Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Понятие и причины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При том, что законодательная база в отношении монополий еще находится в процессе модернизации, существует ряд проблем, которые связаны с нечеткостью и отсутствием последовательности нормативно- правовых актов. Такие проблемы вызывают трудности как для хозяйственных субъектов, так и для работников антимонопольных органов, юристов и судей. Для решения таких проблем следует провести экономический анализ и установить четкие правила и нормы. На сегодня существует порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220), но он регулирует лишь некоторые аспекты анализа [7, с. 65].

Национальная антимонопольная политика должна придерживаться следующих направлений: защиты конкуренции на рынках, где это возможно, сохранения преимуществ экономики страны в целом, разработки политики инноваций, а также конкретизации законодательной базы в отношении монополий и ограничения конкуренции.

Делая вывод по вышесказанному, можно отметить, что антимонопольная политика России еще находится на стадии развития, следует устранить основные проблемы, связанные с отсутствием конкретики и последовательности в нормативно-правовых актах, разработать детальные методики экономического анализа.

Законодательные органы разрабатывают стратегии регулирования конкуренции на рынках, а также программы модернизации антимонопольной политики.

Основной задачей государства на данный момент является создание равных условий для всех форм предпринимательства, организация особого пространства во всех сферах общества для рыночного хозяйствования. В целях решения этой задачи была создана Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Очевидно, что уровень конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Одна из основных причин - приватизация не привела к появлению ответственных собственников, желающих развить предприятие. Малый бизнес так и не получил стоящего развития, хотя он существенно влияет на повышение занятости населения, устранение безработицы, увеличение конкуренции. Такой бизнес имеет больше возможностей манипулировать капиталом, а, значит, более защищен от рисков. Для его развития необходима социальная поддержка предприятиям, установление льгот и возможность получать кредиты на щадящих условиях.


2.3.Анализ реализации антимонопольных мер в Российской Федерации.

Число выявленных антимонопольными органами в 2016 году нарушений антимонопольного законодательства незначительно (на 1,3 %) выросло по сравнению с предыдущим периодом. Динамика количества выявленных нарушений в 2012 – 2016 годах представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика количества выявленных нарушений в 2012 – 2016 годах

Динамика выявления основных видов нарушений антимонопольного законодательства представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика выявления основных видов нарушений антимонопольного законодательства

Отметим изменение существовавшей в 2012 – 2015 гг. тенденции к увеличению числа выявленных случаев нарушения статьи 14 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция). В 2016 г. число выявленных нарушений по данной статье уменьшилось, составив 864 или почти 94 % от числа выявленных случаев недобросовестной конкуренции в 2015 г.

В 2016 г. продолжилась тенденция к уменьшению количества выявленных нарушений со стороны органов власти (ст.ст. 15, 16, 17, 17.1, 18, 19-21, 25 Закона о защите конкуренции): с 4681 в 2015 г. до 4638 в 2016 г.

Антимонопольные органы активно выявляют случаи злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции). На рисунке 4 показана динамика структуры нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции по составам нарушений. Обращает внимание увеличение на 22 % в 2016 г. числа выявленных случаев навязывания невыгодных условий договора.

Среди хозяйствующих субъектов, совершивших такие нарушения, существенна доля субъектов естественной монополии. В 2016 г. их доля среди хозяйствующих субъектов – нарушителей статьи 10 Закона о защите конкуренции составила почти 70 %. Динамика доли субъектов естественных монополий в общем количестве нарушителей статьи 10 Закона о защите конкуренции отображена на рисунке 4.

При осуществлении государственного антимонопольного контроля антимонопольные органы активно используют предупреждения и предостережения – институты, введенные в антимонопольное законодательство «третьим антимонопольным пакетом». Рисунок 6 отобразил существенный рост количества выданных в 2016 г. предупреждений по сравнению с данными за 2015 г. – на 30%. Общий прирост выданных в 2016 г. предостережений и предупреждений составил 28%.


