Файл: Курсовая работа исполнитель кривоногов егор владимирович студент гуманитарного факультета гр63 Научный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В социологии определение коммуникативного пространства тесно связывают с определением социальной коммуникации, в которой выделяют такие главные компоненты: наличие коммуникантов (субъектов коммуникации), передаваемого сообщения (некой информации) и целевые установки акторов.
Главной особенностью коммуникативного пространства выступает взаимообмен информацией каждого рода. В случае формирования коммуникативного пространства речь идёт о двустороннем процессе, где и отправитель, и получатель информации будут обладать активными ролями, формирующими успешную коммуникацию. В настоящее время чаще поднимается вопрос о необходимости осуществления успешной коммуникации. Например, по поводу построения политического диалога есть две позиции: либеральная и консервативно-бюрократическая. С точки зрения либерализма прогресс общества возможен лишь при утверждении диалогической модели коммуникации, основанной на взаимопонимании и партнёрстве между государственной властью и гражданами. «Только коммуникация как диалог способствует зарождению, поддержанию и развитию цивилизованных форм существования социума и обеспечивает сознательное отношение к сохранению демократического политического порядка». Консервативно-бюрократическая позиция изучает диалог в виде общения ведущих и ведомых, лидеров и масс. Здесь признаётся лишь один вариант обратных связей — отчёт исполнителей перед административной системой власти. Так появляется диалог по форме, но монолог власти по сути. С нашей позиции, успешность коммуникации достигается только активностью и вовлеченностью обеих сторон независимо от сферы деятельности людей, в которой изучается коммуникативное пространство.
Представленное в этой статье явление коммуникативного пространства обладает совокупностью качеств. Например, Е.И. Кривокора предлагает в виде свойств изучать самоорганизацию, сетевую форму организации, многомерность, гетерогенность и многослойность. Изучим предложенную данным автором классификацию признаков коммуникативного пространства.
Первое свойство коммуникативного пространства — самоорганизация, которая понимается, как способность без внешних воздействий самостоятельно формировать свою структуру. Экономические агенты, участвуя во взаимодействиях и обмениваясь информацией в процессе своей деятельности, образуют устойчивую коммуникативную структуру на основе воспроизводимой согласованности. Самоорганизация проявляется также в способности пространства
нейтрализовать последствия негативных процессов, поддерживая сформированный уровень организованности системы. Это означает, что самоорганизация продуцирует стабильность условий экономической деятельности субъектов.
Вторым свойством следует считать гетерогенность или неоднородность коммуникативного пространства. Асимметричность информации порождает соответствующую асимметричность пространства движения информации. Различие в степени концентрации деятельности и активности обусловлено различным уровнем конкурентоспособности экономических субъектов, неодинаковым уровнем организационной зрелости, состоянием менеджмента, невыраженной синхронизацией хозяйственных процессов в системе, индивидуальным восприятием институциональной среды. Здесь же можно назвать и свойство многослойное или многоуровневое коммуникативного пространства, которое свидетельствует о его иерархическом строении.
Следующее свойство — многомерность коммуникативного пространства, означающий, что оно одновременно имеет в своей структуре разноразмерные коммуникативные подсистемы или элементы системы. Изменение уровня измерения связано с наличием в этой структуре определенных подсистем, с их взаимным пространственным расположением и взаимодействием друг с другом, придающим данной структуре новые качества. Логично, что новая размерность с новыми свойствами распространяет эти новые свойства на всю систему. Очевидно, что для получения вновь построенной системой новых свойств (измерений) структура новой системы должна соответствовать социология требованиям, необходимым для приобретения новых измерений. С укрупнением структуры системы увеличивается число ее размерностей.
И последним свойством можно считать сетевую форму организации, характерную для любой коммуникативной структуры. Коммуникативное пространство часто рассматривается как сетевая структура организации взаимодействий экономических субъектов по реализации соглашений и контрактов.
Кроме того, по содержанию коммуникативное пространство может быть раскрыто с позиции выполняемых им функций. В качестве основных функций целесообразно предложить следующие: соединительная, регулирующая, институциональная, информационная. Информационная функция выделяется исследователями чаще остальных, она представляет собой основную цель процесса коммуникации — передать информацию или некое сообщение. Кроме того, данная функция состоит в аккумулировании информации, формировании организационных знаний в форме коммуникационного опыта и коммуникационных практик, что позволяет повысить уровень организованности пространства, повысить эффективность функционирования той группы, в которой рассматривается коммуникативное пространство.
Любое коммуникативное пространство направлено на объединение членов группы посредством процесса коммуникации. Оно упорядочивает их действия, организовывает соответствующую коммуникативную структуру. В этом и заключается соединительная функция, которая логически переводит нас к регулирующей функции. Регулирующая функция задает направленность деятельности членов группы, входящих в данное коммуникативное пространство. Институциональная функция заключается в обслуживании и развитии институциональной среды, в которой создаются и поддерживаются институциональные нормы и правила поведения субъектов, членов группы. Институциональная среда, с одной стороны, устанавливает те ограничения, в которых осуществляется деятельность субъектов; с другой — субъекты воздействует на институциональную среду, целенаправленно формируя ее институты.
Коммуникативное пространство можно классифицировать по масштабу (по аналогии с классификацией коммуникации), в зависимости от того, какое количество участников оно охватывает.
