Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Понятие и причины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существование монополии и монопольной власти вызывает необходимость государственного регулирования. Оно может осуществляться путем установления предельных цен, введения налогов, а также через антимонопольное законодательство.

Как известно, рыночная экономика существует за счёт конкуренции между предприятиями. А когда одно из них становится монополистом и подавляет всех своих противников, конкуренция исчезает и начинается безобразие. Фирма-монополист может накручивать цены как ей угодно, выпускать некачественную продукцию, технологически деградировать, и всё это ей сойдёт с рук, ибо некому вытеснить эту фирму с рынка. Поэтому с монополиями ведётся тщательная борьба. Для этого создаются государственные антимонопольные органы.

В США, например, монополии настолько не прижились, что их начали считать вредными по умолчанию, то есть исходить из принципа «презумпции вредности». Каждая монополия должна доказать властям, что в её деятельности будет польза для общества и страны, её деятельность могут разрешать. В Европе же были несколько иные способы борьбы с монополиями. Как только стражи порядка замечают монополиста, его сразу, образно выражаясь, окружают частоколами, и начинают пристально за ним наблюдать. Как только обнаруживается, что монополист приносит больше вреда, чем пользы, государство в праве прекратить его деятельность или наложить штрафные санкции. Как правило, штрафы приходится платить баснословные. Вспомним компанию Microsoft, которой ежегодно приходится платить сотни миллионов долларов из-за разных нарушений.

Антимонопольное регулирование – комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на формирование и защиту честной конкуренции. Это очень важно, ибо, как говорилось выше, экономика государства без конкуренции чахнет по всем фронтам. В странах СНГ традиционно используется европейская «либеральная» система борьбы с монополиями. Т. е. монополиям позволяют существовать до тех пор, пока они не приносят вреда.

В разных странах существуют разные комитеты для регулирования деятельности комитетов. Они действуют разными путями, но цели их едины: поддержание конкуренции на рынке, контроль цен товаров и не допускание того, чтобы хоть одна фирма стала зависимой от монополии. Для контроля над монополиями создается отдельное законодательство, в котором указывается свод правил их функционирования на рынке. Из всех видов монополий естественные регулировать сложнее всего. Прежде чем предпринимать против них какие-то меры, ставится вопрос об экономической рациональности их деятельности, формировании цен и доходности. Комитет в праве выяснять информацию о лицах, что стоят за деятельностью предприятия [2, с. 562].


Но перед этим выясняются сферы деятельности, в которых может существовать естественная монополия. Далее проверяется целесообразность и логическая обоснованность затрат и цен предприятий-естественных монополистов. После этой проверки монополию могут «взять под колпак» – отслеживать все изменения на рынке, которые провоцирует монополия, и предпринимать против них конкретные действия в случае нужды. Таким образом, монополия скорее начнет работать во вред себе, чем во вред обществу и государству. Для еще более эффективного контролирования монополии государство может её национализировать.

Регулирование естественных монополий производится целым арсеналом инструментов, которые можно условно разделить на три группы.

Непосредственная установка цен на товары (или услуги) естественных монополистов. Это может базироваться на огромном количестве соображений. Например, может учитываться уровень доходов целевой аудитории и значимость поставляемой услуги для них. Кстати, в России преобладает именно такой метод регулировки. Углубляться в эту тему не будем, ибо описать её одними только экономическими понятиями будет очень сложно. Выражаясь кратко, фиксация цен государством на продукцию предприятия-монополиста происходит с учётом по большей части общественных интересов [3, с. 136].

Посредственный контроль цен посредством установки пороговых и предельных величин доходности. При этом используются следующие классические механизмы ценообразования: прямое и косвенное установление цен; цены Рамсея; линейное и нелинейное ценообразование.

И третий способ: введение конкурентных механизмы, как способ контроля передачи прав на оказание услуг (или производство товаров). Самый яркий пример, которым можно проиллюстрировать данный способ – передача железных дорог в концессию другой стране, дабы повысить эффективность их эксплуатации. В России эта практика тоже довольно широко применялась.

Особого внимания антимонопольных комитетов в славянских странах заслужила сфера электроэнергетики. Комитеты следят буквально за всем: распределением акций, мощностями электростанций, деятельностью администраторов станций, соблюдением юридических правил и так далее. Перечислять это всё пришлось бы, пожалуй, несколько часов. Это вполне объяснимо, ведь сфера электроэнергетики для любой страны имеет огромное значение, поэтому нужно контролировать её уровень отдачи, стараясь удерживать его на предельно возможном значении [13, с. 75].


1.2.Виды монополий.

Существует несколько классификаций монополий – наиболее распространенная предлагает делить их на следующие типы:

Рисунок 1 - Виды монополий

  1. Открытая монополия – это временная ситуация, обусловленная тем, что конкуренты пока не освоили производство продукта. Чаще всего возникает при появлении новой технологии.
  2. Закрытая монополия создается с помощью законодательных барьеров.
  3. Естественная монополия – ситуация, при которой предприятия отрасли объединены одной организацией. Естественная монополия существует, если в отсутствии конкуренции удовлетворять потребности населения проще и выгоднее (за счет снижения издержек на единицу товара). К отраслям естественной монополии в России относят железнодорожный транспорт, линии электропередач, водоснабжение и канализацию. Естественная монополия характеризуется большим количеством барьеров входа в отрасль. Прежде всего потенциальных конкурентов отпугивает внушительный размер капитала, необходимый для входа [13, с. 75].

