Файл: Введение Налоги это основной доходный источник государства, именно они обеспечивают финансирование его деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако следует учитывать, что в целях исчисления налога на прибыль организаций к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, т.е.: а) иностранные организации, признаваемые таковыми в соответствии с международным договором Российской Федерации; б) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация. При этом место управления определяется по регулярной деятельности исполнительного органа (исполнительных органов) организации, а также ее главных (руководящих) должностных лиц (т.е. лиц, уполномоченных планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущих за это ответственность).

В силу специальных норм законодательства о налогах и сборах отдельные виды организаций освобождены от уплаты налога на прибыль организаций. К ним, например, относятся участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», FIFA и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года».

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью признается:

1) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации;

4) для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника.

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Термин «поимущественный налог» был известен еще в Древней Греции и Древнем Риме. Поимущественный налог - вид прямых налогов на движимое и недвижимое имущество. В период феодализма
поимущественным налогом облагалось имущество кустарей, ремесленников и крестьян. Дворяне и духовенство не входили в податное сословие и были освобождены от уплаты налога. Создание более гибких форм налогообложения, а также рост и дифференциация его объектов привели к вытеснению поимущественного налога подомовым, поземельным и другими налогами, которые взимались с различных видов имущества20.

Налог на имущество физических лиц является местным прямым налогом. Это означает, что сумма его уплачивается напрямую, без включения ее в какую-либо другую сумму; по отдельным документам, основаниям и в определенные сроки. Уплата этого налога не связана ни с какими операциями или сделками, а зависит только от факта наличия или отсутствия права собственности на недвижимое имущество. Налог на имущество физических лиц относится к систематическим налогам, уплачиваемым в жестко установленные законом сроки (не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения), обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (городов федерального значения).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество (ч. 1 ст. 401 НК РФ):

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Статья 402 Налогового кодекса РФ определяет установление налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости объекта.



В настоящее время платежи за пользование природными ресурсами подразделяются на налоговые платежи и сборы и неналоговые доходы бюджета. К первым в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ можно отнести: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, а также местный земельный налог. Кроме того, для целей привлечения иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых законодательством предусмотрен специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, согласно которому инвестором подлежит уплате только часть налогов и сборов. Вторые (неналоговые платежи) включают в себя: плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесным фондом, платежи за пользование водными объектами, платежи за пользование недрами, а также арендную плату за землю.

НДПИ был введен в действие с 1 января 2002 г. с принятием гл. 26 Налогового кодекса РФ, заменив собой ряд ранее действовавших рентных платежей и акцизов на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Право государства на взимание платежей за пользование недрами основано на его исключительном праве на недра земли, которое еще в имперский период развития российской государственности получило название «горная регалия»21. Рентный характер данных платежей обусловлен их направленностью на изъятие дохода-излишка в виде горной ренты, получаемой в результате эксплуатации природных ресурсов недр, главным образом полезных ископаемых.

Плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр. Особенности правового статуса пользователей недр, основания, порядок и сроки предоставления им участков недр для добычи полезных ископаемых определены Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»22.

Предоставление недр в пользование осуществляется, как правило, на основании решения компетентных органов государственной власти или заключенного соглашения о разделе продукции и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на право пользования недрами.

Пользователи недр подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию - в качестве налогоплательщика НДПИ, по месту нахождения участка, предоставленного им в пользование, на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. В случае нахождения участка недр на континентальном шельфе, в
исключительной экономической зоне, а также за пределами территории РФ, постановка на учет производится по месту нахождения организации либо физического лица - пользователя.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 336 НК РФ являются:

- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

- полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под российской юрисдикцией, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Также необходимо рассмотреть изменения в характеристиках и правовом регулировании прямых налогов. В первую очередь необходимо сказать, что с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ)23 увеличилось количество местных налогов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавился торговый сбор (ст. 15 НК РФ), уточнено его понятие (п. 2 ст. 8 НК РФ24) и установлены особенности его взимания (гл. 33 НК РФ). Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» введена гл. 32 НК РФ, регулирующая другой местный налог - налог на имущество физических лиц, который ранее регулировался отдельным законом25.

Система налогов и сборов Российской Федерации была дополнена страховыми взносами и торговым сбором, правовое регулирование налога на имущество физических лиц было включено во вторую часть НК РФ26.

Что касается каждого из налогов, то анализ законодательства показывает, что изменения в большей или меньшей степени затронули каждый из них. Из федеральных налогов выделим НДФЛ. В отношении НДФЛ наиболее значительные изменения коснулись особенностей освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества с 1 января 2016 г. (ст. 217.1 НК РФ) и имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья. Так, ст. 217.1 НК РФ, введенная Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ, устанавливает особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества. Что касается имущественного вычета, то нужно сказать, что с 1 января 2014 г. в новой редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изложена ст. 220 НК РФ, регулирующая основания и порядок получения имущественного вычета по НДФЛ. С 2014 г. действует положение, согласно которому налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время - 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья (абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).


Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»27, позволяют работодателю предоставлять социальные вычеты на лечение и обучение по заявлению сотрудника (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Что касается ставок НДПИ, то они увеличены в отношении нефти, скорректированы ставки в отношении углеводородного сырья, введен порядок округления стоимости единицы полезного ископаемого и др. (гл. 26 НК РФ). В отношении водного налога отметим, что с 1 января 2015 г. при его расчете к ставке применяются повышающие коэффициенты (п. 1.1, 2, 4, 5 ст. 333.12, п. 2 ст. 333.13 НК РФ), повышена ставка при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Что касается государственной пошлины, то отметим увеличение ее размеров и введение новых видов. Так, например, с 1 января 2015 года увеличен размер госпошлины за оспаривание нормативных правовых актов (подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), а с 1 сентября 2014 года введена новая госпошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подп. 134 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Из региональных налогов значительные изменения затронули налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). Так, Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»28 введена ст. 378.2, устанавливающая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Этим же Законом расширены полномочия субъектов Российской Федерации в части определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества и налоговых льгот. С 1 января 2015 года организации с учетом специального коэффициента исчисляют налог, рассчитываемый исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода. Данный коэффициент позволяет определить сумму налога только за те месяцы, когда объект находился в собственности (п. 5 ст. 382 НК РФ). Установлены критерии признания здания (строения, сооружения) одновременно административно-деловым и торговым центром (комплексом) для целей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого объекта (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).