Файл: Технология обслуживания клиентов в ресторане.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К работникам торговой группы помещений различных предприятий массового питания относятся: швейцар, гардеробщик, уборщик помещений, официанты, бармены, барист, сомелье, хостес, мойщики посуды, метрдотели, диетсестры, диетврачи, кассиры:

− количество гардеробщиков, швейцаров зависит от режима работы предприятия на каждый вход по единице в смену;

− количество барменов, буфетчиков зависит от количества смен, количества рабочих мест, количества буфетов, баров и продолжительности их работы;

− количество метрдотелей и хостесов зависит от количества торговых залов, продолжительности работы предприятия, продолжительности смены (не более 12–13 часов с учетом обеденного перерыва). Должность метрдотеля устанавливается руководителем предприятия самостоятельно в зависимости от кол-ва мест предприятия. Ранее эта должность устанавливалась в ресторане с количеством мест 150;

− количество официантов рассчитывается на основании норм обслуживания.

В ресторане предусмотрен 1 официант на 20 посадочных мест

N1 = 100 : 20 = 4 работника, а с учетом продолжительности смены, выходных и праздничных дней количество официантов составляет 5 работника (4 х 1,12).

К1 − 2 − коэффициент, учитывающий выходные и праздничные дни.

Таблица 2.4 - Значение коэффициента К1

Режим работы предприятия

Режим рабочего времени

производственного работника

К1

7 дн. в неделю

7 дн. в неделю

6 дн. в неделю

5 дн. в неделю

5 дн. в неделю с двумя выходными днями

6 дн. в неделю с одним выходным днем

6 дн. в неделю с одним выходным днем

5 дн. в неделю с двумя выходными днями

1,59

1,32

1,13

1,13

Кассир при самообслуживании с предварительным расчетом − по одной единице в смену.

После расчета работников торговой группы составляют таблицу функциональных обязанностей всех работников.

Таблица 2.5 - Функциональные обязанности работников помещений для потребительских услуг

Профессия

Разряд

Функциональные обязанности

Старший официант

Отличник торгового сервиса

Организует подготовку залов к обслуживанию, принимает заказы на банкеты и т. д.

Официант

4

Уборка со столов грязной посуды, подготовка зала к обслуживани, обслуживание гостей

Кассир

Расчет посетителей

Уборщица торгового зала

Содержание в чистоте торговой группы помещений в столовой

Мойщица столовой посуды

Мойка столовой посуды


Составление графика выхода на работу работников торговой группы предприятия

При составлении графика выхода на работу следует учесть:

− продолжительность работы торгового зала предприятия;

− продолжительность смены работника;

− часы максимальной нагрузки предприятия;

− численность работников с учетом N 2 (N1×К1)=N1×1,32

− начало и окончание смены;

− количество выходных дней у работника в неделю;

− количество рабочих дней (смен);

− Тэфф – эффективный фонд рабочего времени работника, ч;

Тэфф = Тсм × Кс, ч,

где Тсм − продолжительность работы (смены) без учета обеденного перерыва, ч;

Кс − количество отработанных смен.

График выхода на работу работников торговой группы составляет старший официант и передает на утверждение директора предприятия. График работы официантов составляется с учетом подготовительно-заключительного времени, которое включается в рабочее время (расстановка мебели, сервировка столов, уборка торгового зала после окончания работы).

График выхода на работу представлен в приложении.

В настоящее время нормы одежды, обуви для работников предприятий массового питания устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом целесообразности и санитарных норм. С примерными рекомендациями следует ознакомиться по справочнику руководителя предприятия массового питания 2003 года. Данные свести в табл. 2.6

Таблица 2.6 - Подбор санитарной форменной одежды

№ п\п

Профессия

Разряд

Наименование

одежды

Количество

одежды

1

Старший официант

5

Куртка белая х/б
шапочка белая х/б
фартук белый х/б

4

4

4

2

Официант

3

Куртка белая х/б

Фартук белый х/б
Косынка белая х/б

4

4

4

3

Мойщица посуды

Куртка белая х/б

Косынка белая х/б

4

4

4

Кассир

Куртка белая х/б
Шапочка белая х/б
фартук белый х/б
Полотенце
Китель белый полотняный
Блузка белая х/б
Наколка белая

4

4

4

4

4

4

5

Мойщица торгового зала

Куртка белая х/б

Косынка белая х/б

4

4


Подбор осуществляется с учетом специфики работы предприятия.

Таблица 2.7 - Подбор инвентаря, инструментов для работы официанта

№ п\п

Наименование инвентаря,

предметов, приспособлений

Назначение

Кол-во

1

2

Поднос

Совок

Переноска блюд, посуды,

приборов

Для сметания крошек со скатерти

5

5

Подбор оборудования следует осуществлять с использованием норм оснащения предприятий массового питания мебелью и инвентарем.

Нормы оснащения мебелью столовых общего пользования

Таблица 2.8 - Оборудование, мебель помещений для потребителей услуг

наименование мебели

количество мест

50

100

150

200

250

500

I вариант

комплект мебели четырехместный

13

26

38

50

63

125

II вариант

стол деревянный четырехместный

13

26

38

50

63

125

стул полумягкий

52

102

152

200

252

500

для всех вариантов

столик для официантов

3

6

9

12

15

30

сервант для официантов

3

6

9

12

15

30

стол для подносов

2

3

4

4

6

10

В бельевых хранят скатерти, салфетки, полотенца и т.д. Белье хранят на стеллажах по наименованиям и размерам. Скатерти можно также хранить на подвесных съемных штангах. Использованное белье, рассортированное по наименованиям находится в специальных ящиках. рядом с бельевой организуют ручную глажку белья и форменной одежды.

Расчет площади туалетных помещений

При проектировании помещений для потребителей в соответствии со СНиП 11л-8-71 различают следующие нормы:

1 унитаз на каждые 60 мест на предприятиях до 300 мест, на предприятиях свыше 300 мест 2 унитаза на 102 мест.

Мужские и женские туалеты проектируются раздельно, исключением являются предприятия с количеством мест менее 50, где допускается проектирование одного туалета с одним унитазом. Ширину прохода между двумя рядами кабин предусматривают – 1,5 метра, а между кабиной и стеной – 1,2 метра.


При расположении писсуаров против кабин – 2 метра.

В шлюзах каждого туалета должны быть умывальники.

Рассчитаем площадь туалетных помещений ресторана на 100 мест. В соответствии с нормами проектирования в ресторане должно быть 2 туалетных помещения (для женщин и для мужчин) и два шлюза к ним. Зная площадь, занимаемую одной туалетной кабиной (0,9 × 1,2 = 1,8 м2), а также расстояние от кабины до стены или умывальника − 1,2 м, ширину – 0,45 м, можно произвести вычисления.

Расчет площади основного зала для потребителей

В проектируемом предприятии помещениями для потребителей служат: вестибюль, торговый зал, умывальные и уборные, а гардероб в нашем предприятии согласно /3/ можем не проектировать.

Раздаточные участки в предприятиях с обслуживание официантами размещаются на площади производственных помещений.

В раздаточной будем осуществлять кратковременное хранение предметов сервировки, а официанты будут получать готовые блюда, буфетную продукцию и будут оформлять заказы в кассовых аппаратах.

Торговое помещение предназначено для реализации готовой пищи и обслуживанию потребителей.

где: р – количество мест в зале;

W – норма площади на одно место, м2 (принимается по СНиП)

S = 102 ⋅1,8 = 183,6 м2.

В ресторане «Пивная карта» будет вестибюль, гардероб, санузлы.

Санитарные узлы размещаются в непосредственной близости от гардероба. Они располагаются внутри вестибюля одним блоком и обособляются шлюзами. Шлюзами служат умывальные.

Таблица 2.9 - Общая компоновка

Торговый зал

183,6

Бар

20

Сан. узел

8

Вестибюль

10

Гардероб

18

Помещение для официантов

5

2.3 Разработка информационной базы обслуживания предприятия

Технологические расчеты – основа разработки проектов предприятий с полным производственным циклом. Исходными материалами для них служат утвержденное задание на разработку проекта, основные технические направления в проектировании предприятий общественного питания, действующие нормативные документы и инструкции (СНиПы, ВНТП, нормы оснащения оборудованием), ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, технические условия (ТУ) и технологические инструкции (ТИ) на полуфабрикаты и кулинарные изделия, соответствующие отраслевые стандарты (ОСТ), Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий и др.


Производственная программа доготовочных предприятий и предприятий работающих на сырье представлена различными видами меню, алкогольной картой и ассортиментом продукции, рекомендуемой для шашлычной.

Разработка производственной программы осуществляется в следующем порядке: определяется количество потребителей; общее количество блюд и количество по всем видам в ассортименте; составляется расчетное меню.

При определении числа потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика служат: режим работы зала, оборачиваемость места в зале, загрузка зала (в процентах) по часам его работы.

Число потребителей, обслуживаемых за 1 ч работы шашлычной, определяется по формуле:

где Р – количество мест согласно проекту (102 мест),

φч – оборачиваемость места в зале в течение данного часа,

хч – загрузка зала в данный час, %.

Общее число потребителей за день определяется по формуле:

Полученные результаты вносим в таблицу

Таблица 2.10 – Расчет количества потребителей в зале

Часы работы торгового зала

Количество мест в предприятии

Оборачиваемость 1 места в час

Средний % загрузки зала

Количество потребителей за час

Коэффициент

Перерасчета блюд

Т т.З

Р. мест

n раз

С,%

N час, чел

N=Nчас/Nдень

11,00-12,00

102

1

20

20

0,05

12,00-13,00

102

1

30

31

0,07

13,00-14,00

102

1

90

92

0,21

14,00-15,00

102

1

70

71

0,16

15,00-16,00

102

1

40

41

0,09

16,00-17,00

102

1

30

31

0,07

17,00-18,00

Перерыв

18,00-19,00

102

0,4

50

20

0,05

19,00-20,00

102

0,4

100

41

0,09

20,00-21,00

102

0,4

90

37

0,09

21,00-22,00

102

0,4

80

33

0,08

22,00-23,00

102

0,4

40

16

0,04

Итого

433

1,00