Рисунок 4 - Динамика структуры нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции по составам нарушений

Рисунок 5 - Динамика доли субъектов естественных монополий в общем количестве нарушителей ст. 10 Закона о защите конкуренции

Рисунок 6 - Динамика выдачи предупреждений и предостережений за 2014 – 2016 годы

В сфере государственного контроля за экономической концентрацией продолжается тенденция снижения числа рассмотренных ходатайств и уведомлений, вызванная изменениями, внесенными в антимонопольное законодательство. В то время как количество рассмотренных в 2016 г. ходатайств составляет 85 % ходатайств, рассмотренных в 2015 г., количество рассмотренных в 2016 г. уведомлений уменьшилось по сравнению с предыдущим периодом почти в 5 раз. Динамика количества рассмотренных в течение 2010 – 2016 гг. ходатайств и уведомлений отображена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Динамика количества рассмотренных в течение 2010 – 2016 гг. ходатайств и уведомлений

Таким образом, система антимонопольного регулирования в РФ была создана совсем недавно и сегодня только проходит путь становления. Поэтому именно сейчас необходимо придать ей тот вектор развития, который будет способствовать совершенствованию деятельности бизнеса в России, защищать отечественную экономику от негативных последствий высокого уровня монополизации рынка и обеспечивать честную конкуренцию на всех рынках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под термином "монополия на рынке" понимают ситуацию, при которой все предложение услуг или товаров сосредоточено в руках единственного производителя/продавца. Новым фирмам при такой структуре рынка из-за наличия барьеров, созданных законодательным или искусственным путем, практически невозможно войти в определенную отрасль.

Причины возникновения монополии на рынке:

  • барьеры законодательного характера для осуществления деятельности (сертификация, лицензирование);
  • слияние/поглощение компаний (крупная компания приобретает мелкую фирму, таким образом, устраняя конкуренцию);
  • внешнеэкономическая политика государства, которое действует в интересах отечественного производителя, защищая последнего от иностранной конкуренции на рынке;
  • желание предприятий получить высокий доход.

Чистая монополия - достаточно редкое для хозяйственной практики явление. Такая монополия предполагает, что покупатели вынуждены покупать определенные товары у конкретного предприятия-монополиста, поскольку оно производит продукцию, которая не имеет аналогов.

Чистая монополия представлена отраслями коммунального хозяйства (водо-, тепло-, электро- и газоснабжение).

Монополия на рынке классифицируется на следующие разновидности:

    • Монополия закрытого типа (государственная) - наиболее устойчивая форма монопольной власти, поскольку надежно защищена от конкуренции юридическими правилами. Прибыль предприятия-монополиста в такой ситуации обычно невысока, так как чаще всего предоставление исключительных прав сопровождается определенными ограничениями как в плане установления стоимости на товар, так и в отношении к норме дохода.
    • Монополия открытого типа - тип структуры рынка, при котором обладание монопольной властью является, прежде всего, результатом достижений самой компании (установлены авторские права на новый продукт или технологию). Именно при таком типе рыночной структуры, которая носит в основном временный характер, компания-монополист может рассчитывать на самую высокую прибыль, поскольку обладает отличной возможностью полностью реализовать свою монополистическую власть в условиях полного отсутствия конкуренции.
    • Монополия естественная - тип структуры рынка, при котором только одно предприятиеобеспечивает весь рыночный спрос при наименьших издержках. Такой монопольной властью в основном обладают компании, которые имеют в своем распоряжении не воспроизводимые свободно, редкие элементы производства (земельные участки особого типа под виноградники, редкие металлы и др.). Государство заинтересовано в развитии такой рыночной структуры, поэтому может всячески поддерживать ее.
    • Монополия двухстороннего типа - ситуация на рынке, при которой монопольная власть производителя/продавца внезапно сталкивается с монопольной силой фирмы-покупателя. Поскольку обе стороны имеют определенную рыночную власть, то договорная стоимость и количество товара будут всегда находиться между предложением фирмы-покупателя и продавца. Итог сделки в таком случае будет напрямую зависит от способности вести переговоры каждой из сторон. Данная модель монопольной власти чаще всего встречается на рынке вооружений.
    • Монополия искусственного типа - ситуация на рынке, при которой несколько предприятий объединяются с целью получения монополистических выгод. Данную модель монополии образуют такие формы, как картель, концерн, синдикат, трест, финансовая группа. Монополия искусственного типа чаще всего отличается недобросовестной конкуренцией. Монополисты для устранения неугодных фирм-конкурентов прибегают к хозяйственным бойкотам (отказ от любых связей с фирмой-аутсайдером), осуществлению демпинговых мер, маневрированию ценами (реализуют продукты мелким предприятиям по завышенной цене, а самым крупным - делают тайные скидки), спекуляции ценными бумагами на торговой площадке (то есть используют финансовые средства в борьбе), диверсификации, промышленному шпионажу.

