Файл: Введение Налоги это основной доходный источник государства, именно они обеспечивают финансирование его деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из местных налогов значительные изменения коснулись налога на имущество физических лиц. Так, с 1 января 2015 г. база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принял решение об установлении единой даты начала применения на его территории нового порядка исчисления налога (абз. 3 п. 1 ст. 402, п. 1 ст. 403 НК РФ). По данным официального сайта ФНС России, с 2017 года налогообложение недвижимости, исходя из кадастровой стоимости, осуществляется в 72 субъектах Российской Федерации. В качестве объектов обложения налогом на имущество физических лиц выделены машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс (п. 1 ст. 401 НК РФ). Скорректированы особенности определения налоговой базы - независимо от количества оснований льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ); при расчете базы по налогу в отношении квартиры, комнаты, жилого дома и единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), применяются вычеты (п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ).
Таким образом, законодательство в сфере прямого налогообложения регулярно меняется.
Принципиально важно отметить преемственность в развитии налогового законодательства: сохранение общих подходов к регулированию прямых налоговых отношений и основных начал законодательства о прямых налогах, сохранение структуры налоговой системы, особенностей правового регулирования каждого из прямых налогов, порядка исполнения налоговой обязанности, прав и обязанностей субъектов налогового права, форм и методов, а также порядка осуществления налогового контроля, положений об ответственности за налоговые правонарушения, порядка обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, сохранение специфических понятий и терминов и их определений (таких, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период», и других). Обновление и преемственность являются положительными сторонами процесса развития законодательства.
2. Прямые налоги в России: современное состояние и пути реформирования.
2.1 Анализ и оценка роли прямых налогов в формировании доходной части бюджетов Российской Федерации
Исследуем динамику поступлений прямых налоговых доходов, позволяющую оценить роль прямых налогов в формировании доходной части бюджетов Российской Федерации. Для этого обратимся к таблице 2.
Таблица 2 - Динамика наиболее значительных по уровню собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета за 2014-2016 годы (млрд. руб.)
Динамика налоговых доходов | Относительное отклонение налоговых доходов, % | ||||
Виды доходов | 2014 | 2015 | 2016 | 2015/2014 | 2016/2014 |
Всего налоговых доходов | 11600,38 | 14788,39 | 16562,92 | 27,48 | 42,78 |
Налог на прибыль организаций | 1 774,57 | 2 270,54 | 2 355,70 | 27,95 | 32,7 |
Налог на доходы физических лиц | 1 790,50 | 1 995,81 | 2 261,48 | 11,47 | 26,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1 406,31 | 2 042,55 | 2 459,40 | 33,45 | 74,9 |
Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
Общие доходы в периоде с 2014 по 2016 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что часть бизнеса вышла из теневой экономики, также увеличились доходы граждан, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.
Поступления от налога на прибыль организаций с 2014 по 2016 увеличились на 581,13 млрд.руб. или на 32,7 %. Поступления от налога на доходы физических лиц в указанный период выросли на 470,98 млрд. руб. или на 26,3%. От налога на добычу полезных ископаемых в бюджет поступило больше на 14053, 09 млрд. руб. или на 74,9 %29.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные статьи прямых налоговых доходов в периоде с 2014 по 2016 год имели тенденцию к росту. Наиболее значительный темп роста наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 32,7 % и 74,9 % соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков.
Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице 3.
Среди налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации в 2016 году доминируют налог на добычу полезных ископаемых – 40,4% и налог на прибыль организаций - 19,2 %, при этом снижается удельный вес таких налогов как налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц - 19,2 % и 1,8 % соответственно.
Таблица 3 - Структура отдельных налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2014-2016 годах, тыс. руб.
Налоги | 2014 | Уд. вес, % | 2015 | Уд. вес, % | 2016 | Уд. вес, % |
Налоговые поступления всего из них: | 366520 | 100 | 421134 | 100 | 491786 | 100 |
Налог на прибыль организаций | 78802 | 21,5 | 87596 | 20,8 | 94423 | 19,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 130481 | 35,6 | 160873 | 38,2 | 198682 | 40,4 |
Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
Рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов Федерации (таблица 4).
Таблица 4 - Структура отдельных налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов Федерации в 2014-2016 годах, тыс. руб.
Налоги | 2014 | Уд. вес, % | 2015 | Уд. вес, % | 2016 | Уд. вес, % |
Налоговые поступления всего: -из них: | 890382 | 100 | 1260302 | 100 | 1557244 | 100 |
Налог на прибыль организаций | 33478 | 37,6 | 51798 | 41,1 | 658714 | 42,3 |
НДФЛ | 251088 | 28,2 | 412119 | 32,7 | 527906 | 33,9 |
НДПИ | 77463 | 8,7 | 123510 | 9,8 | 175969 | 11,3 |
Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
Среди налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Федерации доминируют налог на прибыль организаций - 42,3 %, налог на доходы физических лиц - 33,9 % и налог на добычу полезных ископаемых - 11,3 %. И в общей структуре увеличивается удельный вес данных налогов. Увеличивается удельный вес налога на прибыль организаций на 4,7 %, налога на доходы физ. лиц - на 5,7 % и налога на добычу полезных ископаемых - на 2,6 %.
Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1 %, налога на прибыль организаций - 11,7 %. (таблица 5)30.
Таблица 5 - Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, тыс. руб.
Налоги | 2014 | Уд. вес, % | 2015 | Уд. вес, % | 2016 | Уд. вес, % |
Налоговые поступления всего в том числе: | 410571 | 100 | 558357 | 100 | 692358 | 100 |
НДФЛ | 231562 | 56,4 | 333897 | 62,1 | 429954 | 59,8 |
Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом является налог на добычу полезных ископаемых. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2016 г. поступления составили 15,22 % в общем объеме поступлений, тогда как в 2015 и 2014 гг. - 16,35 % и 17,3 % соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2014-2016 гг. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу31.
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации. Доля НДФЛ в налоговых доходах, % представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Доля НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета субъекта РФ в 2014-2016 годах, %
Динамика удельного веса налоговых доходов | Отклонение | ||||
Виды доходов | 2014 | 2015 | 2016 | 2015/2014 | 2016/2015 |
Консолидированный бюджет РФ | 38,1 | 39 | 41,9 | 2,4 | 7,4 |
Местные бюджеты | 68,3 | 70,3 | 69,9 | 2,9 | -6,0 |
Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm; Грозовский Б. Бюджетная система России [Текст] / Б. Грозовский // Ведомости. - 2017. - № 5. - С. 8-12.
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2015 г составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. - 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2015 г.
Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2015 г.
В 2016 году задолженность бюджету по прямым налогам составила 770,3 млрд. рублей из них 25,1 % составляют задолженность по налогу на прибыль организации, 0,7 % - налог на доходы физических лиц и 0,4 % - налог на добычу полезных ископаемых, что представлено в таблице 7.
Таблица 7 - Структура задолженности по прямым налогам за 2016 год
| Задолженность | Из нее | ||||
млрд. рублей | в % к итогу | недоимка | урегулированная задолженность | |||
млрд. руб. | в % к итогу | млрд. руб. | в % к итогу | |||
Всего | 770,3 | 100 | 405,3 | 100 | 365 | 100 |
Из них: Налог на прибыль организации | 165,6 | 25,1 | 64,1 | 15,8 | 100,5 | 27,5 |
НДФЛ | 5,4 | 0,7 | 2,9 | 0,7 | 2,5 | 0,7 |
НДПИ | 3,7 | 0,4 | 1,9 | 0,5 | 1,7 | 0,5 |