Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Понятие и причины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях кризиса относительный выигрыш участников рынка от деятельности индивидов, сосредоточенной на приобретение выгод путём манипулирования законодательными или экономическими соглашениями растет, поэтому объективно усиливается вероятность принятия новых норм, ограничивающих конкуренцию.

Следует отметить, что успешное преодоление монополизма в экономике Российской Федерации связано не столько с демонополизацией производства и развитием малого и среднего бизнеса, а в большей части с финансовой диверсификацией и основанием государственных корпораций, что в значительной степени отвечает нынешним условиям экономического роста и представляется основным фактором демонополизации национальной экономики. Целесообразность государственной монополии отражается в реализации институциональной, экономической, военно-стратегической и другой деятельности [7, с. 65].

При оценке роли любой формы монополии в экономике встречаются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы, оправдывающие сущность монополии связаны с тем, что в качестве монополиста обычно представляется крупный союз. Как таковое он имеет возможность:

- использовать новые технологии, употреблять преимущества массового производства и на этой основе изготовлять продукцию с меньшими издержками и уменьшать цены;

- выделять больше средств, для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что оказывать содействие форсированию научно-технического прогресса;

- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка.

Таким образом, существование монополистических союзов оказывает благоприятное воздействие на формирование экономики в целом. В то же время монополии имеют принадлежность к таким характеристикам как:

- повышать свою прибыль за счет роста цен без уменьшения издержек производства;

- «эксплуатировать» потребителей, завысив цены против их равновесного уровня;

- ослаблять или даже ликвидировать конкуренцию вместе с её благоприятным влиянием на результативность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Совершенная конкуренция предполагает наиболее результативное употребление ресурсов общества, минимизацию общественных расходов на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции снабжает менее результативное использование ресурсов, в связи с этим общество несет определенные потери.

Так как занятие монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из существенных функций государства [9, с. 129].


Государство в борьбе с монополиями употребляет критерии экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают:

- поощрение основания товаров – заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

- привлечение иностранных инвестиций, основание совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях ликвидации господствующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Административные меры, сосредоточенные на демонополизацию рынков, базируются на соответствующем антимонопольном законодательстве. В частности отметим такие законы, как:

- запрещение тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

- не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

- предусматривающие принудительную демонополизацию.

Масштабные поправки антимонопольного законодательства длятся уже несколько лет, существенные изменения в сфере защиты конкуренции внесены так называемым четвертым антимонопольным пакетом, положения которого активно обсуждаются сегодня на самых разных площадках. Президент Российской Федерации В. В. Путин одобрил коррективы в законе «О защите конкуренции».

Новшества разрешают правительству Российской Федерации в случае несоблюдения антимонопольного законодательства определить правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных ранках. Также коррективы предусматривают исключение возможности запретов на злоупотребление господствующим положением в тех случаях, когда при таких деяниях ущемляются интересы лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью. Пакет также включает модифицирования в процессе анализа антимонопольных дел, в частности, подключает институт предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении. Коррективы расширяют институт предупреждения, и распространяют его на действия органов власти.

В заключение необходимо подметить, что важнейшей отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов.

Круг тех, кто может вести бизнес быстро сужается и делает всю экономику монополистической. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новейших компаний не дает формировать здоровую конкуренцию, в результате чего у компаний нет стимула к повышению результативности труда.


Монополизм в экономике оказывает содействие коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, задерживает возникновение и формирование новых конкурентоспособных компаний. Отсутствие результативной налоговой и юридической систем тоже не содействует формированию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, нехотя инвестируют их в производство, все это отрицательно сказывается на экономике страны [9, с. 95].

2.Анализ монополизации экономики России

2.1.Монополизации российского рынка: история и современность.

Первые монополии появились в 80-х годах XIX века. Особенность их развития заключалась во вмешательстве государства в деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства. До начала 20 века роль монополий в экономике была незначительной. Наиболее существенное воздействие на их развитие проявил экономический кризис 1900-1903 гг. В период промышленного подъема 1910-1914 гг. протекал дальнейший рост монополий. Многие крупнейшие банки превратились в банковские монополии, их вторжение в промышленность способствовало укреплению и развитию концернов, трестов и т.д. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). В годы первой мировой войны 1914- 1918 гг. увеличилось количество монополий и их мощь, прервалась деятельность многих локальных монополий. Появились крупнейшие концерны Путилова-Стахеева, Батолина, Второва бр. Рябушинских.

