Файл: А. С. Пушкин. Художественные особенности трагедии "Моцарт и Сальери".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел: Тема социального неравенства в литературе | ||||||
Тема: Язык и стиль произведений А. П. Чехова | ||||||
Дата: | Школа: | ФИО учителя: | ||||
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения: | 10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей 10.4.6соблюдать орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи, правописание Ь и Ъ, правописание числительных, сложных слов) 10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении 10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | ||
Начало урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды. Стратегия «Поздоровайся локтями!» Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. Стратегия «ИНСЕРТ». Просмотр презентаций и буктрейлеров. | | | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | ||
Середина урока | Стратегия «Мозговой штурм». История слова. Мы знаем, что значительная часть лексики стилистически нейтральна, т.е.может употребляться влюбых видах устнойи письменной речи. Но многие слова литературного языка по характеру и кругу своего употребления, по принадлежности к разным стилям языка имеют различные оттенки в значениях. Стилистические пометы в толковых словарях указывают на сферу употребления слова и его оттенки в значениях. Ср.: разг., т. е. разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, разговорной речи; ирон., т. е. ироническое; устар., т. е. устарелое, указывает, что слово вышло или выходит из живого употребления, но их можно встретить в классических литературных произведениях XIX — начала XX вв. Например, в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” читаем: “Милый мой! — начал тонкий после лобызания” (т. е. после того, как поцеловались). Значение слова лобызание и его сфера употребления определяется следующим образом: устар. или ирон. Действие по значению глагола лобызать, лобызаться; целование. Значит, стилистические пометы указывают на то, что слово устаревшее (синоним — целовать) и употребляется в целях выражения иронии.Следует знать: Вы, наверное, обратили внимание, что в рассказе встречаются слова с уничижительной частицы (“приятно-с”, “вельможи-с”, “вы-с”), которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого (“хи-хи-с”). Употребление этой частицы было характерно для русского языка XIX века и, как правило,в художественных произведениях того периода использовалось для придания иронически-сатирического звучания речи персонажей, пытающихся выслужиться перед начальством. Стратегия «Мозговой штурм».
Вглубь строки
Практическая грамматика Прочитайте фрагменты из рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий”. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных. Исправьте предложения, аргументируйте свое мнение. Консультация Статистика как отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических данных, использует специальные методы исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, математические методы, метод графических изображений (диаграммы, гистограммы, графики). К примеру, приведенная ниже гистограмма иллюстрирует динамику доходов богатого меньшинства в период с 2007 по 2015 гг. | Стратегия ИНСЕРТ Интерактивные технологии
| | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. презентация буктрейлеры | ||
Конец урока | Стратегия «Мозговой штурм». Письменный анализ текста “Государственная программа развития и функционирования языков в РК”. | Творческая лаборатория
Взяв за основу приемы антитезы, анафоры и градации напишите юмористический рассказ натему социального неравенства в вашем понимании и восприятии современной жизни. | | | ||
Рефлексия. | Стратегия «Древо желаний». | Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в обществе не было социального неравенства? | | |
Раздел: Тема социального неравенства в литературе | ||||||
Тема: А. Н. Островский. Бесприданница. | ||||||
Дата: | Школа: | ФИО учителя: | ||||
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения: | 10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста 10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение 10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли 10.4.3 представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | ||
Начало урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды. Стратегия «Противоположности» Камень твердый, а вата ? ... (называет антоним) Снегурочка добрая, а Баба-яга ? .... и т.д. Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. | Стратегия «Мозговой штурм». Обсуждение юмористических рассказов на тему социального неравенства. | | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | ||
Середина урока | Стратегия «Мозговой штурм». Литературный хронограф Хронологическая таблица Учитель информирует о личности А. Н. Островского, далеесоставляется хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.Н. Островского”. В своем рассказе педагог может опираться на статью в учебнике по теме урока. Расскажите ученикам о том, что Александр Николаевич Островский — один из выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии русской литературы и национального театра. Пьесы Островского известны и любимы многим поколениям зрителей и читателей. По ним сняты художественные фильмы, вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня. Литературный справочник Заглавие — графически выделенное слово автора литературного произведения, выделенное в названии произведения, заглавие является воплощением авторского замысла, с первых слов объясняющего смысл произведения. Интрига —сложные и запутанные действия и взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения, интрига особенно важна и играет ведущую роль в драматургии. Конфликт— столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, произведениях лиро-эпического жанра. | Стратегия «Метод ассоциаций». Содружество искусств Рассмотрите портреты актеров М. Садовского, В. Комиссаржевской, М. Савиной. Составьте тексты-описания, обратите внимание на детали портретов. Совпадает ли ваше представление о персонажах пьесы с внешностью актеров? | | | ||
Конец урока | Стратегия «Метод ассоциаций».Проанализируйте заглавие произведения. Создайте кластер с ключевым понятием “бесприданница”. | Стратегия «Мозговой штурм». Разработка Проекта.Разделитесь на три группы, выберите тему Проекта, продумайте концепцию и план Проекта, изучите источники. Разработайте Проекты на темы “Сценическая судьба пьесы Островского”; “Знаменитые актрисы в роли Ларисы Огудаловой”; “Право бесприданницы на счастье”. | | | ||
Рефлексия. | Стратегия «Метод ассоциаций». | Дневник вдумчивого читателя. Запишите в вашем Дневнике вдумчивого читателя первые впечатления после прочтения пьесы “Бесприданница”. Записывайте ваши мысли и ассоциации по ходу анализа произведения на уроках под руководством учителя. Запишите выводы, к которым вы пришли, читая и анализируя пьесу Островского. | | |
Раздел: Тема социального неравенства в литературе | ||||||
Тема: Образ Ларисы Огудаловой | ||||||
Дата: | Школа: | ФИО учителя: | ||||
