Файл: Протокол 2 от 21 октября 2021 г. Утверждаю Директор мбоу кго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).)
ИЗ КАРАЧАЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Аппаев Хасан. (1904 – 1939) Краткий рассказ о писателе.

«Къара кюбюр». Первый роман в карачаевской литературе. Дореволюционная жизнь карачаевского народа в дореволюционной России. Влияние русских революционеров на молодых людей в Карачае. Изображение детства в романе.

Биджиев Асхат. (1900 – 1958) Краткий рассказ о писателе - баснописце. «Ийнечик». «Басхыч». «Айры чабакъ, балыкъ, дууадакъ» (Перевод басни И. Крылова) – порицание глупости, ханжества, хвастовства и хитрости в человеке. Перевод на карачаевский язык басню И. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Коркмазов Кёккез. Краткий рассказ о писателе.

«Горда бычакъ». Отрывки из романа.Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Семёнов Исмаил. (1891 - 1981) Краткий рассказ писателе, о вольнолюбивые устремления поэта.

«Бал чибинни джыры», «Акъ къочхарчыкъ» - Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

Суюнчев Азамат. (1923 - 2013) Краткий рассказ писателе.

«Къачхы эртден», Радостное восприятие окружающей природы. Природа как воплощение прекрас­ного. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «Къыш». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. «Джаз». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат¬левающих противоречивые чувства в душе поэта. «Джай». Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства.

Батчаев Мусса. (1939 – 1982)Краткий рассказ писателе.

«Турнала» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

Теория литературы. Стихосложение (начальные представления).

«Хочалай бла Хур - Хур». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение ленности. Образ труженика. Роль художественной детали.

«Узденов Абугалий».(1897 - 1992) Краткий рассказ писателе.

«Мамурашчыкъ», «Татлы чабакъ», «Айю тешикге кириу». Сюжет и герои рассказов. Сочувствие и сострадание слабым. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.


Байрамукова Халимат. Краткий рассказ писателе.

«Ана тил». Художественные особенности стихотворного послания.

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворении о родном языке.

Рассказы о обычаях и традициях карачаевского народа. «Онг джаны бла сол джаны», «Къайгъы аш», «Хоншулукъ», «кюбюрчек оюн», «Къарачайны къадау ташы», «Атны юсюнден». Значение и место обычаев и традиций в народе. Сохранение и соблюдение их.


Хубиев Осман. (1918 – 2001) Краткий рассказ писателе.

«Акъ кёгюрчюн». Чувство радости и печали, любви к родине в стихотворении Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Олицетворение голубя с миром на земле и его бесценность.

«Ана». Рассказ о любви матери к детям и их друзей. Раскрытие темы дружбы в рассказе.

Теория литературы. Литературный герой.

Богатырёв Харун. Краткий рассказ писателе.

«Ата джурт ючюн»

Очерк Е. Кригер о Харуне Богатырёве «Темир атлы». Очерк о подвиге на Днепре Героя Советского Союзе Х. Богатырёва.

Теория литературы. Очерк.

Шауалов Хасан. (1938) Краткий рассказ о балкарском писателе.

«Ыйыкъны ахыр кюню» повесть. Отрывок из повести «Марал». Противопоставление советских и немецких солдат в ВОВ. Соучастие, сопереживание ко всему советских солдат. Ненависть и злость немецких солдат в повести.

Хубиев Магомет (1929 - 1987) Краткий рассказ писателе.

«Джюрек джырым - Къарачай», «Шам Теберди». Природа и любовь к Родине

как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви к Родине. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Хубиева М.. Краски и звуки в пейзажной лирике.

«Джетген кюнде». Тема взаимовыручки и дружбы между людьми.

Зумакулова Танзиля. (1934) Краткий рассказ о балкарском поэте.

«Кюн ашхы болсун, адамла». Гордость поэта за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Гочияева Софья. Краткий рассказ о поэте.

«Орус тилге». Роль и место русского языка в жизни народов Кавказа. «Атасыз ёсген джашлагъа». Сироты военных лет.

Салпагарова Кулина. Краткий рассказ писателе.

«Айран». Труд сельского труженика.

Узденов Альберт. Рассказ о поэте.

«Къобан». Любовь к своему народу и природе.

Шауалов Хасан. (1938) Краткий рассказ о балкарском писателе.

«Ыйыкъны ахыр кюню» повесть. Отрывок из ровести «Тюбешиу». Прблема депортации балкарского народа.

Произведения для внеклассного чтения.

Сказки.

«Мусилия», «Ассы къуш», «Халал сомла», «Юч къарнаш».

Мифы и рассказы.

«Аймуш», «Акъбилек».


Пословицы. Краткость и выразительность.

Уртенов Азрет.

Рассказы о Насыра Ходжа.

Суюнчев Азамат. Поэма «Акъ джугъутур». Взаимосвязь человека и природы.
Произведения для заучивания наизусть.
Биджиев Асхат. «Ийнечик». «Басхыч». «Айры чабакъ, балыкъ, дууадакъ»

Семёнов Исмаил. «Бал чибинни джыры», «Акъ къочхарчыкъ»

Суюнчев Азамат. «Къачхы эртден»,. «Къыш». «Джаз». «Джай».

Батчаев Мусса. «Турнала

Байрамукова Халимат. «Ана тил».

Хубиев Осман. «Акъ кёгюрчюн».

Хубиев Магомет «Джюрек джырым - Къарачай», «Шам Теберди».

Зумакулова Танзиля. «Кюн ашхы болсун, адамла».

Узденов Альберт. «Къобан».
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказки карачаевского народа.

Карачаевские народные сказки.

Пословицы.

Из карачаевской литературы ХIХ – ХХ веков.

Аппаев Хасан. Роман «Къара кюбюр».

Коркмазов Кёккез. Роман «Горда бычакъ».

Шауалов Хасан. Повесть «Ыйыкъны ахыр кюню».

Шауалов Хасан. Повесть «Ыйыкъны ахыр кюню».

Суюнчев Азамат. Поэма «Акъ джугъутур».

2.2.2.5. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.

ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Предметное содержание речи

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.

Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.


Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения

Говорение

Диалогическая речь

Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог—обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объём диалога—от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого обучающегося. Продолжительность диалога—2,5—3 мин (9 класс).

Монологическая речь

Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания — от 8—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8— 9 классы). Продолжительность монолога — 1,5—2 мин (9 класс).

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом обучающимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин.

Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществля-ется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования — до 2 мин.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера