Файл: А. С. Пушкин. Художественные особенности трагедии "Моцарт и Сальери".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: Язык и стиль произведений А. П. Чехова

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

10.4.6соблюдать орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи, правописание Ь и Ъ, правописание числительных, сложных слов)

10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении

10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Поздоровайся локтями!»

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Стратегия «ИНСЕРТ».

Просмотр презентаций и буктрейлеров.







Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия «Мозговой штурм».

История слова. Мы знаем, что значительная часть лексики стилистически нейтральна, т.е.может употребляться влюбых видах устнойи письменной речи. Но многие слова литературного языка по характеру и кругу своего употребления, по принадлежности к разным стилям языка имеют различные оттенки в значениях. Стилистические пометы в толковых словарях указывают на сферу употребления слова и его оттенки в значениях. Ср.: разг., т. е. разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, разговорной речи; ирон., т. е. ироническое; устар., т. е. устарелое, указывает, что слово вышло или выходит из живого употребления, но их можно встретить в классических литературных произведениях XIX — начала XX вв. Например, в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” читаем: “Милый мой! — начал тонкий после лобызания” (т. е. после того, как поцеловались). Значение слова лобызание и его сфера употребления определяется следующим образом: устар. или ирон. Действие по значению глагола лобызать, лобызаться; целование. Значит, стилистические пометы указывают на то, что слово устаревшее (синоним — целовать) и употребляется в целях выражения иронии.Следует знать: Вы, наверное, обратили внимание, что в рассказе встречаются слова с уничижительной частицы (“приятно-с”, “вельможи-с”, “вы-с”), которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого (“хи-хи-с”). Употребление этой частицы было характерно для русского языка XIX века и, как правило,в художественных произведениях того периода использовалось для придания иронически-сатирического звучания речи персонажей, пытающихся выслужиться перед начальством.

Стратегия «Мозговой штурм».


  • Выпишите из рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий” слова и сочетания, значения которых вам неизвестны. Определи их значения по толковым словарям русского языка. Обратите внимание на стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова. Заполните таблицу.

  • Как характеризует речь и поступки персонажей обращения: ваше превосходительство, голубчик, друг детства, милый мой, душонок? Какие чувства они у вас вызывают?

  • Найдите в рассказе характерные черты разговорного стиля. Приведите примеры. Обсудите вопрос о связи культурно-фоновых и стилистических компонентов значения слова.

Вглубь строки

  • Прочитайте текст. Выпишите значения слова олигархия, олигарх по “Толковому словарю иноязычных слов” Л. П. Крысина. Имеет ли это слово стилистические пометы в словарях?

  • Какие культурно-фоновые и стилистические значения получило слово олигарх в современной русской речи? Какое значение слова олигарх обсуждается в тексте?


Практическая грамматика

Прочитайте фрагменты из рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий”. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных. Исправьте предложения, аргументируйте свое мнение.
Консультация

Статистика как отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических данных, использует специальные методы исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, математические методы, метод графических изображений (диаграммы, гистограммы, графики). К примеру, приведенная ниже гистограмма иллюстрирует динамику доходов богатого меньшинства в период с 2007 по 2015 гг.




Стратегия ИНСЕРТ

Интерактивные технологии

  • Используя данные сайта Агентства по статистике Республики Казахстан составьте статистический отчет о доходах населения по регионам Казахстана за 2017 г., либо демографической ситуации в регионах республики за последние годы

  • Напишите эссе причинно-следственного характера на эту тему. Помните, что вы анализируете причины и следствия. В эссе должны быть даны ответы на вопросы “Почему?”, “Каков результат?”



Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

презентация буктрейлеры


Конец урока



Стратегия «Мозговой штурм».

Письменный анализ текста “Государственная программа развития и функционирования языков в РК”.



Творческая лаборатория

  • Прочитайте текст. Какой прием использован автором с целью эмоционального воздействия на читателя? На чем основан комический эффект?Вспомните, в каких современных казахстанских комедиях наиболее ярко изображается тема социального неравенства? Почему эта тема актуальна в наше время?

Взяв за основу приемы антитезы, анафоры и градации напишите юмористический рассказ натему социального неравенства в вашем понимании и восприятии современной жизни.







