Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Занятие 27
Цель: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи мимики и жестов.
1. «Беседа на тему: Невербальное общение»
Ведущий объясняет, что такое невербальное общение.
1. Игра-активатор «Невербальное приветствие»
Ребята встают по парам. По определенному сигналу они должны поприветствовать друг друга различными частями тела. [10]
Пример: 1 хлопок- приветствие ладошками; Топ ногой - приветствие коленом.
2 хлопка - приветствие спиной;
2. Игра- упражнение «Разговор через стекло».
Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Дается задание – выразить какую-либо фразу без помощи слов. Каждому предоставляется карточка с определенной фразой. Участники показывают свою фразу, другие же должны понять, о чем ученик пытается им донести. «Словами говорить и писать нельзя. Считайте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят»
Примеры фраз:
• Спортсмены не курят
• В траве сидел кузнечик
• Голубой вагон бежит, качается
• Карлсон живет на крыше
• В лесу растут ягоды и грибы.[10]
1. Игра «Подарки».
Цель: развитие умения выразить свои мысли с помощью мимики и пантомимики.
Каждый придумывает какой подарок он сделал бы рядом сидящему слева соседу. Показывает свой подарок с помощью мимики и жестов. Как только
принимающий угадывает, показывает свой подарок следующему соседу слева. [10]
1. Игра «Пойми меня».
Цель: развитие умения передавать смысл и происходящее действие при помощи мимики лица и выразительных движений.
Участникам предлагается показать и угадать название фильма, теле-шоу, программы, переданное жестами. [10]
1. Игра «Бездомный заяц».
Цель: развитие быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с участниками.
Каждый игрок- заяц чертит вокруг себя круг. Расстояние между кругами 1-2 метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять свободный домик. Тот, кто остался бездомным, становится водящим .[10]
1. Игра – активатор «Стыковка».
Необходимо разбиться на пары и встать на расстоянии вытянутой руки лицом друг к другу. Нужно достать друг друга ладонями. Затем тоже самое, но с закрытыми глазами. Теперь нужно попытаться передать следующие эмоции, держась при этом за руки:
• Поздоровайтесь
• Порадуйтесь
• Посочувствуйте
• Попрыгайте
• Потанцуйте
• Поблагодарите партнера
• Попрощайтесь.
В конце тренинга проводится обратная связь. Учащимся предлагается обсудить, какие упражнения было выполнять сложно, какие легко. В чем, по их мнению, сложность выполнения упражнений. Чему новому научились, что нового узнали о своих одноклассниках? Что бы хотелось изменить в тренинге? Затем все благодарят друг друга за работу и прощаются. [10]
Занятие 28
Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими;
Материалы: цветное тесто, бусины, крупа, спички, семечки.
1. Ритуал приветствия «Клубок»
По кругу дети передают друг другу клубок, и каждый высказывается о том, что запомнилось и понравилось из прошедших занятий. Каждый также высказывает недочеты и то, что не понравилось.[10]
- Лепка эмоции «Радость».
Беседа на тему: какие эмоции вы испытывали на занятиях? Дети перечисляют свои эмоции. Затем детям предлагается слепить эмоцию «Радость». Работы выполняются в произвольном стиле с использованием различных материалов: крупа, бусины, семечки. После выполнения дети демонстрируют свои работы и рассказывают о своей «Радости» .[10]
Теперь ребята, возьмите свою «радость с собой» и помните всегда наши занятия.
1. Упражнение «Подарок»
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.[10]
- Ритуал прощания «Ладошки»
Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность. В связи с этим возникает необходимость в подборе диагностических методик, которые позволят отследить адаптацию детей младшего школьного возраста к условия дошкольного образовательного учреждения и с сделать вывод о действенности и разработанности занятий. [10]
МЕТОДИКА «КРАСКИ»
Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.
Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.[10]
МЕТОДИКА « КЛАССИФИКАЦИЯ»
Цель: Помогает выявить уровень сформированности понятий посредствам операции классификации.
Оборудование: карточки с понятиями
Инструкция: Ребенку предлагается выбрать четвёртое лишнее (правильные ответы выделены):
1. скворец, синица, курица, голубь.
2. роза, гвоздика, астра, василек.
3. корова, коза, лошадь, теленок.
4. шапка, пальто, платье, рубашка.
5. чашка, стакан, кастрюля, кружка.
6. матрос, солдат, ребенок, летчик.
7. тигр, слон, лев, медведь.
8. топор, ножницы, нож, пила.
Оценка результатов: 3 балла - одна ошибка, 2 балла - две ошибки; 1 балл - три ошибки, 0 баллов – четыре ошибки. [10]
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДИКА «КРАСКИ»
Иванов Максим
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Роготовская Милита
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «урок», «тетрадь», «одноклассники». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Это говорит о негативном отношении к основным понятиям процесса обучения.
Козлова Валерия
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «физкультура». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Некрасов Иван
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь».
В целом положительное отношение к обучению.
Витушкин Никита
В тёмные тона окрасил кружки («звонок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Возбуждённое отношение к словам «учитель», «портфель», «класс». Ребёнка можно охарактеризовать как активного, подвижного, возбуждённого, с негативным отношением к процессу обучения в целом.
Чернов Владислав
В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Незамова Маргарита
В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.
Климова Дарья
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («учитель», «книга», «портфель», «тетрадь», «домашнее задание»). Девочка трудно привыкает, скованна. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Сергеев Илья
В тёмные тона окрасил кружки «звонок», «физкультура», «домашнее задание». Слова «класс», «тетрадь» закрашены красным цветом. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Солнцев Антон
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Таким образом, большинство детей испытывают негативное эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. 80% испытуемых составляют дети с негативным отношением к обучению, а 20% первоклассников в целом положительно воспринимают процесс обучения.
МЕТОДИКА «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Козлова Валерия– 6 ошибок – 0 баллов
Солнцев Антон– 4 ошибки – 0 баллов
Роготовская Милита– 2 ошибки - 2 балла
Незамова Маргарита– 4 ошибки - 0 баллов
Климова Дарья– 8 ошибок - 0 баллов
Иванов Максим – 4 ошибки - 0 баллов
Сергеев Илья – 4 ошибки - 0 баллов
Некрасов Иван – 6 ошибок - 0 баллов
Чернов Владислав– 2 ошибки – 2 балла
Витушкин Никита – 1 ошибка – 3 балла
Таким образом, большинство детей сделали много ошибок и набрали 0 баллов и только один ребёнок допустил всего лишь 1 ошибку: у 70% детей выявлен низкий уровень сформированности понятий, 20% - средний уровень, 10 % - высокий уровень сформированности понятий.
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, всегда должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника. [3]
Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, всегда учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
• как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу только положительные стороны, показать, что каждый ребенок по – своему ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то захватывающие события;
• начать сразу же формировать коллектив класса, создавать только доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между ребятами;
• дать возможность детям проявить себя, как-то самоутвердиться в глазах одноклассников;
• обеспечить каждому ребенку платформу для успеха, самореализации;
• использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неудачи.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения в школе также являются:
• оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
• приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.[3]
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила обязательное выполнение следующих условий:
1. Фиксированный и чёткий объем домашних заданий.
2. Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи старших.
3. Обязательные дополнительные прогулки и игры на свежем воздухе в группе продленного дня.
4. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей.
Именно только такие меры, при полноценном (трехразовом) питании, будут способствовать отличной и быстрой адаптации детей к условиям школьного обучения. [3]
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
• адекватность поведения;