Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статьей 33 Основ за совершением нотариальных действий установлен судебный контроль.

В силу статьи 49 Основ заинтересованное лицо, считающее неправомерным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе обжаловать это действие или отказ в его совершении в районный суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой. Рассмотрение таких заявлений производится в порядке, предусмотренном главой 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 3 части 5 статьи 12 Основ за нарушение законодательства нотариус может быть освобожден от полномочий по ходатайству нотариальной палаты на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности.

Неинформирование лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или решениями нотариальных палат, согласно пункту 9.2.7 Кодекса является дисциплинарным проступком.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" высшим органом управления некоммерческой организации является общее собрание ее членов.

Статьей 26 Основ предусмотрено, что компетенция органов нотариальной палаты регламентируется гражданским законодательством, настоящими Основами и уставом нотариальной палаты.

Нотариусы согласно статье 23 Основ имеют право взимать плату за оказание ими услуг правового и технического характера.

Размер стоимости оказываемых нотариусом услуг правового и технического характера, а также перечень льгот по оплате стоимости услуг правового и технического характера, о предоставлении которых нотариальная палата субъекта вправе принимать решение, какими-либо нормативно-правовыми актами не установлены.

Однако запрета на возможность принятия компетентным органом нотариальной палаты (общим собранием членов нотариальной палаты, правлением нотариальной палаты) решения по указанным вопросам законодательством не установлено.

В этой связи представляется, что компетентный орган региональных нотариальных палат вправе принимать решения об утверждении рекомендаций по вопросам взимания платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, в том числе по вопросам предоставления льгот при взимании платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.


Все нотариусы являются членами нотариальной палаты определенного субъекта Российской Федерации, соответственно, решения органов управления нотариальной палаты обязательны для нотариусов и обязанности, вытекающие из указанных решений, должны строго и неукоснительно ими выполняться.

Каждое ли обращение, содержащее, по мнению заявителя, сведения о совершении нотариусом дисциплинарного проступка (п. 9.2 Кодекса), является основанием для возбуждения дисциплинарного производства?

Согласно пункту 11.13 Кодекса не позднее десяти календарных дней со дня поступления документов, являющихся основанием для возбуждения дисциплинарного производства, Президент нотариальной палаты решает вопрос о наличии допустимых оснований для возбуждения дисциплинарного производства.

Разрешая вопрос о том, являются ли обстоятельства, указанные в обращении, основанием для возбуждения дисциплинарного производства, Президент нотариальной палаты руководствуется своим внутренним убеждением, основываясь на всестороннем и непосредственном изучении представленных заявителем документов и материалов их проверки.

В соответствии с пунктом 11.8.6 Кодекса дисциплинарное производство может быть возбуждено при условии указания в поступившем обращении конкретного действия (бездействия) нотариуса, дающего основание полагать, что оно относится к перечню дисциплинарных проступков, указанных в пункте 9.2 настоящего Кодекса.

При этом Президент нотариальной палаты согласно пункту 11.14.2 Кодекса проверяет обращение на предмет соответствия требованиям, указанным в пунктах 11.8 - 11.9 Кодекса.

После возбуждения дисциплинарного производства все материалы дисциплинарного производства незамедлительно направляются Президентом нотариальной палаты для разбирательства в Комиссию по профессиональной этике нотариусов. В случае отсутствия в нотариальной палате такой комиссии (в нотариальной палате с количеством членов до 50 нотариусов) - в Правление нотариальной палаты.

Согласно пункту 11.15 Кодекса при наличии обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, указанных в пунктах 11.14.1 - 11.14.5 Кодекса, Президент нотариальной палаты своим решением отказывает в его возбуждении и возвращает документы заявителю. В решении обязательно должны быть указаны основания принятого решения со ссылкой на конкретные нормы Кодекса, в том числе на пункты 11.8.6, 11.14.2, 11.15.


Решение Президента нотариальной палаты об отказе в возбуждении дисциплинарного производства может быть оформлено любым способом, в том числе в виде письменного ответа на обращение заявителя.

Поскольку Президент нотариальной палаты в соответствии со статьей 26 Основ является органом нотариальной палаты, компетенция которого регламентируется не только гражданским законодательством и Основами, но и уставом нотариальной палаты, вопрос о документе, в котором фиксируется решение Президента нотариальной палаты о наличии допустимых оснований для возбуждения дисциплинарного производства (об отказе в возбуждении), может быть решен нотариальной палатой самостоятельно исходя из положений ее устава.

В силу пункта 3.2.8 и пункта 9.2.21 Кодекса нотариус не вправе без уважительных причин не иметь постоянного места для совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года.

Такие причины в каждом случае могут быть признаны уважительными нотариальной палатой субъекта Российской Федерации исходя из конкретных обстоятельств. Например, нахождение нотариуса в ежегодном отпуске продолжительностью 60 дней и одновременное с этим истечение срока аренды помещения нотариальной конторы.

