Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическое изучение маркетинга
1.1 Понятие и классификация маркетинга
1.2 Элементы маркетинговой структуры
2. Изучение маркетинга в различных сферах экономики
2.1 Особенности маркетинговой деятельности на рынке рекламы
3. Инновационные виды маркетинга в экономической деятельности
3.1 Роль интернет – маркетинга
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Маркетинг – это завершающее понятие цикла рынка, это работа с рынком для осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Процесс обмена требует работы: это поиск покупателей, выявления их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование. Роль маркетинга в экономике – повышение ее торгово-операционной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и самому изменять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок, расширение рынка, обеспечение безопасности рынка.[1]
Проведение в России реформ, целью которых является построение цивилизованной рыночной экономики, обусловливает необходимость активного использования маркетинга, представляющего философию бизнеса, стратегию и тактику участников рыночных отношений. Сегодня все больше российских производителей товаров и услуг обращаются к методам и инструментам современного маркетинга: маркетинговым исследованиям, товарной политике, маркетинговым коммуникациям, товародвижению, коммерческому ценообразованию.
Развитие маркетинга как важнейшей сферы современной экономики требует его всестороннего и эффективного правового регулирования.
Активная деятельность на рынке – это сегодня краеугольный камень экономического развития предприятий. В настоящее время жизненно важными становятся знание конечного потребителя, умение гибко реагировать на все его требования. Иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия. Крайне необходимо изучать возможности и эффективность различных форм и методов продажи товаров, производить работу по формированию запросов населения, повышению престижа торговой фирмы. Такой тип экономического поведения предприятий обычно ассоциируется с маркетингом, который хорошо зарекомендовал себя в зарубежной практике организации производственно-сбытовой деятельности предприятий в условиях конкурирующей экономики. Сегодня нет практически ни одной индустриально развитой страны, где бы в той или иной мере не практиковалась маркетинговая деятельность. Фирмы, ориентирующиеся на маркетинг, более конкурентоспособны, терпят меньшие убытки, лидируют по рентабельности.
Таким образом, роль маркетинга в во всех сферах экономики достаточна важна. В современном экономическом мире маркетинг выступает одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Объектом исследования является экономическая деятельность предприятия.
Предметом исследования служит маркетинг в экономике.
Цель исследования – изучение маркетинга в различных отраслях экономической деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Провести теоретическое изучение маркетинга
2. Изучить маркетинг в различных сферах экономики
3. Рассмотреть инновационные виды маркетинга в экономической деятельности
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых А.И. Архиповой, А.С.Булатова, И.А. Бланка, А.Ф. Власова, А.Д. Чудновского по проблемам обеспечения конкурентоспособности бизнеса и исследованию потребительских предпочтений.
Теоретической основой исследования являются статьи, учебные пособия, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретическое изучение маркетинга
1.1 Понятие и классификация маркетинга
Маркетинг как философия бизнеса, стратегия и тактика участников рыночных отношений лежит в основе предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Именно глубокие знания маркетинга, способность умело применять современные инструменты воздействия на ситуацию, складывающуюся на рынке, предопределяют коммерческий успех предпринимателя.[2]
Маркетинг позволяет четко определять состояние и перспективы развития рынка, его основных сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами, сформировать оптимальную цену, найти квалифицированных посредников (чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике), провести рекламные мероприятия таким образом, чтобы потребители достаточно знали о товаре и хотели его приобрести.[3]
Согласно определению официального справочника-указателя, выпущенного Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению и содержащего описание понятие маркетинга охватывает 14 разновидностей услуг:[4]
1. реклама и содействие сбыту,
2. корпоративный образ и отношения с общественностью,
3. послепродажное обслуживание заказчиков,
4. дизайн,
5. прямой маркетинг,
6. международный маркетинг,
7. исследование рынка,
8. стратегия маркетинга,
9. разработка новой продукции,
10. ценообразование,
11. розничная продажа и дилерские сети,
12. управление сбытом,
13. обучение сбыту,
14. социально-экономические исследования и прогнозирование.
