Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСТОРАНЕ
1.1 Отечественная и зарубежная классификация ресторанов. Современные концепции ресторанов
1.2 Материально-техническая база обслуживания ресторанов: требования и современные технологии
1.3 Информационная база обслуживания ресторана: требования и современные технологии
1.4 Формы и методы обслуживания, используемые в ресторанах
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСТОРАНЕ
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Разработка материально-технической базы обслуживания предприятия
2.3 Разработка информационной базы обслуживания предприятия
К работникам торговой группы помещений различных предприятий массового питания относятся: швейцар, гардеробщик, уборщик помещений, официанты, бармены, барист, сомелье, хостес, мойщики посуды, метрдотели, диетсестры, диетврачи, кассиры:
− количество гардеробщиков, швейцаров зависит от режима работы предприятия на каждый вход по единице в смену;
− количество барменов, буфетчиков зависит от количества смен, количества рабочих мест, количества буфетов, баров и продолжительности их работы;
− количество метрдотелей и хостесов зависит от количества торговых залов, продолжительности работы предприятия, продолжительности смены (не более 12–13 часов с учетом обеденного перерыва). Должность метрдотеля устанавливается руководителем предприятия самостоятельно в зависимости от кол-ва мест предприятия. Ранее эта должность устанавливалась в ресторане с количеством мест 150;
− количество официантов рассчитывается на основании норм обслуживания.
В ресторане предусмотрен 1 официант на 20 посадочных мест
N1 = 100 : 20 = 4 работника, а с учетом продолжительности смены, выходных и праздничных дней количество официантов составляет 5 работника (4 х 1,12).
К1 − 2 − коэффициент, учитывающий выходные и праздничные дни.
Таблица 2.4 - Значение коэффициента К1
Режим работы предприятия |
Режим рабочего времени производственного работника |
К1 |
7 дн. в неделю 7 дн. в неделю 6 дн. в неделю 5 дн. в неделю |
5 дн. в неделю с двумя выходными днями 6 дн. в неделю с одним выходным днем 6 дн. в неделю с одним выходным днем 5 дн. в неделю с двумя выходными днями |
1,59 1,32 1,13 1,13 |
Кассир при самообслуживании с предварительным расчетом − по одной единице в смену.
После расчета работников торговой группы составляют таблицу функциональных обязанностей всех работников.
Таблица 2.5 - Функциональные обязанности работников помещений для потребительских услуг
Профессия |
Разряд |
Функциональные обязанности |
Старший официант |
Отличник торгового сервиса |
Организует подготовку залов к обслуживанию, принимает заказы на банкеты и т. д. |
Официант |
4 |
Уборка со столов грязной посуды, подготовка зала к обслуживани, обслуживание гостей |
Кассир |
Расчет посетителей |
|
Уборщица торгового зала |
Содержание в чистоте торговой группы помещений в столовой |
|
Мойщица столовой посуды |
Мойка столовой посуды |
Составление графика выхода на работу работников торговой группы предприятия
При составлении графика выхода на работу следует учесть:
− продолжительность работы торгового зала предприятия;
− продолжительность смены работника;
− часы максимальной нагрузки предприятия;
− численность работников с учетом N 2 (N1×К1)=N1×1,32
− начало и окончание смены;
− количество выходных дней у работника в неделю;
− количество рабочих дней (смен);
− Тэфф – эффективный фонд рабочего времени работника, ч;
Тэфф = Тсм × Кс, ч,
где Тсм − продолжительность работы (смены) без учета обеденного перерыва, ч;
Кс − количество отработанных смен.
График выхода на работу работников торговой группы составляет старший официант и передает на утверждение директора предприятия. График работы официантов составляется с учетом подготовительно-заключительного времени, которое включается в рабочее время (расстановка мебели, сервировка столов, уборка торгового зала после окончания работы).
График выхода на работу представлен в приложении.
В настоящее время нормы одежды, обуви для работников предприятий массового питания устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом целесообразности и санитарных норм. С примерными рекомендациями следует ознакомиться по справочнику руководителя предприятия массового питания 2003 года. Данные свести в табл. 2.6
Таблица 2.6 - Подбор санитарной форменной одежды
№ п\п |
Профессия |
Разряд |
Наименование одежды |
Количество одежды |
1 |
Старший официант |
5 |
Куртка белая х/б |
4 4 4 |
2 |
Официант |
3 |
Куртка белая х/б Фартук белый х/б |
4 4 4 |
3 |
Мойщица посуды |
Куртка белая х/б Косынка белая х/б |
4 4 |
|
4 |
Кассир |
Куртка белая х/б |
4 4 4 4 4 4 |
|
5 |
Мойщица торгового зала |
Куртка белая х/б Косынка белая х/б |
4 4 |
Подбор осуществляется с учетом специфики работы предприятия.
Таблица 2.7 - Подбор инвентаря, инструментов для работы официанта
№ п\п |
Наименование инвентаря, предметов, приспособлений |
Назначение |
Кол-во |
1 2 |
Поднос Совок |
Переноска блюд, посуды, приборов Для сметания крошек со скатерти |
5 5 |
Подбор оборудования следует осуществлять с использованием норм оснащения предприятий массового питания мебелью и инвентарем.
