерезидентов, учет убытков дочерних обществ и постоянных представительств, налогообложение дивидендов, законодательство о КИК, заемное финансирование. Дальнейшими тенденциями стали совместные попытки борьбы с налоговой конкуренцией, развитие международного сотрудничества по налоговым делам и борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли.
2. Позитивная интеграция, состоящая в сближении законодательств, а именно гармонизации законодательных и административных положений государств-членов посредством принятия актов вторичного права12.
Позитивная интеграция в сфере прямого налогообложения в ЕС не выходит за набор специфических правил в основном в сфере корпоративного налогообложения. К актам, устанавливающим такие правила, относятся Директива Совета EC 2011/96/ЕС «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов», Директива Совета Европейских сообществ 2009/133/EC «Об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, частичным разделениям, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний разных государств-членов, а также в отношении переноса зарегистрированного офиса SE или SCE между государствами-членами», Директива Совета ЕС 2003/49/ЕС «Об общей системе налогообложения процентов и роялти, выплата которых осуществлена между ассоциированными компаниями разных государств-членов», Арбитражная конвенция Европейского союза об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой прибыли ассоциированных предприятий 1990 года.
В сфере подоходного налогообложения вторичное право ЕС в основном направлено на проблемы администрирования налогообложения сбережений в трансграничных ситуациях. Директива о налогообложении сбережений от накопления сбережений в форме выплаты процентов 2003/48/ЕС потребовала автоматического обмена информацией между государствами - членами ЕС. В Директиву неоднократно вносились изменения, а в 2015 году она была отменена в связи с принятием Директивы 2014/107/ЕС, которая предусматривает обязательный автоматический обмен информацией между налоговыми органами стран ЕС. Это еще один шаг в борьбе с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы. Теперь в ЕС существует только один стандарт автоматического обмена информацией, установленный новой редакцией Директивы 2011/16/ЕС об административном сотрудничестве в сфере налогообложения, во избежание ситуаций, где возможно параллельное применение двух стандартов.
В последние годы внимание Европейской комиссии переместилось с вопросов гармонизации на борьбу с уклонением от налогообложения и злоупотребительными налоговыми практиками, основным средством борьбы с которыми должна стать прозрачность. 17 июня 2015 года Комиссия представила План действий по реформированию корпоративного налогообложения, который, по замыслу комиссии, должен противодействовать налоговым правонарушениям и уклонению от уплаты налогов, а также обеспечить поступательный рост доходов13.
В 2016 году Советом ЕС была принята Директива 2016/1164, посвященная практикам уклонения от налогообложения, используемым крупными компаниями по всему миру. Она содержит некоторые пункты из Плана BEPS14, например правила КИК, положения о гибридных схемах, а также положения о налоге на прирост капитала при выводе активов (exit tax) и о внедрении правила GAAR (General Anti-Avoidance Rule). Единый европейский подход к корпоративному налогообложению, по замыслу комиссии, устранит многие из существующих препятствий, например правовую неопределенность, излишние издержки на соблюдение правовых норм и искажение фактов, с которыми сталкиваются в той или иной мере все предприятия. Первым из таких средств комиссия называет общую консолидированную базу корпоративного налога, но пока предложение по ней находится в стадии обсуждения, есть и другие меры, например инструменты разрешения споров о двойном налогообложении и инициативы по трансграничному зачету убытков15.
Таким образом, несмотря на тенденции последнего времени по борьбе с уклонением от налогообложения и обеспечением справедливого налогообложения прибыли и доходов, позитивная интеграция в сфере налогообложения прибыли и доходов показала лишь фрагментарные результаты. Основным препятствием на пути позитивной интеграции является требование единогласного принятия директив Советом ЕС, предусмотренное статьей 115 ДФЕС. В связи с этим многие предложения комиссии по гармонизации не имели успеха.
Примерами прямых налогов в российской налоговой системе могут служить, в частности, налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, ранее существовавший налог на наследование и дарение.
