Файл: Место и роль общей теории права и государства в системе социальных и юридических наук..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позиция С.А. Денисова. В содержание предмета общей теории права и государства С.А. Денисов включает следующие компоненты: 1) наиболее общие черты таких объектов, как право и государство в целом (как мировые явления, а не в отдельных странах): сущность и форма государства и права, типы государства и права, их основные функции и принципы действия, их внутренняя система; и правовые явления в целом (а не в отдельных странах): правосознание, система права, нормы права, правоотношения, реализация права, правонарушения, юридическая ответственность и весь механизм правового регулирования. 2) наиболее общие связи права с государством и другими общественными явлениями (экономикой, политической системой, духовным миром): влияние их на право и обратное воздействие права на них (его роль)[17]. При рассмотрении этих связей наука вынуждена изучать стороны экономических, политических, духовных отношений, которые влияют на право и другие правовые явления и подвергаются правовому воздействию. 3) наиболее общие закономерности возникновения, развития (движения от одних форм к другим) и функционирования государства и права; 4) особенности общих черт отечественного государства и права (их возникновение, этапы развития, сущность и форма на различных этапах), характер правовой культуры, законности; 5) основные понятия (категории), используемые в юридических науках (право, государство, правосознание, правоотношения, юридическая ответственность, правонарушение); 6) методы, применяемые при изучении государственно-правовых явлений. На этом основании можно сделать вывод, что данная наука является методологической.

Точка зрения В.М. Корельского. В.М. Корельский не разделяет объект и предмет общей теории права и государства. Под предметом теории государства и права понимаются «такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования»[18].

Точка зрения А.Б. Венгерова. А.Б. Венгеров не проводит различий между объектом и предметом общей теории права и государства. «К предмету теории государства и права могут быть отнесены не только собственно государственно-правовые явления и процессы, но и те, органически связанные с ними, сопутствующие им стороны общественной жизни, которые позволяют лучше понять эти явления и процессы, оценить воздействие государства и права на другие социальные институты общества. Это относится к таким сторонам общественной жизни, как политическая система общества, правовое и политическое общественное сознание, нравственное состояние общества и т.д.[19]


Таким образом, предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. А также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы». Изучение синергетики привело А.Б. Венгерова к мысли о том, что в содержание предмета необходимо вкладывать не только закономерное, но и случайное[20].

Позиция А.В. Полякова. Под теорией права А.В. Поляков понимает раздел философии права, претендующий на всеобщность установленного в его рамках правового знания и достоверность, подтверждаемую как феноменологической очевидностью, так и различными вариантами верификации и фальсификации. В соответствии с таким определением общей теории права в ее предмет включается правовая онтология (обоснование того, что есть право как явление, отличное от других явлений), правовая гносеология (теория правового знания), правовая аксиология (обоснования ценностной природы права), а также органично связанные с ними вопросы правовой техники, правовой догматики, правовой социологии и практической философии права (каким право должно быть и как этого можно достигнуть)[21]. Таким образом, общая теория права призвана ответить на следующие вопросы: «Что есть право?», «Некая не зависящая от общества объективная реальность или создание самого общества?», «Является ли оно установлением государства, природным свойством человека, индивидуальным психическим явлением или интерсубъективным актом социального взаимодействия?», «Где искать право?», «В какой мере на право можно уповать?»[22].

Выделяют следующие закономерности, которые исследует теория государства и права:

1. Применительно к предмету теории государства и права речь идет об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. Вместе с тем государство и право относительно самостоятельны и имеют свои особые, специфические закономерности возникновения и развития.

Кроме общих государственно-правовых закономерностей, специфических государственных и правовых закономерностей, обладающих наивысшей степенью универсальности и обобщенности, охватывающих в целом государство, всю правовую систему, существуют специальные закономерности, касающиеся какого-либо отдельного государственного института или правового явления, например, закономерности реализации и защиты прав собственности, структурные закономерности государственных органов, закономерности изложения правовых норм в статьях нормативных актов и т.д. Их исследуют отраслевые юридические науки[23].


Таким образом, предмет теории государства и права представляет собой систему общих и специфических закономерностей государства и права, взаимосвязанных с социологическими, экономическими, политическими и иными закономерностями, воздействующими на развитие государства и права, и систему закономерностей познания предмета данной науки.

Подчеркнем, что поскольку теория государства и права является юридической наукой, то для нее определяющими являются стороны и проявления государства как социального института, которые имеют правовой характер. Функционирование государства и права, помимо юридически значимых составляющих, также содержит иные факты и явления, которые являются частью объекта исследования, но не предмета науки «теория государства и права»[24].

Таким образом, основываясь на изучении различных точек зрения на определение предмета науки теории государства и права, мы можем отметить, что предметом теории государства и права являются всеобщие законы развития государства и права. Теория государства и права ищет то, что является общим и для государства, и для права. Она определяет, с какой точки зрения надо подходить к разным элементам единой структуры государственно-организованного общества, каким критерием их оценки пользоваться[25].

История возникновения и развития государства и права свидетельствует, что таким общим исходным понятием для изучения и государства и права является понятие свободы индивида.