Распространение данной рыночной структуры может привести к следующим негативным последствиям:

  • нерациональному использованию ресурсов общества;
  • производственной неэффективности (фирме-монополисту намного выгодней реализовать меньший объем товара, но по более высокой стоимости, чего не сделал бы ни при каких условиях конкурирующий производитель);
  • неравенству в распределении прибыли (компания-монополист наживается за счет остальных слоев общества, поскольку имеет возможность согласно своему усмотрению назначать цены на товар);
  • высокому уровню производственных издержек;
  • отсутствию стимула к использованию наиболее эффективных технологий в процессе производства;
  • уничтожению конкуренции.

Но в то же время монополия на рынке способствует:

  • использованию наиболее эффективных технологий в производстве;

инновационной деятельности.

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ ("О защите конкуренции"
  2. Авдашева С.Б., Шаститко А. Е., Калмычкова Е. Н. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. 2015. №1. С. 562-610
  3. Агафонова М. С. Монополия и ее особенности в современной рыночной экономике / М. С. Агафонова, Е. В. Молодых // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 10. С. 136-137
  4. Белова И. Е. Монополия как угроза экономической безопасности России // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 4 (20). С. 11-14
  5. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2015. 895 с.
  6. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф.  Борисов. М.: Изжательство Юрайт, 2015. 275 с.
  7. Бубнов В.А. Реформирование монополий в РФ : финансовый аспект / В. А. Бубнов, Г. А. Хоменко // Изв. ВолгГТУ. 2015. № 3. С. 65-70.
  8. Бурба В.В, Ломовцева О.А. Основы антимонопольной деятельности. Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2015. 345 с.
  9. Воробьев Е.М. Экономическая теория. Курс лекций. М.: Эксмо. 2014. 425 с.
  10. Гоман И. В. Конкуренция и государственное регулирование экономики российской Федерации / И. В. Гоман, А. В. Егорова // Вестн. СамГУ. 2015. № 2 (124). С. 116-121.
  11. Девяткин Е.А. Антимонопольное регулирование : учеб.-практ. пособие. М. : Изд. центр ЕАОИ, 2014. 223 с.
  12. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. М.: ФАС, 2016. 656 с.
  13. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. М. : ТК Велби, Издательство Проспект, 2014. 295 с.
  14. Леоненко П.М., Юхименко П.И. Экономическая история. Учебное пособие. К. : Знания-Пресс, 2015. 345 с.
  15. Лымарь Е. Н. Анализ особенностей и путей развития монополистической конкуренции в российской экономике // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2015. № 28. С. 27-32
  16. Обидовский О.В. Антимонопольное регулирование естественных монополий как фактор развития региональной экономики // В сборнике «Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития». 2015 С.24-28
  17. Фитисова, Т.В., Свитус, Т.А., Касьянова, Ю., Васильева, Е., Зацепин, П. Антимонопольная политика в России / Т.В.Фитисова, Т.А.Свитус, Ю.Касьянова, Е.Васильева, П.Зацепин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №1-3. С. 162-165
  18. Шагурин С.В., Шимко П.Д. Экономика транснационального предприятия. Учебное пособие. СПб.: СПбГПУ, 2015. 378 с.
  19. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. М.: Норма, 2015. 345 с.
  20. Экономика: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2015. 896 с.
  21. Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебное пособие. 2-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2015. 175 с.
  22. Ячеистова Н. И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью-Йорк; Женева: ООН, 2015. 159 с.