Нормы оснащения мебелью столовых общего пользования
Таблица 2.8 - Оборудование, мебель помещений для потребителей услуг
наименование мебели |
количество мест |
|||||
50 |
100 |
150 |
200 |
250 |
500 |
|
I вариант |
||||||
комплект мебели четырехместный |
13 |
26 |
38 |
50 |
63 |
125 |
II вариант |
||||||
стол деревянный четырехместный |
13 |
26 |
38 |
50 |
63 |
125 |
стул полумягкий |
52 |
102 |
152 |
200 |
252 |
500 |
для всех вариантов |
||||||
столик для официантов |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
30 |
сервант для официантов |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
30 |
стол для подносов |
2 |
3 |
4 |
4 |
6 |
10 |
В бельевых хранят скатерти, салфетки, полотенца и т.д. Белье хранят на стеллажах по наименованиям и размерам. Скатерти можно также хранить на подвесных съемных штангах. Использованное белье, рассортированное по наименованиям находится в специальных ящиках. рядом с бельевой организуют ручную глажку белья и форменной одежды.
Расчет площади туалетных помещений
При проектировании помещений для потребителей в соответствии со СНиП 11л-8-71 различают следующие нормы:
1 унитаз на каждые 60 мест на предприятиях до 300 мест, на предприятиях свыше 300 мест 2 унитаза на 102 мест.
Мужские и женские туалеты проектируются раздельно, исключением являются предприятия с количеством мест менее 50, где допускается проектирование одного туалета с одним унитазом. Ширину прохода между двумя рядами кабин предусматривают – 1,5 метра, а между кабиной и стеной – 1,2 метра.
При расположении писсуаров против кабин – 2 метра.
В шлюзах каждого туалета должны быть умывальники.
Рассчитаем площадь туалетных помещений ресторана на 100 мест. В соответствии с нормами проектирования в ресторане должно быть 2 туалетных помещения (для женщин и для мужчин) и два шлюза к ним. Зная площадь, занимаемую одной туалетной кабиной (0,9 × 1,2 = 1,8 м2), а также расстояние от кабины до стены или умывальника − 1,2 м, ширину – 0,45 м, можно произвести вычисления.
Расчет площади основного зала для потребителей
В проектируемом предприятии помещениями для потребителей служат: вестибюль, торговый зал, умывальные и уборные, а гардероб в нашем предприятии согласно /3/ можем не проектировать.
Раздаточные участки в предприятиях с обслуживание официантами размещаются на площади производственных помещений.
В раздаточной будем осуществлять кратковременное хранение предметов сервировки, а официанты будут получать готовые блюда, буфетную продукцию и будут оформлять заказы в кассовых аппаратах.
Торговое помещение предназначено для реализации готовой пищи и обслуживанию потребителей.
где: р – количество мест в зале;
W – норма площади на одно место, м2 (принимается по СНиП)
S = 102 ⋅1,8 = 183,6 м2.
В ресторане «Пивная карта» будет вестибюль, гардероб, санузлы.
Санитарные узлы размещаются в непосредственной близости от гардероба. Они располагаются внутри вестибюля одним блоком и обособляются шлюзами. Шлюзами служат умывальные.
Таблица 2.9 - Общая компоновка
Торговый зал |
183,6 |
Бар |
20 |
Сан. узел |
8 |
Вестибюль |
10 |
Гардероб |
18 |
Помещение для официантов |
5 |
2.3 Разработка информационной базы обслуживания предприятия
Технологические расчеты – основа разработки проектов предприятий с полным производственным циклом. Исходными материалами для них служат утвержденное задание на разработку проекта, основные технические направления в проектировании предприятий общественного питания, действующие нормативные документы и инструкции (СНиПы, ВНТП, нормы оснащения оборудованием), ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, технические условия (ТУ) и технологические инструкции (ТИ) на полуфабрикаты и кулинарные изделия, соответствующие отраслевые стандарты (ОСТ), Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий и др.
Производственная программа доготовочных предприятий и предприятий работающих на сырье представлена различными видами меню, алкогольной картой и ассортиментом продукции, рекомендуемой для шашлычной.
Разработка производственной программы осуществляется в следующем порядке: определяется количество потребителей; общее количество блюд и количество по всем видам в ассортименте; составляется расчетное меню.
При определении числа потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика служат: режим работы зала, оборачиваемость места в зале, загрузка зала (в процентах) по часам его работы.
Число потребителей, обслуживаемых за 1 ч работы шашлычной, определяется по формуле:
где Р – количество мест согласно проекту (102 мест),
φч – оборачиваемость места в зале в течение данного часа,
хч – загрузка зала в данный час, %.
Общее число потребителей за день определяется по формуле:
Полученные результаты вносим в таблицу
Таблица 2.10 – Расчет количества потребителей в зале
Часы работы торгового зала |
Количество мест в предприятии |
Оборачиваемость 1 места в час |
Средний % загрузки зала |
Количество потребителей за час |
Коэффициент Перерасчета блюд |
Т т.З |
Р. мест |
n раз |
С,% |
N час, чел |
N=Nчас/Nдень |
102 |
1 |
20 |
20 |
0,05 |
|
12,00-13,00 |
102 |
1 |
30 |
31 |
0,07 |
13,00-14,00 |
102 |
1 |
90 |
92 |
0,21 |
14,00-15,00 |
102 |
1 |
70 |
71 |
0,16 |
15,00-16,00 |
102 |
1 |
40 |
41 |
0,09 |
16,00-17,00 |
102 |
1 |
30 |
31 |
0,07 |
17,00-18,00 |
Перерыв |
||||
18,00-19,00 |
102 |
0,4 |
50 |
20 |
0,05 |
19,00-20,00 |
102 |
0,4 |
100 |
41 |
0,09 |
20,00-21,00 |
102 |
0,4 |
90 |
37 |
0,09 |
21,00-22,00 |
102 |
0,4 |
80 |
33 |
0,08 |
22,00-23,00 |
102 |
0,4 |
40 |
16 |
0,04 |
Итого |
433 |
1,00 |