Рефлексия.

Стратегия «Древо желаний».

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в обществе не было социального неравенства?









Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: А. Н. Островский. Бесприданница.

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.3 представлятьинформацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Противоположности»

Камень твердый, а вата ? ... (называет антоним)

Снегурочка добрая, а Баба-яга ? .... и т.д.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Мозговой штурм».

Обсуждение юмористических рассказов на тему социального неравенства.




Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия «Мозговой штурм».

Литературный хронограф Хронологическая таблица

Учитель информирует о личности А. Н. Островского, далеесоставляется хронологическая таблица “Жизнь и творчество А.Н. Островского”. В своем рассказе педагог может опираться на статью в учебнике по теме урока. Расскажите ученикам о том, что Александр Николаевич Островский — один из выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии русской литературы и национального театра. Пьесы Островского известны и любимы многим поколениям зрителей и читателей. По ним сняты художественные фильмы, вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня.

Литературный справочник

Заглавиеграфически выделенное слово автора литературного произведения, выделенное в названии произведения, заглавие является воплощением авторского замысла, с первых слов объясняющего смысл произведения.

Интрига —сложные и запутанные действия и взаимоотношения персонажей, обеспечивающие развитие сюжета художественного произведения, интрига особенно важна и играет ведущую роль в драматургии.

Конфликт— столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, произведениях лиро-эпического жанра.



Стратегия «Метод ассоциаций».

Содружество искусств

Рассмотрите портреты актеров М. Садовского, В. Комиссаржевской, М. Савиной. Составьте тексты-описания, обратите внимание на детали портретов. Совпадает ли ваше представление о персонажах пьесы с внешностью актеров?








Конец урока



Стратегия «Метод ассоциаций».Проанализируйте заглавие произведения. Создайте кластер с ключевым понятием “бесприданница”.


Стратегия «Мозговой штурм».

Разработка Проекта.Разделитесь на три группы, выберите тему Проекта, продумайте концепцию и план Проекта, изучите источники. Разработайте Проекты на темы “Сценическая судьба пьесы Островского”; “Знаменитые актрисы в роли Ларисы Огудаловой”; “Право бесприданницы на счастье”.







Рефлексия.


Стратегия «Метод ассоциаций».

Дневник вдумчивого читателя. Запишите в вашем Дневнике вдумчивого читателя первые впечатления после прочтения пьесы “Бесприданница”. Записывайте ваши мысли и ассоциации по ходу анализа произведения на уроках под руководством учителя. Запишите выводы, к которым вы пришли, читая и анализируя пьесу Островского.









Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: Образ Ларисы Огудаловой

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом

10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Кто больше назовет предметов!»

Высокие что ...?

Низкие что ... ?

Из стекла что ... ?

Мягкие что ... ? и т.д.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Метод ассоциаций».Обсуждение кластера с ключевым понятием “бесприданница”.




Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока



Стратегия «Обновление информации»

Расскажите ученикам о том, что образ Ларисы Огудаловой является центральным в драме “Бесприданница”. Критики воспринимали Ларису — главную героиню произведения как своеобразное “продолжение” образа Катерины из пьесы Островского “Гроза”; то, что пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу, объединяет героинь произведений Островского. В то же время в образе Ларисы обнаруживаются черты, характерные для женских образовдругих писателей. Героинь произведений Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием. Островский ставит вопрос о том, имеет ли право человек на счастье, может ли он сам решать свою судьбу, есть ли право на выбор?



Линия эмоций персонажа.

Проследите по тексту,как меняется эмоциональное состояние Ларисы Огудаловой на протяжении произведения. Проанализируйте схему “Линия эмоций Ларисы”, дополните схему информацией из текста.








Конец урока


Стратегия «Диаграмма Венна».


Выпишите из текста цитаты, характеризующие образы Ларисы и Хариты Дмитриевны, выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна.

Перспективное задание

Создайте концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общий смысл произведения) и неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, фотографиями, портретами писателей и т.п.) буктрейлеры. Рекомендации по созданию даны в учебнике.







Рефлексия.



Стратегия «ПОПС-формула»


Сформулируйте вашу интерпретацию образа Ларисы, используя современный прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что Лариса … . Обоснование — Потому что … . Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … .

Следствие — Сформулируем вывод о том, что … .









Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: Образ Хариты Дмитриевны Огудаловой

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы

10.4.2излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/илиаудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражаяличную оценку

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

10.4.6соблюдать орфографические нормы (правописание сложных слов)

10.5.1использовать сложные прилагательные

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Покорчим рожи!»

Медведь ...

Лиса ...

Рыба ...

Кошка ... и т.д.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Диаграмма Венна».

Обсуждение диаграммы Венна.




Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия«Стоп-вопрос».



Урок рекомендуется провести в форме урока-диспута на тему «Мать и дочь».

Ключевой вопрос темы: Виновата ли мать в трагической развязке произведения? Учитель вводит в тему. Расскажите о специфике образа Хариты Дмитриевны Огудаловой в драме “Бесприданница”.
Составляем линию эмоций персонажаПрочитайте по ролям диалоги Ларисы и Хариты Дмитриевны.Проследите по тексту, как меняется эмоциональное состояние Хариты Дмитриевны Огудаловой на протяжении произведения.




Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.


Конец урока


Стратегия «ПОПС-формула».

Напишите эссе на тему «Мать и дочь».

Практическая грамматика



  • Прочитайте фрагменты из пьесы. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните написание не с глаголами и наречиями.

  • Прочитайте предложения. Найдите речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.







Рефлексия.



Стратегия «ПОПС-формула».


Сформулируйте вашу интерпретацию образа Ларисы, используя современный прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что Харита Дмитриевна … .

Обоснование — Потому что … . Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … .

Следствие — Сформулируем вывод о том, что … .









Раздел: Тема социального неравенства влитературе

Тема: Тема торга и власти денег

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.


Стратегия «Комплимент»

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Обсуждение эссе. Просмотр буктрейлеров.



Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия «Обновление информации». Учитель информируето том, что драма А. Н. Островского “Бесприданница” отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, поэтому “Бесприданница” — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями.Тематорга, власти денег красной нитью проходит в пьесе, еще более явно подчеркивая иллюзорность надежд Ларисы на счастье. Лариса Огудалова ощущает себя личностью, способной принимать решения, она стремится к самостоятельным поступкам. Однако, искренние порывы девушки сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего ее как дорогую, изысканную вещь. Роковой выстрел Карандышева, убивающий Ларису, является преступным поступком собственника и эгоиста, одержимого одной мыслью: не мне, так никому.



Стратегия «Собрать пазлы». Таблица-характеристика персонажей произведения.

Найдите в тексте портретную, речевуюхарактеристику, описание действий и поступков героев. Заполните сравнительную таблицу. Какие персонажи являются по отношению друг к другу антиподами или двойниками? Аргументируйте свой ответ.
Литературная диаграмма. Соберите “разоблачительное досье” на Кнурова и Вожеватова. Проанализируйте схему, с помощью стрелок и других символов создайте модель взаимоотношений персонажей произведения.

Сравнительная схема. Добавьте в схему характеристики Паратова и Карандышева. Сравните персонажей, выявите общие черты и различия. Совпадает ли отношение героев к Ларисе? Аргументируйте свой ответ.








Конец урока


Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».Напишите текст-рассуждение по опорным вопросам:



  • “Мой дом — моя крепость”. Так принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

  • Какие пути могли бы сложиться в судьбе Ларисы? Семья, любовь, друзья? Является ли Харита Игнатьевна, мать Ларисы, точкой опоры для дочери?

“Я на распутье…” Что означают эти слова героини? Уточните значение слова “распутье” по толковому словарю. Подберите синонимичные слова-понятия.




Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».

Рефлексия.



Стратегия «Собрать пазлы».

Этимология слова



  • Подумайте, какой смысл вложен в фамилии героев “Бесприданницы”, если по словарю В. И. Даля кнур — “боров, кабан, хряк”; Паратый (прилагательное) — “сильный, хищный зверь”; Карандыш — “коротышка, недоросток”.

  • Значения имен: Юлий — имя римского императора, полководца Юлия Цезаря; Лариса — греческое “чайка”; Харита — цыганское “прелестница”.

Подумайте над тем, исчерпываются ли характеры персонажей значением “говорящих” имен и фамилий?