Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Понятие и причины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Российская экономика находится в процессе становления и развития, перехода от командной экономики к рыночной, это показывает то, что РФ относится к ряду стран с переходной экономикой. Российская экономика переживает сложные времена, которые сопровождаются целым перечнем проблем. Без сомнения, одной из главных причин всех проблем является то, что совсем недавно, если рассматривать в историческом аспекте, произошёл развал СССР, после которого необходимо было перекраивать экономику страны под полностью автономный строй.

Вопрос монополизма в России всегда был и будет актуальным до тех пор, пока существуют в экономике компании-гиганты, крепко занимающие монополистическое место в производстве.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода развития России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику.

Целью работы является изучение процесса монополизации рынка в теории и на практике.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие монополии и причины образования монополий

- изучить характерные черты и виды монополии

- провести анализ монополизма в экономике России.

Предметом работы являются монополии в экономике России.

Объектом работы являются характерные черты и виды монополий.

Изучению проблем, связанных с управлением монополиями, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование.

Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению монополиями.

В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Авдашева С.Б., Девяткин Е.А., Фитисова, Т.В. и др.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.


1.Теоретические основы монополий

1.1.Понятие и причины образования монополии.

Монополия – огромнейшая капиталистическая компания, осуществляющая контроль над созданием и сбытом одного либо нескольких видов продукции; это та структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и работает лишь одна компания. Она изготавливает неповторимый, не имеющий аналогов товар и она защищена от вхождения на рынок новых компаний. К монополиям можно относиться с разных сторон:

1) с одной стороны, продукция монополистических компаний отличается продукцией высокого качества, также монополия воздействует на повышение эффективности производства. Не считая этого, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы;

2) с другой стороны, монополии ограничивают выпуск товаров и ставят наиболее высокие цены в силу собственного монопольного положения на рынке, что, как правило, вызывает нерациональное распределение ресурсов и объясняет укрепление неравенства доходов.

Монополия, непременно, понижает уровень жизни населения [19, с. 45].

Стремление монополиста к увеличению прибыли методом установления контроля над ценой и объемом продаж – это противоречие принципам свободной конкуренции и ратификация особой власти на рынке. А рыночная власть, в свою очередь представляет способность продавца воздействовать на цену товара [9, с. 117].

Отличия монополии от совершенной конкуренции:

- единый продавец;

- абсолютный контроль монополиста над ценой продукта и объемом продаж;

- реализуемый товар уникален, в связи с этим, покупатель обязан выплатить определенную монополистом цену;

- для вероятных конкурентов монополист определяет труднопреодолимые барьеры.

Под монополией понимается такая структура рынка, при которой существует всего один продавец, контролирующий всю отрасль, и реализуемый им продукт не имеет субститутов в других отраслях. Монополия – противоположность конкурентному рынку, где действует большое количество продавцов. Соперничество на конкурентном рынке заставляет продавцов снижать цены – при монополии же продавец может устанавливать любую цену на свою продукцию [9, с. 117].


Основными причинами, по которым образуются монополии, считаются следующие:

  • Стремление получить прибыль выше средней – монополистическую прибыль. Считается, что, если компания имеет более 65% всей прибыли отрасли, значит, отрасль монополистична. Достичь такой прибыли можно, только если лишить потребителя возможности выбора.
  • Законодательные барьеры. Вход в рынок может быть доступен только фирмам, имеющим специальный сертификат или лицензию.
  • Внешняя политика. Монополия может быть образована из-за желания государства защитить отечественного производителя. С этой целью государство ставит барьеры для зарубежных игроков, например, ограничение импорта.
  • Поглощения и слияния. 
  • Запугивание. На руководство конкурирующей фирмы может оказываться давление с целью добиться ухода этого предприятия из отрасли.

Антимонопольное регулирование является очень важной сферой функционирования экономики. Актуальность данной работы подтверждает то, что здоровая конкуренция на рынке необходима для нормального его функционирования и развития, ведь именно конкуренция является залогом и главным стимулом к развитию, и это касается не только экономики, но и всех общественных процессов и движений.

Антимонопольное регулирование включает в себя такие понятия как: «монополия», «антимонопольное законодательство», «экономическое развитие».

