Файл: А. С. Пушкин. Художественные особенности трагедии "Моцарт и Сальери".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: Композиция пьесы “Бесприданница”

Дата:27.02.

23 Г.

Школа:КГУ «ООШ СЕЛА КЫНА »

ФИО учителя:Даутбаева Б.К.

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.3.6извлекатьнеобходимую информацию из различных источников, определяя факт и мнение

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Собрать пазлы». Обсуждение текстов-рассуждений по опорным вопросам.




Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия«Обновление информации».

Учитель информирует о том, чтопо сценической архитектуре пьеса принадлежит к числу чудес драматургии Островского. Пьеса развивается в многоголосье контрастных тем: бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до высот современной трагедии.Драма состоит из четырех действий, каждое из которых в свою очередь представлено несколькими явлениями. Все время действия, которое происходит в настоящее (для автора) время, в городе Бряхимове на Волге, занимает менее суток.

Структурно-логическаятаблица.

Проанализируйте структурно-логическую таблицу “Композиция пьесы”. Внесите в незаполненные части таблицы цитаты, примеры из текста. Сформулируйте выводы.

Содружество искусств.

Учитель рассказывает об экранизации пьесы “Бесприданница”,о режиссере Э. Рязанове и актерах, сыгравшим главные роли в фильме. Ставится проблемный вопрос о том, почему режиссер назвал фильм “Жестокий романс”, а не “Бесприданница”?







Стратегия«Обновление информации».


Конец урока



Стратегия «Собрать пазлы». Работа в группах. Организуйте просмотр художественного фильма “Жестокий романс”.


Группа 1:Напишите рецензию на фильм “Жестокий романс”.

Группа 2:Напишите эссе на тему “Право на счастье и любовь”.

Группа 3:Представьте себя в роли искусствоведа. Подготовьте доклад на одну из тем: “Произведения А.Н. Островского в изобразительном искусстве”, “Театральные постановки по произведениям А.Н. Островского”, “Экранизация произведений А. Н. Островского”.




Учебник

Презентация


Рефлексия.


Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».



  • Кто виноват в трагическом финале? Действительно ли только Паратов — виновник трагедии Ларисы? Или Карандышев?

  • За что Лариса благодарит Карандышева? Почему последняя ремарка пьесы — “громкий хор цыган”?

Действия в пьесе “Бесприданница” занимают менее суток. Подумайте, чем обусловлен такой динамизм действия?
























Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: Н.В. Гоголь. Шинель

Дата:02.03.23 ж.

Школа: «Қына а. ЖОББМ» КММ

ФИО учителя:ДАУТБАЕВА Б.К.

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.


Стратегия «Рукопожатие»

Учащиеся ходят по кругу и здороваются , пожимая руку и желая друг другу того, что им необходимо в этот момент.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Обсуждение рецензий на фильм “Жестокий романс”; эссе на тему “Право на счастье и любовь”; докладов по творчеству Островского.




Стратегия «Рукопожатие»


Середина урока


Стратегия «Мозговой штурм» Литературный хронограф. Учитель информирует о жизни и творчестве. Литературную известность Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831—1832), насыщенный украинским фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, и юмором. Повести из сборников “Миргород” и “Арабески” (1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема “маленького человека” наиболее полно воплотилась в повести “Шинель” (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало “петербургских повестей” (“Нос”, “Портрет” и др.) получило развитие в комедии “Ревизор” (1836) как фантасмагория чиновничьего

бюрократического мира. В поэме-романе “Мертвые души” (1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилосьс пафосом духовного преображения человека.

Аналитическая статья

Тема повести “Шинель” — судьба “маленького человека”, незначимой в обществе личности. Автор произведения показывает, что “маленький человек” в действительности не является ничтожеством — это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, стремиться к цели. Главной целью для него становится приобретение новой шинели. Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели становится для Башмачкина важным событием, ступенькой к новой жизни.Шинельдлянего—символ радости жизни и человеческого достоинства. Гоголь поднимает проблему социальной несправедливости, идея произведения заключаетсяв том, что писатель показывает несправедливость и жестокость общества по отношению к “маленькому человеку”, утверждает, что уважения достойны все люди, вне зависимости от социального положения и социального статуса.
Составляем хронологическую таблицу к биографической статье, назывной план к аналитической статье.




Стратегия «Метод ассоциаций».

  • Выясните значение словосочетания “маленький человек”, обратитесь к толковым словарям.

Создайте кластер с ключевым понятием “маленький человек”.




Стратегия «Мозговой штурм»

Конец урока


Стратегия«ИНСЕРТ».Перспективное задание. Разработка Проекта



  • Разделитесь на три группы, выберите тему Проекта, продумайте концепцию и план Проекта, изучите источники.

  • Разработайте Проекты: “Тема “маленького человека” в русской литературе”; “Экранизации произведений Гоголя”; “Иллюстрации к произведениям Гоголя”.

  • Используйте возможности интернет-технологий при разработке и защите Проектов.


Интерактивные технологии

  • Разработайте буктрейлеры к повести “Шинель”.

  • Создайте видеопрезентации к иллюстрациям Б. Кустодиева.

Обратитесь к сайтам о жизни и творчестве Гоголя.




Стратегия«ИНСЕРТ

Рефлексия.


Стратегия «Метод ассоциаций»..

Дневник вдумчивого читателя. Прочитайте в хрестоматии повесть “Шинель”. Запишите в Дневник первые впечатления о прочитанном. Записывайте ваши мысли по ходу анализа повести Гоголя

























Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: Тема "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Дата:06.03.23 г.

Школа:КГУ «ООШ села Кына»

ФИО учителя:Даутбаева Б.К.

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.1.1 понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяясоциальные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего;

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.4писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Комплимент».

Встаньте в круг и подарите комплименты друг другу. (Слова должны начинаться с первой буквы имени вашего друга, например, Серик, ты сильный ! Камила, ты красивая! и т.д.)

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам дня!

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «ИНСЕРТ».Обсуждение буктрейлеров и презентаций




Стратегия «Комплимент».


Середина урока


Стратегия «Метод ассоциаций».


  • Прочитайте текст-повествование “Цитатный образ Башмачкина”.

  • Какие ассоциации вызывают имя и фамилия главного героя повести?

  • Какие детали внешности, одежды характеризуют социальный статус персонажа?

  • Найдите в тексте цитаты, характеризующие внутренний мир Башмачкина.




Стратегия «Обновление информации».История слова

Реалиипредметы или явления материальной культуры, этнонациональные особенности, обычаи, а также историко-культурные факты или процессы, обычно не имеющие лексических эквивалентов в других языках.Такие слова, обозначая предметы и явления определенной исторической эпохи обладают культурно-фоновой информацией. Так, в повести Н. В. Гоголя читаем: “Все в ту же минуту выбежали в швейцарскуюсмотреть новую шинель Акакия Акакиевича”, где швейцарская — это комната служителей у двери.

  • Дайте толкование словам-реалиям, обозначающим историко-культурные предметы и явления эпохи, в которой

разворачиваются события в повести. За справкой обращайтесь к “Толковому словарю живого великорусского языка” В. И. Даля. Заполните таблицу.

Стратегия «Метод ассоциаций».


Конец урока


Стратегия «Метод ассоциаций».

Проба пера

  • Рассмотрите иллюстрации художников Б. Кустодиева и П. Федорова.

  • Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Как вы думаете, удалось ли художникам передать основную идею литературного произведения?

  • Составьте тексты-описания по картинам Б. Кустодиева и П. Федорова.


Содружество искусств

  • Организуйте просмотр двух экранизаций повести Гоголя “Шинель”. Сравните фильмы, напишите рецензии.

  • Фильм режиссеров Григория Козинцева, Леонида Трауберга. В ролях: Сергей Герасимов, Андрей Каплер, Андрей Костричкин, Петр Соболевский, Антонина Еремеева, Янина Жеймо (1926).

  • Фильмрежиссера Алексея Баталова. В ролях: Ролан Быков, Юрий Толубеев, А. Ежкина, Елена Понсова, Георгий Тейх, Нина Ургант, Александр Соколов, Рэм Лебедев (1959).










Рефлексия.



Стратегия «Метод ассоциаций».





Проследите линию эмоций персонажа. Как менялось его настроение в связи с приобретениеми потерей новой шинели? Отразите в схеме свои наблюдения.





















Раздел: Тема социального неравенства в литературе.

Тема: Отражениетемы социального неравенства в литературе

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.4создавать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию

10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы

10.3.6извлекатьнеобходимую информацию из различных источников, определяя факт и мнение

10.5.1использовать сложные прилагательные

10.5.2использовать сложные синтаксические конструкции

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.


Стратегия «Подари улыбку!»

Встаньте в круг, улыбнитесь другу справа, а затем – слева. Приятного вам учебного дня!

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Обсуждение текстов-описаний по картинам Б. Кустодиева и П. Федорова, рецензий на экранизации повести Гоголя “Шинель”.




Стратегия «Подари улыбку!»


Середина урока


Стратегия «Мозговой штурм».



Часть 1: СОР и СОЧпо изученному разделу. Задания СОР и СОЧ размещены в конце методического руководства (20 мин.)
Часть 2: Защита Проектов, которые выполнялись в ходе изучения произведений по данной теме с использованием компьютерных технологий (20 мин.)
Второй вариант итогового урока

Проведите урок-конференцию по теме “Социальное неравенство в литературе и жизни”. Распределите роли спикеров, оппонентов, доброжелательных слушателей.







Конец урока

Стратегия «Древо ожиданий».


Знакомство с текстом.

Прочитать в хрестоматии роман О. Бальзака “Гобсек”.







Рефлексия.


Стратегия «Древо ожиданий».


Заполните маркировочную таблицу, обобщая знания, полученные по данной теме.