Естественные монополии имеют ряд плюсов, в числе которых:

  • Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства.
  • Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества).
  • Возможность использовать современные достижения НТП.

Однако существуют и минусы:

  • Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг).
  • Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки).
  • Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг).

Естественные монополии как ключевой элемент экономики общественного пользования в рамках рыночных способов ведения хозяйства обладают определенными свойствами и попадают под особый контроль и управление со стороны государства. Наиболее важным аспектом регулирования их деятельности является цена и ее составляющие [3, с. 136].

В общем, под государственным регулированием экономики понимается целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Это определение также может быть применено к государственному регулированию процесса ценообразования, так как цена является ведущим фактором, влияющим на результаты функционирования национальной экономики.


В ЕЭС сформулированы принципы регулируемого ценообразования, и состоят в следующем:

-          регулируемые цены должны быть максимально рыночно ориентированными;

-          рыночная ориентированность достигается путем одновременного наличия в отрасли регулируемых и рыночных цен;

-          как производителю, так и потребителю предоставляется право выбора между регулируемой и рыночной ценой (данное право производитель получает при наличии у него лицензии на поставку);

-          правила регулируемого ценообразования равны для компаний с любой формой собственности;

-          цены должны обеспечить интересы производителя продукции или услуг — средние издержки + средняя прибыль;

-          цены должны способствовать организации эффективного производственного процесса и снижению себестоимости продукции или услуг;

-          регулируемые цены должны обеспечить интересы потребителя.

Многие страны имеют развитые системы железнодорожного и трубопроводного транспорта, линии передачи тепловой и электрической энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги электрической и почтовой связи общего пользования, аэропорты, транспортные терминалы, порты, которые в значительной степени интегрированы между собой [3, с. 137].

В современных условиях государства самостоятельно определяют направления, условия, принципы функционирования данных социально и экономически необходимых отраслей народного хозяйства. Основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность естественных монополий в странах СНГ, это закон «О естественных монополиях».

В Российской Федерации ведется контроль за сделками по приобретению права собственности на основные средства, не предназначенные для регулируемой деятельности, контроль за инвестициями в нерегулируемую деятельность и контроль за полным или временным отчуждением основных средств, применяемых в регулируемой деятельности.

В Российской Федерации контролируются сделки, сумма по которым превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Правовое регулирование как одно из основных составляющих государственного регулирования деятельности естественных монополий направлено на создание определенных ограничивающих рамок деятельности монополистов. Базовой задачей регулирования является доведение тарифов монополий к экономически оправданному уровню издержек.


Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует всего один производитель. Явление чистой монополии считается теоретическим – на данный момент встретить чистую монополию, образованную естественным способом (без поддержки государства), проблематично.

 Чистая монополия характеризуется следующими чертами:

  • Реализуемый товар не имеет субститутов, то есть продуктов-заменителей. Это тоже абстракция – сейчас практически любой продукт заменяем, поэтому у потребителя всегда есть возможность выбора.
  • Ценовой диктат. Цена устанавливается фирмой, а не рынком. Реализация этой особенности тоже невозможна – диктата не допускает государство.
  • Компания не имеет стратегии, так как необходимость бороться за потребителя отсутствует.
  • Отсутствие информационной асимметрии.

Найти примеры чистой монополии при некоторых допущениях все же можно. Например, компания INTEL – монополист на рынке полупроводников (90% рынка), а фирма БЕЛАЗ – вовсе единственный в СНГ производитель карьерной техники (бульдозеры, тягачи) [4, с. 11].

1.3. Значение монополий с точки зрения социально-экономического развития

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов. Они происходят в обществе на основании функционирующих в нем связей имущества и организационно-правовых норм [3, с. 136]. Монополия является элементом сложного социально-экономического рыночного механизма. Оно призвано для того, чтобы служить стимулятором экономического роста [4, с. 11].

На данный момент существует ряд форм монопольных объединений:

- картель – союз нескольких компаний одной и той же отрасли, которые сохраняют собственность на средства производства, коммерческую и производственную самостоятельность, однако договариваются о части каждого в общем объеме производства;

- синдикат – союз нескольких компаний одной и той же отрасли, которые теряют собственность на средства производства, то есть теряют только коммерческую самостоятельность;

- трест – союз компаний одной или нескольких технически связанных отраслей. В данном союзе теряется и коммерческая и производственная самостоятельность и на сумму вложенной части капитала собственники получают акции;

- многоотраслевой концерн – это союз большого количества компаний разных отраслей. Главная компания концерна осуществляет финансовый контроль над остальными;

- конгломераты – это союзы, образующиеся в результате поглощения прибыльных предприятий различных отраслей, не имеющих производственной и технологической общности.