Монополия – крупное предприятие, организация, которое является единственным производителем, поставщиком одного или нескольких видов продукции [19, с. 45].

В настоящее время существуют разные мнения о том пользе и вреде монополий. Существует такая точка зрения, что монополии вредны, ведь с образованием монополии «умирает» конкуренция в сфере ведения монополии, она перестает развиваться, прогрессировать, у монополии пропадает необходимость вводить какие – либо инновации. Но есть и те, кто считает иначе: монополии полезны, так как предметы ведения монополии находятся под контролем одного лица, ими проще управлять, следить, анализировать [20, с. 57].

Если с первой точкой зрения согласно большинство, то ко второй возникает множество вопросов. Однако в защиту данной позиции можно сказать то, что существуют естественные монополии, например, РЖД. Данный вид монополий формируется по той причине, что удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.


В работе И.В. Князевой антимонопольное законодательство рассматривается как комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Развитие антимонопольного законодательства является, без сомнения, очень важной сферой данного вопроса, так как без точной и грамотной правовой и юридической базы невозможно проведение какого – либо контроля или политики [20, с. 57].

В РФ проблемами монополий и их регулированием занимается «Федеральная антимонопольная служба». Данный орган был образован в 2004 году, задачи и цели которого были описаны в положении «О Федеральной антимонопольной службе», которое принято Правительством России 29 июля 2004 г.

ФАС выполняет следующие функции:

1. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

2. Ведение реестра хозяйствующих субъектов;

3. Осуществление контроля и надзора за выполнением антимонопольного законодательства;

От чёткого и полного исполнения обязательств и функций зависит то, как будет проводиться конкуренция на рынке и дальнейшее его развитие [14, с. 119].

Властными органами РФ проводится большое количество мероприятий, которые прямо или косвенно затрагивают сферу антимонопольного регулирования. Проводится мониторинг цен во всех отраслях экономики, проверка состояния конкуренции в этих сферах, постоянно обновляется перечень хозяйствующих субъектов в РФ, проводятся заседания Коллегии ФАС России, на котором устанавливаются приоритетные направления, решаются поставленные вопросы и зачитываются отчёты о проделанной работе, постоянно совершенствуются методы выявления монополий и методы их регулирования [14, с. 119].

В России, как и во всех странах мира без исключения, конечно существует проблема монополий. Одной из главных сложностей решения данной проблемы является коррупция, которая серьёзно затормаживает развитие конкуренции и регулирование данной сферы. Также бывает очень сложно доказать причастность той или иной организации к уходу с рынка его конкурентов, после чего остаётся два, а то и одно сильное и крупное предприятие. Следует также добавить, что несовершенно и законодательство в сфере антимонопольного регулирования, а все эти помехи к сильной конкуренции в совокупности ведут к образованиям монополий, которые своей главной целью выделяют прибыль [20, с. 58].


Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данная проблема затрагивает нашу страну уже давно. Для ее решения необходимо усилить контроль за исполнением всех распоряжений, усилить действия в данной сфере. Для выполнения всех пунктов по улучшению ситуации следует применять опыт более развитых стран, брать пример с лучших в данном вопросе, например, с Германии, которая является одной из лидирующих стран в решении данного вопроса.

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Существует ряд факторов, которые приводят к тому, что фирма становится монополией.

Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дает исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения [20, с. 59].

Во-вторых, - это экономия от масштаба.

В-третьих, - исключительная собственность на важнейшие средства производства.

В-четвертых, создавать и поддерживать монополию может государство, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

  1. линия спроса и цена спроса на количество покупаемого товара (чтобы увеличить объем продаж, фирма должна снизить цену, поэтому соизмеряет полученные выгоды с потерями);
  2. эластичность спроса: при неэластичном спросе нет смысла снижать цену (общая выручка уменьшается, предельная выручка получает отрицательные значения). При эластичном спросе нет смысла повышать цену.

Оптимум объема производства монополии определяется на основе правила равенства предельной выручки и предельных издержек: MR = MC. При этом цену монополия назначает в соответствии с ценой спроса на данный объем продаж.

Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше [19, с. 147].