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения: | 10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом 10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы 10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм 10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста 10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | ||
Начало урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды. Стратегия «Кто больше назовет предметов!» Высокие что ...? Низкие что ... ? Из стекла что ... ? Мягкие что ... ? и т.д. Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. | Стратегия «Метод ассоциаций».Обсуждение кластера с ключевым понятием “бесприданница”. | | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | ||
Середина урока | Стратегия «Обновление информации» Расскажите ученикам о том, что образ Ларисы Огудаловой является центральным в драме “Бесприданница”. Критики воспринимали Ларису — главную героиню произведения как своеобразное “продолжение” образа Катерины из пьесы Островского “Гроза”; то, что пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу, объединяет героинь произведений Островского. В то же время в образе Ларисы обнаруживаются черты, характерные для женских образовдругих писателей. Героинь произведений Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием. Островский ставит вопрос о том, имеет ли право человек на счастье, может ли он сам решать свою судьбу, есть ли право на выбор? | Линия эмоций персонажа. Проследите по тексту,как меняется эмоциональное состояние Ларисы Огудаловой на протяжении произведения. Проанализируйте схему “Линия эмоций Ларисы”, дополните схему информацией из текста. | | | ||
Конец урока | Стратегия «Диаграмма Венна». | Выпишите из текста цитаты, характеризующие образы Ларисы и Хариты Дмитриевны, выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна. Перспективное задание Создайте концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общий смысл произведения) и неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, фотографиями, портретами писателей и т.п.) буктрейлеры. Рекомендации по созданию даны в учебнике. | | | ||
Рефлексия. | Стратегия «ПОПС-формула» | Сформулируйте вашу интерпретацию образа Ларисы, используя современный прием ПОПС-формулы: Позиция — Я считаю, что Лариса … . Обоснование — Потому что … . Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … . Следствие — Сформулируем вывод о том, что … . | | |
Раздел: Тема социального неравенства в литературе | ||||||
Тема: Образ Хариты Дмитриевны Огудаловой | ||||||
Дата: | Школа: | ФИО учителя: | ||||
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения: | 10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы 10.4.2излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/илиаудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражаяличную оценку 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей 10.4.6соблюдать орфографические нормы (правописание сложных слов) 10.5.1использовать сложные прилагательные | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | ||
Начало урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды. Стратегия «Покорчим рожи!» Медведь ... Лиса ... Рыба ... Кошка ... и т.д. Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. | Стратегия «Диаграмма Венна». Обсуждение диаграммы Венна. | | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | ||
Середина урока | Стратегия«Стоп-вопрос». | Урок рекомендуется провести в форме урока-диспута на тему «Мать и дочь». Ключевой вопрос темы: Виновата ли мать в трагической развязке произведения? Учитель вводит в тему. Расскажите о специфике образа Хариты Дмитриевны Огудаловой в драме “Бесприданница”. Составляем линию эмоций персонажаПрочитайте по ролям диалоги Ларисы и Хариты Дмитриевны.Проследите по тексту, как меняется эмоциональное состояние Хариты Дмитриевны Огудаловой на протяжении произведения. | | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | ||
Конец урока | Стратегия «ПОПС-формула». Напишите эссе на тему «Мать и дочь». Практическая грамматика |
Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов. | | | ||
Рефлексия. | Стратегия «ПОПС-формула». | Сформулируйте вашу интерпретацию образа Ларисы, используя современный прием ПОПС-формулы: Позиция — Я считаю, что Харита Дмитриевна … . Обоснование — Потому что … . Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … . Следствие — Сформулируем вывод о том, что … . | | |
Раздел: Тема социального неравенства влитературе | ||||||
Тема: Тема торга и власти денег | ||||||
Дата: | Школа: | ФИО учителя: | ||||
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||
Цели обучения: | 10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы 10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм 10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста 10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли 10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | ||
Начало урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды. | Стратегия «Комплимент» Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. Обсуждение эссе. Просмотр буктрейлеров. | | Учебник. Часть 1. Хрестоматия. | ||
Середина урока | Стратегия «Обновление информации». Учитель информируето том, что драма А. Н. Островского “Бесприданница” отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, поэтому “Бесприданница” — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями.Тематорга, власти денег красной нитью проходит в пьесе, еще более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. Лариса Огудалова ощущает себя личностью, способной принимать решения, она стремится к самостоятельным поступкам. Однако, искренние порывы девушки сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего ее как дорогую, изысканную вещь. Роковой выстрел Карандышева, убивающий Ларису, является преступным поступком собственника и эгоиста, одержимого одной мыслью: не мне, так никому. | Стратегия «Собрать пазлы». Таблица-характеристика персонажей произведения. Найдите в тексте портретную, речевуюхарактеристику, описание действий и поступков героев. Заполните сравнительную таблицу. Какие персонажи являются по отношению друг к другу антиподами или двойниками? Аргументируйте свой ответ. Литературная диаграмма. Соберите “разоблачительное досье” на Кнурова и Вожеватова. Проанализируйте схему, с помощью стрелок и других символов создайте модель взаимоотношений персонажей произведения. Сравнительная схема. Добавьте в схему характеристики Паратова и Карандышева. Сравните персонажей, выявите общие черты и различия. Совпадает ли отношение героев к Ларисе? Аргументируйте свой ответ. | | | ||
Конец урока | Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».Напишите текст-рассуждение по опорным вопросам: |
“Я на распутье…” Что означают эти слова героини? Уточните значение слова “распутье” по толковому словарю. Подберите синонимичные слова-понятия. | | Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». | ||
Рефлексия. | Стратегия «Собрать пазлы». Этимология слова |
Подумайте над тем, исчерпываются ли характеры персонажей значением “говорящих” имен и фамилий? | | |