Особенно прогрессировали монополии в военном производстве [19, с. 129].

Естественные монополии занимают особое место в экономике России. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Здесь мы можем выделить четыре главных естественных монополиста России:

1) РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);


2) ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

3) МПС (железнодорожные перевозки);

4) «Ростелеком» (услуги международной, междугородной и электрической связи).

Чтобы поставить определенную преграду развитию искусственных монополий, в России было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, защиты или использования монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

- обеспечения баланса интересов потребителей и регулируемых предприятий;

- определения структуры тарифов на основе принципов эффективного и справедливого отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, повышению эффективности инвестиций, улучшению качества обслуживания;

- создания условий для развития конкуренции.

Одним из главных факторов увеличения конкуренции на российском рынке являются многочисленные импортные компании, порождающие конкуренцию отечественным товарам. Многие торговые предприятия создают конкурентную среду, формирующую определенный вид рынка.

Данному явлению содействует сокращение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность экономики России, заставляющая фирмы зафиксироваться на стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами является снижение продажных цен и закрытие многих отечественных фирм. Ценовая конкуренция создает для фирм жесткие ограничения, заставляющие менеджмент находить способы планирования и управления товарными потоками в условиях минимальных наценок.

В настоящее время создается такая ситуация, при которой в результате деятельности крупных импортных компаний цены на отечественном рынке значительно превосходят цены на мировом рынке.

Чтобы усилить такое состояние, монополисты-импортеры создают искусственный дефицит на товары и услуги. Поэтому, наиболее явным внешним негативным проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Антимонопольная политика - важная составная часть в государственной политики в экономике каждой страны с развитой рыночной инфраструктурой.

На сегодняшний день отечественные монополии - это в основном крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Данные монополии, осуществляя преимущества крупного производства, гарантируют экономию общественных затрат производства и обращения, а также формируют точки социально-экономической устойчивости для местного общества.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизация имеет скорее негативные последствия, но в некоторых случаях функционирование естественных монополии является оправданным и даже необходимым. Несомненно, за этими процессами должен осуществляться жесткий надзор со стороны государства во избежание злоупотребления своим монопольным положением. Государство должно поддерживать конкуренцию, но в тоже время следить, чтобы иностранные конкуренты не подавляли отечественное производство и не угрожали своей деятельностью экономической безопасности России.

2.2.Реализация антимонопольной политики в России.

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось во времена зарождения рыночной экономики, когда уже в принципе монополии функционировали на рынке, в сравнении с законодательством капиталистических стран, где монополии появились уже при существовании рыночной экономики. Поэтому для экономики России важно снизить уровень монополизации, осуществляя меры наказания за ограничение конкуренции.

Антимонопольное законодательство России основывается на Конституции РФ и состоит из федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. За осуществление функций по федеральному надзору и нормативно-правового регулирования отвечает Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Законодательство России в отношении монополий заметно ужесточилось. С принятием федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» были повышены санкции за нарушение законодательства, введены оборотные штрафы в 2007 году, а также уголовная ответственность за ограничение конкуренции в 2009 году. Это связано, прежде всего, с усугублением проблем монополизации и повышением негативных последствий для экономики в целом.

Рассмотрим подробнее политику в отношении естественных и искусственных монополий. Поскольку на рынке естественных монополий (распространено в топливно-энергетическом комплексе) монополистам свойственно желание самостоятельно устанавливать цены на свои продукты и услуги, разработан ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В ст. 6 данного федерального закона утверждаются тарифы и их предельные уровни. Таким образом, тарифы устанавливаются исходя из их экономических обоснований, и монополист должен действовать в рамках законодательства. По вопросам тарифообразования в 2004 году была создана Федеральная служба по тарифам. К функциям данной службы обеспечение стабильности и сбалансированности регулируемых рынков, а также прозрачности процесса утверждения тарифов. Тарифы на каждом рынке разрабатываются на основе нормативно-правовых актов, которые установлены в каждой отрасли [2, с. 562]. Законодательство относительно естественных монополий не стоит на месте, оно все время модернизируется исходя из состояния рынка. Основным направлением регулирования искусственных монополий (объединений мероприятий) является противодействие образования таких монополий и разрушение существующих. Государство применяет предупредительные меры, штрафы, принудительное дробление на несколько компаний.