1. Пространство внутриличностной коммуникации. Далеко не все ученые выделяют данный тип коммуникативного пространства, т.к. он является чрезвычайно сложно организованным в силу биопсихических особенностей индивида. Кроме того, насколько корректно говорить о существовании как минимум двух субъектов коммуникации в этом типе пространства. Так, социологи, психологи, лингвисты в своих исследованиях современной рекламы, как правило, считают, что указанное пространство является наиболее привлекательным объектом для профессионального рекламодателя. Однако маркетологи такую точку зрения не разделяют, поскольку пространство внутренней коммуникации ускользает от квалитативных оценок.
2. Пространство межличностной коммуникации — среда, создаваемая в процессе общения двух людей. Формирование данного вида коммуникативного пространства происходит повсеместно, оно постоянно окружает людей в обществе.
3. Пространство групповой коммуникации предполагает в качестве участников, как правило, от трех до десяти человек. В обществе такое коммуникативное пространство встречается в малых социальных группах, имеющих жесткие стандарты и требования.
4. Пространство общественной или публичной коммуникации. Такое пространство включает в себя активного коммуникатора и менее активных реципиентов. Классическим примером данного типа пространства можно назвать публичное выступление и различные варианты лекционных занятий в студенческой группе.
5. Пространство организационной коммуникации. Такое коммуникативное пространство насчитывает достаточно большое количество участников. Оно может быть структурировано по типу активных и пассивных участников коммуникации, а также стратифицировано по иерархическому принципу (вертикальных коммуникаций). Примером такого пространства может быть собрание акционеров компании или совещание членов коллектива.
6. Пространство массовой коммуникации. Количество субъектов в таком пространстве превышает тысячу человек. К такого рода пространствам относят коммуникативное пространство средств массовой информации и коммуникации, различных митингов, демонстраций и прочих протестных движений.
§1.3 Современные представления и подходы к моделированию коммуникативных процессов
Последние десятилетия наглядно показали, что интересные научные результаты часто возникают на стыке различных дисциплин. Сложное и изначально психологически дискомфортное состояние вступления в неизвестность – непременный атрибут научного творчества. Слова «я не понимаю» нередко предшествуют постановке научной задачи независимо от того, к какой проблематике относится исследование и к какой научной школе принадлежит учёный. Но это состояние многократно интенсивнее переживает человек, соприкасаясь с чужой, незнакомой ему областью знаний.
Специалист, работающий в некоторой предметной области, зачастую не только не понимает специфики материала, который изложен с использованием терминологии и в соответствии с порядком, принятым в другой предметной области, но, как правило, вообще не видит там потенциально полезной для себя информации. В то же время вероятность попадания человека в условия, требующие не только восприятия, но и оперирования знаниями из ранее неизвестных ему предметных областей, увеличивается многократно вследствие возрастающей дифференциации научных направлений, роста числа исследователей и количества самих исследований, интенсификации коммуникативных процессов.
Междисциплинарные направления, поиск прикладной составляющей в фундаментальных научных работах, инновационная деятельность – лишь немногие из примеров, для которых необходимым условием получения качественного результата является эффективное совместное использование знаний, созданных в рамках различных дисциплин. Применительно к инновационному процессу очевидно, что для коммерциализации знаний необходимо наличие отлаженных информационных потоков между исследователями, инженерами, финансистами, маркетологами, обеспечивающих их согласованную деятельность.
В России созданы многие элементы инновационной инфраструктуры: наукограды, особые экономические зоны, технопарки и бизнес-инкубаторы, однако проблемы информационного взаимодействия зачастую так и остаются нерешенными. Доклады учёных по-прежнему мало интересуют инвесторов, производство не видит потенциального экономического эффекта от внедрения инновационных технологий, покупатель не замечает новых продуктов, пока к ним не приложена мощная маркетинговая и сервисная составляющая. Сказанное даёт основание говорить о наличии коммуникативных барьеров между разными группами потенциальных участников информационного обмена.
Информационные (компьютерные) системы, создаваясь в рамках существующих коммуникативных парадигм, в значительной степени копируют сложившуюся систему представления информации, характерную для печатной литературы, достаточно чётко разделённой на две категории – популярную и специализированную. Причина такого разделения очевидна и сводится, как правило, к высокой интенсивности фоновых коммуникативных потоков, что влечёт за собой как сознательное, так и бессознательное ограничение объёма обрабатываемой информации, формирование в сообществах внутренних языков, систем понятий и символов. Это способствует, во-первых, чёткой дифференциации информационных потоков на тематические и не тематические, во-вторых, позволяет оперативно распознавать уровень компетентности источника сигнала. Например, сеть Интернет может рассматриваться как глобальная система обмена и распространения информации, используемая широким кругом авторов и пользователей. Эта система в целом характеризуется слабой систематизацией информации, которая к тому же часто бывает неполной или избыточной, содержит много информационных шумов. Такие же недостатки характерны для интернет-ресурсов, ориентированных на широкий круг пользователей. В то же время существуют специализированные информационные ресурсы, как интегрированные в Интернет, но требующие специального доступа, так и существующие вне пространства имён Интернета.
Общим для всех специализированных информационных систем является сознательное ограничение тематики размещаемых, а в некоторых случаях и обсуждаемых материалов, жёсткая структуризация и модерация данных, использование специфических для данной области знаний понятий, ограничение или существенное разграничение доступа. Полностью отвечая интересам целевой группы, специализированные системы в то же время искусственно выставляют новые коммуникативные барьеры для других групп потенциальных получателей информации.