Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество представителей территориального органа Росрегистрации должно соответствовать количеству представителей нотариальной палаты.
Претендент подает заявление о допуске к квалификационному экзамену не менее чем за месяц до его проведения. Экзамен проводится по экзаменационным билетам, содержащим: теоретический вопрос; задачу; задание по составлению нотариального акта.
По результатам оценки квалификационного экзамена комиссия выносит решение о сдаче квалификационного экзамена. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год. [8]

2.2. Проблемы неопределенности правового статуса нотариуса

Актуальность проблем юридической ответственности за деликты, совершенные в процессе нотариальной деятельности назрела давно, однако в научной литературе не отмечается активного ее обсуждения, что вызывает определенную обеспокоенность.

Нельзя утверждать, что в нотариальном сообществе распространены и имеют тенденцию к росту нарушения прав граждан, потому что официальной государственной статистики таковых не существует, вместе с тем, отсутствие нормативно — правового регулирования этих вопросов, безусловно, сказывается на высоком уровне латентности правонарушений в этой области.

На взгляд авторов, нотариат выполняет особую публично — правовую функцию и именно это обстоятельство должно определять повышенное внимание государства к вопросам ответственности нотариусов.

В деятельности нотариата отражаются важнейшие элементы государственной деятельности фискально-юрисдикционного свойства, что требует детализации правового регулирования всех направлений его деятельности и, прежде всего, легального определения сущности нотариата.

В научной литературе обосновано отмечается проблема определения юридической сущности и социально-правового значения нотариата, как государственно — публичного института [1].

Разнообразие авторских мнений по вопросу его правовой сущности и юридического предназначения только подчеркивает наличие правового вакуума в этом вопросе.

Правоохранительная деятельность — это задача специализированных правоохранительных государственных органов, в систему которых нотариат не входит.

Имеются мнения о том, что нотариат выполняет функции органа управления. Управленческие функции не выступают в качестве органических и качественно характеризующих его признаков.


Находят, что есть разумно допустимое сравнение нотариальной формы деятельности с судебной [7].

Основные формы управленческой деятельности не имеют ничего общего с осуществлением нотариальных действий [9]. Можно исходить из определения сущности деятельности нотариата как отправление превентивного правосудия [10].

С этим можно частично согласиться, поскольку разрешение юридических конфликтов — не задача нотариата. Вместе с тем, нельзя отрицать предупредительного воздействия всего комплекса результатов всех совершаемых нотариальных действий на количество и характер, отмечаемых в обществе юридических конфликтов.

Из неопределенности правового статуса нотариата следуют и другие проблемы.

Неопределенность правого статуса нотариата предопределила и проблему гражданско-правовой ответственности нотариуса за причинение вреда.

Здесь имеется в виду то обстоятельство, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1) не позволяют рассматривать деятельность нотариуса как оказание услуг, в связи, с чем на вопросы правового регулирования возмещения вреда законодательство о защите прав потребителей не распространяется.

Общие правила же ст. 1069 ГК РФ применимы только к нотариальной конторе государственного типа.

Нотариус, допустивший нарушение права граждан с нотариальной конторой находится в трудовых правоотношениях и предел его ответственность ограничен средним заработком. Частный нотариус вообще никой ответственности по вышеуказанным причинам не несет.

Правовое регулирование ответственности нотариуса зависит от принадлежности нотариуса к нотариату государственному или частному. Так из содержания ст. 17 Основ нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. Следовательно, речь идет о том, что в случае совершения противоправного действия он может быть, как любой государственный служащий, привлечен к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий его правонарушения.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Однако в зависимости от характера понесенного ущерба нотариус, может быть привлечен не только к административной, но и уголовной ответственности.


Как установлено ст. 202 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц.

Гражданско-правовая ответственность нотариуса предусмотрена ст. 17 Основ о нотариате, в соответствии с которой по иску заинтересованных лиц, в случае умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии, нотариус может быть привлечен и к материальной ответственности.

Как установлено ст. 49 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» любой человек, который считает незаконным нотариальное действие, осуществленное нотариусом или в совершении такового, наделен правом подачи об этом жалобы в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства.