Информация о графике работы нотариальной конторы может быть указана разными способами - например, на табличке, размещенной на входной двери нотариальной конторы. Вместе с тем следует учитывать, что информация о графике работы нотариальной конторы должна быть размещена в общедоступном месте.

Пунктом 11.34 Кодекса предусмотрено, что документы, послужившие основанием для возбуждения дисциплинарного производства, документы, поступившие в Комиссию, протокол заседания и заключение Комиссии формируются в дисциплинарное дело.

В соответствии с пунктом 3.4.7 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) при составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.

В рамках требований пункта 3.4.9 Основных правил работы архивов организаций в графе 4 номенклатуры дел организации указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии - по типовой или примерной номенклатуре дел. При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнем документов, срок их хранения устанавливается ЭПК соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК) организации.


Таким образом, порядок учета дисциплинарных дел в номенклатуре нотариальной палаты и срок их хранения устанавливаются уполномоченным органом нотариальной палаты исходя из Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Целесообразно применение статьи 188 Перечня (документы (постановления, определения, акты, решения, протоколы, заключения, запросы, заявления, переписка) о соблюдении норм законодательства, конфликтах, спорах, иных вопросах правового характера) со сроком хранения 5 лет после снятия дисциплинарного взыскания (о серьезных нарушениях, связанных с возбуждением уголовных дел и судебных разбирательств, - постоянно).

В силу пунктов 11.7, 11.7.6 Кодекса основаниями для начала дисциплинарного производства являются сообщения, изложенные в средствах массовой информации.

Сообщение, изложенное в средствах массовой информации, может быть признано допустимым поводом к возбуждению дисциплинарного производства, если оно соответствует требованиям, установленным пунктами 11.8 - 11.8.7 Кодекса. Решение о возбуждении дисциплинарного производства в этом случае также принимается Президентом.

При отсутствии какой-либо информации, требуемой в соответствии с пунктами 11.8 - 11.8.7 Кодекса, нотариальная палата вправе запросить недостающие сведения у средств массовой информации, опубликовавших данное сообщение.

Является ли основанием для возбуждения дисциплинарного производства обращение, поступившее в электронном виде на сайт нотариальной палаты?

Является при условии его соответствия требованиям, установленным пунктами 11.8 - 11.8.7 Кодекса.

Вместе с тем, учитывая требования пункта 10.1 Кодекса, предусматривающие, что порядок формирования Комиссии и организации ее деятельности устанавливаются уставом нотариальной палаты, данная норма должна быть отражена либо напрямую в уставе, либо в Положении о Комиссии, утвержденном в соответствии с нормами устава нотариальной палаты. При этом следует учитывать положения пункта 11.29 Кодекса, согласно которым разбирательство дела о дисциплинарной ответственности во всех случаях осуществляется в закрытом заседании Комиссии, в котором вправе принимать участие только члены Комиссии и участники дисциплинарного производства, указанные в пункте 11.3 настоящего Кодекса. В связи с этим назначенный секретарем Комиссии по профессиональной этике работник нотариальной палаты должен сохранять в тайне сведения, ставшие известными ему в ходе заседания Комиссии.


Согласно пункту 11.28 Кодекса по результатам разбирательства дела о дисциплинарной ответственности Комиссия по профессиональной этике выносит заключение.

В соответствии с пунктом 11.34 Кодекса документы, послужившие основанием для возбуждения дисциплинарного производства, документы, поступившие в Комиссию, протокол заседания и заключение Комиссии формируются в дисциплинарное дело, которое направляется в Правление нотариальной палаты в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения.

Днем вынесения заключения считается день заседания Комиссии, на котором оно оглашено.

Пункт 11.32 Кодекса предусматривает, что заверенная копия заключения Комиссии вручается (направляется) участникам дисциплинарного производства по их просьбе в течение десяти рабочих дней.

Исходя из этого, мотивированное заключение в письменном виде может быть подготовлено Комиссией в течение пяти рабочих дней со дня его оглашения в заседании.

Всегда ли заявитель как участник дисциплинарного производства должен приглашаться на заседание Комиссии по профессиональной этике?

В соответствии с пунктом 11.13 Кодекса участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени его рассмотрения Комиссией не позднее чем за десять календарных дней до даты рассмотрения. Участникам дисциплинарного производства предоставляется возможность ознакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства с соблюдением требований о сохранении тайны совершения нотариальных действий.

Однако неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства в силу пункта 11.25 Кодекса не является препятствием для рассмотрения дела о дисциплинарном взыскании; в этом случае Комиссия рассматривает вопрос по существу исходя из имеющихся материалов и выслушивает тех участников производства, которые присутствуют на заседании Комиссии. Комиссия вправе отложить разбирательство на срок до одного месяца, если кто-либо из участников дисциплинарного производства не явился по уважительной причине.

Кроме того, согласно пункту 11.27 Кодекса Комиссия вправе отложить разбирательство дела на срок до двух месяцев для получения дополнительных сведений и документов, в том числе по просьбе участников дисциплинарного производства.

В соответствии с пунктом 9.2.12 Кодекса к дисциплинарному проступку относится осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности.