Файл: Введение Налоги это основной доходный источник государства, именно они обеспечивают финансирование его деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
Недоимка по налоговым платежам за 2016 год составила 405,3 млрд. рублей. Урегулированная задолженность за 2016 год составила 365 млрд. рублей.

Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства и задолженность, взыскиваемую судебными приставами, можно отметить, что существует важная проблема, как недополучение доходов в бюджет.

Во многом это связано с уклонением как организаций, так и физических лиц от полной уплаты налогов. Т.е. организации укрывают полученные доходы, а физические лица получают зарплату в «конвертах». Тем самым до бюджета не доходят огромные денежные средства.

По нашему мнению, необходимо выбрать правильные и чётко сформулированные направления по развитию налоговой системы, которые способствовали минимизации проявления такого рода проблем.
2.2 Усиление роли прямых налогов в формировании доходной части бюджетной системы РФ как направление реформирования системы налогообложения
От соотношения долей прямых и косвенных налогов в налоговой системе государства зависит степень переложения налоговой нагрузки на конечного потребителя. Поэтому важным является определение пределов прямого и косвенного налогообложения.

В этой связи представляют интерес предложения Минэкономразвития России, предполагающие снижение налоговой нагрузки на бизнес путем снижения ставки страховых взносов с 30% до 20-22%, выпадающие доходы предлагается компенсировать за счет повышения ставки НДС с 18% до 21 -22%, а также отмены льготной ставки НДС в размере 10%, применяемой к продуктам питания, лекарствам, товарам для детей. По нашему мнению, переложение нагрузки с производителя на потребителя решит сиюминутную проблему по покрытию дефицита бюджета, приведет в конечном итоге к росту цен, что снизит потребление, а в целом налоговая нагрузка увеличится на конечного потребителя (покупателя).

Среди неотмеченных выше недостатков, на устранение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование налоговой системы
, по нашему мнению, можно выделить следующее:

- за федеральным бюджетом закреплены наиболее весомые эффективные налоги, в связи с чем в федеральном бюджете преобладают налоговые платежи, а в бюджетах субъектов РФ, особенно, в местных бюджетах - безвозмездные поступления;

в доходах местных бюджетов нет налогов, исчисляемых с выручки (например, налог на прибыль), нет стимула к развитию собственной производственной, соответственно, налоговой базы. «Главной проблемой в сфере местных бюджетов сегодня является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах. Основным источником муниципальных финансов остаются межбюджетные трансферты»32;

- «В последнее время в налоговых отношениях введен принцип «один налог - один бюджет». В таком случае налог не выполняет свою распределительную функцию, эту функцию полностью берет на себя бюджетная система»33;

- НДФЛ, являясь федеральным, не поступает в федеральный бюджет, он должен поступать в местный бюджет по месту жительства и работы налогоплательщика - физического лица.

Вносимые в налоговое законодательство изменения улучшили место российской налоговой системы в мировом рейтинге. Это произошло в первую очередь за счет снижения количества налогов, уменьшения времени на ведение налогового учета. Однако общая налоговая ставка продолжат оставаться высокой (46-47 процентов).

Проведенный в 2.1 анализ также позволил сделать вывод о том, что следует повышать в первую очередь роль имущественных налогов. Эти налоги формируют налоговую составляющую бюджетов субъектов РФ и считаются наиболее сложными в администрировании. Отметим, что большинство субъектов РФ нуждаются регулярно в федеральной помощи. Ежегодно регионам выделяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Так, на 2016 год сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составила около 515 млрд. руб.34 В 2014 году федеральные дотации на выравнивание бюджетов субъектов РФ составляли 439 млрд. руб35. Очевидно, что размер федеральной помощи меньше не становится, а, наоборот, растет. Безусловно, повышение роли налогов на имущество сократит объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Полагается, что страны, где прямые налоги и сборы доминируют над косвенными налогами, считаются развитыми. Важно отметить, что объемы поступления прямых налогов и сборов превосходят над косвенными налогами, собранными в Российской Федерации за 2015 - 2016 гг. (таблица 8).



Таблица 8 - Анализ роли прямых налогов и сборов в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ за 2015 - 2016 гг.36

Наименование налогов и сборов

2015 г.

2016 г.

Прирост

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

поступило, млрд. руб.

удельный вес, %

млрд. руб.