Право — мера этой свободы. Оно определяет отношения людей в каждом конкретном обществе. А гарантировать эту меру может только государство. Это один аспект общности[26].

Свобода это не вседозволенность, а возможность реализовать свой творческий потенциал. Чтобы свобода не превратилась во вседозволенность, необходима принудительная сила, которой обладает государство. Вот почему предмет теории государства и права един, несмотря на то, что налицо два объекта.

Другой аспект единства права и государства заключается в том, что реализовать свой творческий потенциал в одинаковой степени люди не могут из-за своего неравного материального положения.

И здесь на помощь приходит государство, которое берет на себя заботу о социально незащищенных слоях населения.

Каждая наука формирует свой категориально-понятийный аппарат, т. е. отражает объект своего познания в присущих только ей понятиях и категориях.


Понятие — это форма мышления, которая отражает систему признаков, позволяющих отграничить одно явление от другого[27].

Категория — наиболее общее понятие. Какие же понятия и категории вырабатывает теория государства и права?

Основные понятия — это понятие права и понятие государства. Их конкретизируют такие понятия, как закон, законодательство, правовые нормы и т.д. С помощью категорий раскрываются взаимосвязи государственно-правовых явлений. Теория государства и права формирует такие категории, как правоотношения, реализация права, правопорядок, правовые системы, формы правления, политический режим и т.д.[28]

Человеческое общество продолжает свое развитие. В связи с этим появляются новые виды взаимоотношений людей с природой, друг с другом. Эти отношения не всегда носят миролюбивый характер[29]. Экологические и техногенные катастрофы, рост мирового терроризма ставят перед государством новые задачи по руководству обществом, поэтому предмет науки все время изменяется, обогащается новыми направлениями исследования.

1.2.Методология теории государства и права.

Под методологией науки понимается система методов, приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. Благодаря определенным методам наука получает возможность дальнейшего развития, своевременно реагирует на изменения действительности. От выбора метода познания часто зависит как сам результат, так и его достоверность. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели. Правильность этого вывода особенно наглядно демонстрируют многочисленные политико-правовые теории и доктрины, среди которых есть и такие, которые вообще отрицают саму возможность познания государства и права (агностицизм) или объясняют факт их существования вне наличного бытия (объективный идеализм) или исключительно сознанием человека (субъективный идеализм)[30].

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, по его мнению, получить научно обоснованный результат.

Теория государства и права изучает свой предмет при помощи методов, которые сформировались в ходе его исторического познания. Каждый этап истории общества — ступень развития государства и права и одновременно ступень их постижения, так что в целом они образуют единый процесс духовного освоения юридической действительности. Первоначально методы познания не выделялись из процесса восприятия мира и общества, целостное представление об окружающем мире складывалось постепенно[31].


Те или иные способы познания оформлялись после постановки проблемы, вытекающей из той задачи, которая стояла на каждом историческом этапе развития человечества[32].

Так, в Античности начал формироваться целостный взгляд на мир, в котором общество и государство, и человек, и природа существуют как одно целое, в единстве. Древнегреческий город-государство (Афины, Спарта, Солоники) — одновременно и общество, и государство, где свободный человек осознавал себя как часть целого. Таким образом, один из методов исследования государства и права — диалектический — требует рассматривать эти институты как стороны единого целого[33].

В Средние века научная мысль базировалась на дедукции (переход от общего к частному), т.е. получении нового знания путем вывода из уже имеющегося знания, заключенного в исходных посылках. Этот метод активно разрабатывался и применялся Фомой Аквинским. Роль такой исходной посылки играли Новый и Ветхий завет, а также религиозная догматика[34].

В период тотальной идеологии в советской юриспруденции аналогичную функцию выполнял возведенный в непререкаемую догму марксизм-ленинизм.

Новое время отвергает догмы и незыблемость истины, от кого бы они ни исходили, исходным пунктом общественной жизни становится сам человек. Изучая, исследуя окружающий мир и самого себя, человек сам непосредственно выбирает способы и методы познания, не прибегая к силе авторитета. При таких условиях наблюдение и описание закономерно заняли место дедукции. Однако описание предполагает выявление общего и особенного в описываемых явлениях, т.е. их качественный анализ, и систематизацию (классификацию) изучаемых предметов по каким-либо общим основаниям. Здесь берет начало и метод сравнительного правоведения[35].

Ошибочно считать опыт единственным источником нового знания, и зародившийся на этой основе позитивизм сосредоточил свои усилия на разработке методов обобщения (индукции) и логического анализа результатов опыта. Это позволяло — иногда верно, иногда нет — ответить на вопрос «как?», но позитивизм не в состоянии ответить на вопрос «почему?», в чем причина и источник. В юриспруденции этот подход проявился в позитивизме, ставящем превыше всего позитивное право, т.е. написанные государством правила, законы, требования. Внутренний механизм развития, единство противоположных моментов целого в процессе познания во внимание не принимались[36]. Государственно-правовые феномены наблюдались и описывались, в них находились качественные особенности, они измерялись, но сущность явления так и не была вскрыта. Если общество — система, то образующие его элементы должны действовать согласованно.