Прямые налоги подразделяют на личные и реальные.
Личные налоги непосредственно направлены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и призваны в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расходы16. К личным налогам относятся подоходные налоги, налоги с наследства и дарения и др.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения17. То есть реальные налоги в большей степени должны быть нацелены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в распоряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности18. К реальным налогам относятся, например, налоги на имущество, транспортный налог и др.
1.3 Характеристика основных видов прямых налогов
Сегодня во всех государствах налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги делятся на реальные и личные (таблица 1).
Таблица 1 – Виды прямых налогов
Реальные | Личные |
Самые древние и простые. Объекты: земля, жилище, окна, двери, душа и т.д.: 1) поземельные; 2) подымовой (подомовый); 3) промысловый; 4) подушный. В основе налогообложения лежит не доходность, а сама вещь в силу наличия факта | - подоходный; - поимущественный; - с наследства и дарения, основанные на сумме дохода каждого субъекта. Зародились в XIX веке методы исчисления: - шедулярная система Великобритании; - глобальная система США, Франции |
Источник: Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. - 286 с.
Дадим характеристику некоторым прямым налогам.
Подоходный налог с физических лиц относится к прямым личным налогам. Он был установлен в начале XX века (США - 1909, 1913 годы; Россия - март 1917 года; Япония - 1889 год; Франция - 1916 год). Налог имеет много названий: подоходный, на доходы от имущества, налог с корпораций, налог с прибыли, налог с общего дохода и т.д. Во Франции его название звучит так: налог с торгово-промышленных промыслов, с зарплаты, с доходов лиц свободных профессий (адвокатов, художников и т.д.). В некоторых странах это один налог и для физических, и для юридических лиц (Англия, Италия - по одному закону), в других он взимается раздельно (США, ФРГ, Япония)19.
В России налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. Порядок расчета и уплаты НДФЛ предусмотрен главой 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Налоговая база для исчисления НДФЛ обширна. Но основным источником ее формирования была и есть заработная плата работника.
Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Основная часть НДФЛ (прежде всего с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом. Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. Обязанность по исчислению и уплате НДФЛ за работающего по трудовому договору работника возложена законом на его работодателя (ст. 226 НК РФ). В данном случае работодатель именуется налоговым агентом.
Налог на прибыль юридических лиц установлен во многих государствах (во всех государствах - членах ЕС, в России) и является одним из наиболее важных источников бюджетных доходов. Различия правового регулирования налога в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов.
Субъектами налогообложения являются юридические лица, созданные в форме корпораций (компаний с ограниченной ответственностью) и ориентированные в своей деятельности на получение прибыли. Поэтому данный налог иначе называют подоходным налогом с корпораций или корпорационным налогом.
Юридические лица, уставные документы которых не предусматривают в качестве цели их деятельности извлечение прибыли, не являются плательщиками подоходного налога. К этому виду юридических лиц относятся организации некоммерческого характера: церкви, политические партии, клубы, пенсионные фонды и т.д. Средства, которые они имеют и получают от третьих лиц, должны расходоваться на уставные цели. В случае осуществления деятельности коммерческого характера такие юридические лица лишаются статуса безналоговой организации и становятся плательщиками корпорационного налога.
Юридические лица облагаются подоходным налогом независимо от того, являются они резидентами данного государства или нет. При этом они несут различное налоговое бремя на территории данного государства, поскольку в основу исчисления их налогооблагаемой базы положены разные принципы.
Налогооблагаемая база определяется в соответствии с принципом чистого дохода. Из валового дохода, полученного юридическим лицом, вычитаются расходы, перечень которых устанавливается законодательством. К ним, в частности, относятся материальные затраты, связанные с производственной деятельностью, отчисления в амортизационные фонды, расходы на заработную плату, затраты на рекламу и т.д.
В РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Из ст. 11 НК РФ следует, что российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. К иностранным организациям относятся компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.