Прямые налоги

8180,6

64,2

9083,9

64,4

903,3

Косвенные налоги

4555,3

35,8

5012,41

35,6

457,1

Налоговые доходы всего

12735,9

100,0

14096,31

100,0

1360,4

Источник: составлено автором по: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
В общем объеме мобилизации налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации удельный вес прямых налогов и сборов составляет: 64,2% и 64,4% соответственно. Поступления по прямым налогам увеличились на 903,3 млрд. руб. в 2016 году и составили 9083,9 млрд. руб. против 8180,6 млрд. руб. показателя 2015 года. По косвенным налогам также имеется повышение поступлений. Прирост составил 457,1 млрд. руб. Удельный вес косвенных налогов составляет более трети поступлений в налоговых доходах бюджетов бюджетной системы РФ: 35,8% и 35,6% соответственно. Важно отметить, что если косвенные налоги увеличились на 457,1 млрд. руб., то темпы роста прямых налогов и сборов примерно вдвое больше (903,3 млрд. руб.).

Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2015 - 2016 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте - налог на прибыль организаций и на третьем месте - налог на доходы физических лиц. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ37. За анализируемый период удельный вес по ним увеличился на 2 десятые единицы (с 64,2% до 64,4%). По состоянию и удельному весу прямых налогов и сборов можно судить об экономике страны.

2.3 Основные проблемы прямого налогообложения в России
Основными недостатками российской налоговой системы, как показано в исследовании, являются:

- большое количество изменений, их хаотичный характер, отсутствие системности, что усложняет практическое применение налогового законодательства налогоплательщиками, налоговое администрирование налоговыми органами;

- отсутствие стимулов для развития регионов и муниципальных образований, что связано с преобладанием в их бюджетах доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

- в бюджетной системе страны преобладает распределение (перераспределение) финансовых средств, выравнивание территорий с его помощью уровня бюджетной обеспеченности регионов;

- действующая налоговая система привела к резкой дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, а также населения по величине реальных доходов, увеличению удельного веса населения, имеющего реальные доходы ниже прожиточного минимума;

- выстроенная модель федеральных отношений с регионами является недостаточно эффективной для решения задач социального и экономического развития территорий.

Независимо от того, что отмечается положительная тенденция поступлений наиболее значимых прямых налогов и сборов в российскую бюджетную систему, на сегодняшний день имеются проблемы, решение которых необходимо и будет содействовать повышению налоговой составляющей. Так, существуют проблемы по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, в частности: сокрытие доходов, прибыли; ведение двойной бухгалтерии с целью выдачи заработной платы в «желтых» конвертах; умышленное уклонение от уплаты налогов (причем законным путем); сложность исчисления налогов и другие. В этой связи, в первую очередь Л.А. Агузаровой предлагается38:

- отладить механизм администрирования доходов населения и прибыли организаций с целью выявления необлагаемых доходов и прибыли;

- установить размер стандартного налогового вычета на каждого работника не ниже суммы потребительской корзины;

- разработать прогрессивную шкалу доходов, отвечающую современным экономическим реалиям в обществе с учетом доходов работающего населения;


- снизить налоговое бремя по налогу на прибыль организаций для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для вновь созданных организаций);

- оптимально распределять средства по указанным налогам между бюджетами бюджетной системы39.

Имеются недостатки и по налогам на имущество, а именно: не всегда точно определена налоговая база, т.е. не установлена инвентаризационная или кадастровая стоимость объектов имущества. Отметим, что инвентаризационная стоимость заметно разнится с кадастровой (рыночной) стоимостью, она гораздо ниже; отсутствует четкое разграничение стоимости недвижимого имущества, то есть одни объекты определяются по инвентаризационной стоимости, другие - по кадастровой стоимости; несовершенна информационная база, то есть не имеется полных сведений, а также не совпадают данные по объектам имущества; имеются пробелы в администрировании имущественных налогов.

Налоги на имущество остаются незначительными и сложно администрируемыми. Для улучшения имущественного налогообложения предлагаем:

- ужесточить меры администрирования и контроля по объектам имущества;

- пересмотреть льготируемые категории налогоплательщиков40;

- определить порядок формирования налоговой базы, которая должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости;

- создать полный государственный кадастр по учету имущества с установлением объективной стоимости;

- уточнить нормы законодательства в части имущества с целью исключения противоречий одной нормы законодательства другой. К примеру, по земельному налогу законодательство должно быть идентичным в Земельном кодексе41, Гражданском кодексе42, Налоговом кодексе43 и других нормативно-правовых актах;

- свести к одному сведения по объектам налогообложения, данные должны совпадать во всех взаимодействующих государственных органах.

Поступления налогов в системе природопользования должны быть весомыми по объему поступлений, так как Россия является ресурсодобывающей страной. В настоящее время в регулировании платежей за использование природных ресурсов существуют недостатки, которые нужно искоренять. Чаще всего проблемы касаются действующего российского законодательства в области налогообложения природопользования. Так, до сих пор не устранены явные противоречия между отдельными нормами Водного кодекса РФ и ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Нуждается в корректировке Закона «О недрах» в связи с принятием главы 26