Законодатель не предусматривает контроля за деятельностью нотариуса в порядке подчиненности в силу специфики правового статуса нотариуса.

В своей деятельности нотариус является полностью независим от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей.

Основы законодательства о нотариате не предусматривают возможности поверки законности и обоснованности его действий со стороны президента нотариальной палаты или руководителя органа юстиции.

Следует отметить, то и органы прокуратуры, как специализированные правоохранительные органы правового надзора не имеют права проверять законность действий нотариуса. Вряд ли юридически оправдан такой своеобразный нотариальный иммунитет и, тем более вызывает недоумение с позиции социальной справедливости и равенства публично-правовых образований перед законом.

По действующему законодательству о нотариате контроль за совершением нотариальных действий возложен в России лишь на судебные органы (ст.33, ч.2 ст.49 Основ).

Из анализа содержания ст.310 ГПК РФ следует, что если речь идет об обжаловании отказа не нотариуса, а установленного законом должностного лица в совершении такого нотариального действия как оформление завещания, (или обжалования самого завещания), то заявления подаются в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы и т.д.


Процессуальный срок для подачи такового заявления установлен в 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

В соответствии со ст. 31 ГПК РФ принятое судом решение носить императивный характер, и нотариус обязан его выполнить.

Эти и иные проблемы нотариата требуют своего разрешения правовой реформы нотариата, первым этапом которой, должна стать ревизия Основ законодательства о нотариате. В частности, необходимо определить частный нотариат как систему нотариальных органов, оказывающих платные услуги населению, также в нем нужно прописать законодательно определенные формы контроля за деятельностью нотариуса, в том числе право населения на обжалование действия или бездействия нотариуса в нотариальную палату.

 Глава 3. Особенности профессиональной этики нотариуса

Согласно статье 6.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Дисциплинарная ответственность нотариуса устанавливается только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом.

Решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации и может быть обжаловано в суд.

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16.11.2015 (протокол N 33) и утвержден Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2016. Таким образом, Кодекс является правовым актом, действующим с 19 января 2016 года.

Действия нотариуса, подпадающие под признаки дисциплинарного проступка в рамках Кодекса, совершены в 2015 году. Обращение, полностью соответствующее требованиям пунктов 11.7 и 11.8 Кодекса и являющееся основанием для начала дисциплинарного производства, поступило в палату в 2016 году.


В данном случае необходимо руководствоваться общими принципами действия правовых актов во времени и пространстве, согласно которым правовой акт, смягчающий ответственность за совершенное правонарушение (дисциплинарный проступок) или иным образом улучшающий положение лица, его совершившего, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие правонарушения до вступления такого закона в силу. Правовой акт, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В связи с этим рассмотрение дела о дисциплинарной ответственности с 19 января 2016 года осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 11 Кодекса.

Если обращение, являющееся основанием для начала дисциплинарного производства, поступило в палату в 2016 году, а дисциплинарный проступок совершен нотариусом до начала действия Кодекса, положения Кодекса о дисциплинарных проступках применяются, если установленная им мера ответственности мягче ранее предусмотренной меры ответственности за указанный проступок. Если же ответственность за дисциплинарный проступок Кодексом усилена или действия нотариуса, совершенные в 2015 году, по правилам ранее действовавшего Профессионального кодекса нотариусов формально не являлись дисциплинарным проступком, правила Кодекса не применяются.

Если обнаружение дисциплинарного проступка произошло до вступления в действие Кодекса, срок для применения дисциплинарного взыскания следует исчислять по правилам ранее действовавшего Профессионального кодекса нотариусов.

Нарушение норм материального права, допущенное нотариусом при совершении нотариального действия, не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с пунктами 9.2.1 и 9.2.2 Кодекса. Согласно указанным пунктам дисциплинарными проступками являются нарушение нотариусом правил и порядка совершения нотариальных действий, установленных законодательством; организация работы с нарушением требований законодательства, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной нотариальной палаты, принятие которых предусмотрено законодательством. Данные нарушения носят процессуальный характер и не относятся к нарушениям норм материального права.

Статьей 17 Основ предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный по вине нотариуса имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.