К особенностям маркетинга относятся его специфические элементы:
- комплексное изучение рынка и использование различных инструментов маркетинговой деятельности;
- планирование товарного ассортимента;
- организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;
- планирование сбытовых операций;
- управление товародвижением;
- организация до- и послепродажного обслуживания покупателей;
- формирование ценовой политики.[5]
В маркетинге значительное внимание уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию.
Необходимо отметить, что начальник отдела по маркетингу помимо базовых маркетинговых навыков должен владеть знаниями, в том числе и законодательных и нормативно правовых актов касающихся организации рекламного дела, условии поставки, хранения и транспортировки продукции, способы и методы работы с дилерами, средствами массовой информации, стандарты и технические условия на продукцию предприятия.
Маркетинг призван играть важную экономическую роль к рыночной системе хозяйства. Не только в связи с тем, что он обеспечивает эффективное сопряжение спроса и предложения, но и потому, что он запускает благотворный цикл экономического развития, стадии которого таковы:
-маркетинг обнаруживает неудовлетворенные потребности и разрабатывает соответственно адаптированные товары;
-маркетинг осуществляет план действий, что приводит к созданию и росту спроса на эти новые товары;
-растущий спрос ведет к снижению издержек, что позволяет понизить цены, благодаря чему на рынок приходят новые группы покупателей;
-такое расширение рынка привлекает новые инвестиции, которые позволяют получить экономию на масштабе и разработать усовершенствованные или новые товары.[6]
Маркетинг является фактором экономической демократии, потому что он создает систему, которая:
а) прислушивается к голосу покупателя;
б) ориентирует инвестиции и производство на предвидимые потребности;
в) учитывает разнообразие потребностей через сегментацию рынков;
г) стимулирует инновацию и предпринимательскую деятельность.[7]
Таким образом, специфика маркетинга состоит в том, что он предполагает такую систему организации хозяйственной деятельности фирмы, при которой разработка, производство и сбыт товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляются на основе комплексного анализа рынка и реальных запросов потребителей с целью получения высокой прибыли.[8]
1.2 Элементы маркетинговой структуры
Маркетинговая структура управления организацией представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры управления организацией являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Кроме того, связи могут носить линейный и функциональный характер.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.
Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.[9]
Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений.[10]
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Степень (уровень) управления — это совокупность управленческих звеньев соответствующего иерархического уровня управления с определённой последовательностью их подчиненности снизу вверх — отношения подчинения (властные отношения внутри организации), верхний и нижний уровень. При трёх и более уровнях средний слой состоит из нескольких уровней.[11]
Факторы формирования организационных структур
Наличие тесной связи структуры управления с ключевыми понятиями управления — целями, функциями, персоналом и полномочиями свидетельствует о её значительном влиянии на все стороны работы организации. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования, выбору типов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия целям и задачам организации.
При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, а и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентирами общества.[12]
Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при её построении необходимо учитывать условия, в которых она будет функционировать.
Необходимо придерживаться реализации принципа соответствия между функциями и полномочиями с одной стороны и квалификацией и уровнем культуры — с другой.[13]
Методы выбора типа маркетинговой структуры
Основные факторы, влияющие на выбор и проектирование организационных структур:
-еще оно характер производства (зар кат его отраслевые еще оно особенности, технологии, он еще оно разделение труда, он еще оно размер производства);
-оно как зар внешняя среда (оно как зар экономическая среда);
-еще оно организационные цели он еще оно предприятия;
-стратегия оно как зар предприятия.[14]
Методы проектирования оно как зар организационных структур:
-оно как зар методы аналогий: еще оно использование аналогичных зар кат приёмов, опыта, он еще оно проектирования организационных он еще оно структур в аналогичных он еще оно организациях;
-экспертный зар кат метод: основывается еще оно на различных еще оно проектах специалистов;
-еще оно структуризация целей: зар кат предусматривает разработку он еще оно системы целей, он еще оно её последующее зар кат сопоставление со он еще оно структурой. Основа — системный зар кат подход;
-принцип зар кат организационного моделирования. Позволяет чётко он еще оно сформулировать критерии еще оно оценки степени зар кат рациональности организационных оно как зар решений.[15]
Суть: разработка еще оно формализованных, математических, оно как зар графических, машинных зар кат описаний, разделение еще оно полномочий и ответственности в оно как зар организации.