Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валютное регулирование представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и иных мер в сфере валютных отношений, предпринимаемый государством на национальном и международном уровнях для управления движения валютных ценностей внутри страны и в процессе внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики любого государства с полностью или частично конвертируемой валютой.[12] Его основная цель – достижения полной конвертации. Что касается Российской Федерации, то основными принципами валютного регулирования нашей страны являются следующие: - невмешательство государства и государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; - единство внутренней и внешней валютной политики; - единство системы валютного регулирования и валютного контроля; - защита государством прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществление валютных операций. На территории Российской Федерации главным государственным институтом, осуществляющим валютное регулирование в соответствии с законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», является Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). В соответствии с указанными нормативными актами объектами валютного регулирования на территории России являются порядок и условия проведения: - валютных операций; - операций в отношении иных валютных ценностей; - торговых и других экономических отношений с нерезидентами. Субъектами валютного регулирования РФ являются:[13]

- резиденты;

- нерезиденты; - Центральный Банк Российской Федерации; - Правительство Российской Федерации; - инвесторы; - прочие уполномоченные банки [2]. Важно отметить, что 14 июля 2013 года в свою силу вступил Федеральный закон от 02.07.2013 г. №155-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», направленный на увеличение количества операций, подлежащих валютному контролю, а также на расширение сферы использования национальной валюты в трансграничных переводах «резидент – резидент» и «нерезидент – нерезидент».[14] Данный закон занимает либеральную позицию в отношении современного российского законодательства, что является необходимым условием для продвижения российского рубля в качестве свободно конвертируемой валюты. Свободная конвертируемость будет обеспечена только тогда, когда рубль будет иметь спрос не только внутри страны, но и за ее пределами. Изменения, вносимые данным законом в действующее законодательство, интересовали в первую очередь дочерние предприятия зарубежных организаций, осуществляющий свою деятельность на территории нашей страны. Не секрет, что конвертируемость рубля – важнейшей условие для интеграции отечественной экономической системы в мировое хозяйство, обеспечивающее российским предприятиям, осуществляющим внешнеторговые операции, финансовую самостоятельность и полный хозрасчет. Помимо этого, конвертируемость рубля даст возможность соизмерения российской экономики в сравнении с западной, отечественные издержки с издержками других стран, а также иметь объективный показатель экономического веса РФ в мировом хозяйстве.


Поэтому, с уверенностью можно сказать что главной целью Центрального Банка Российской Федерации в области валютного регулирования является снятие всех ограничений, связанных с движением национальной валюты. По мнению многих экспертов, Центральный Банк Российской Федерации проделал огромную работу в области внешнеэкономической деятельности, хотя достижение поставленных целей было непростой задачей[15]. С введением ФЗ-№153 была достигнута еще одна цель – система электронного документооборота между банками и ФТС Российской Федерации, что значительно упрощает валютное регулирование с резидентами стран, не являющимися членами ВТО. На сегодняшний день, Центральный Банк РФ в области валютного регулирования отводит значительную роль уполномоченным банкам. Реализуя выбранную политику в области валютного регулирования, Банк России использует широкий круг специальных методов и инструментов, к наиболее часто используемым из которых относятся: - маневрирование процентными ставками; - изменение ставки рефинансирования (данный метод был особенно актуальным в 2014-2015 гг. в связи с введением западноевропейских санкций); - валютная интервенция. Уникальное геополитическое положение России с древних времен обусловливает ей центральное место в международной торговле товарами и услугами, формирует приоритеты внешнеэкономической политики и сотрудничества, которые неизменно являются отправной точкой в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в самые различные периоды его эволюции. В современной России валютное регулирование и контроль необходимо вывести на качественно новый уровень, где экономические меры воздействия на участников валютных правоотношений разумно сочетаются с административными правовыми средствами. Ключевую роль в достижении этой цели играет Банк России, используя при этом методы и инструменты для регулирования проводимой валютной политики.

Глава 2. Особенности современного российского валютного законодательства


2.1. Изменения в валютном законодательстве с 2016 года, действующие в 2017-м

В 2016 году было принято довольно большое число законов, влияющих на систему валютного регулирования и контроля в РФ. Стоит отметить, что еще больше было разработано законопроектов в этой области. Как отмечают аналитики — общая тенденция новых законодательных актов ведет к тому, что в итоге к 2018 году законодательство будет более либеральным для субъектов, являющихся участниками валютных правоотношений на территории РФ.

Напомним, что операции с валютой РФ и инвалютами регулируются не только положениями закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании» (далее ФЗ № 173), но и комплексом других федеральных и отраслевых актов, в которых затрагиваются аспекты валютных правоотношений. Например, закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации преступных доходов» (далее ФЗ № 115) устанавливает ограничительные критерии для физлиц, решивших осуществить куплю-продажу валюты или отправить денежный перевод без открытия банковского счета.[16]

Помимо изменений в приведенных выше ФЗ № 173 и 115, в части валютного регулирования и связанных с ним аспектов в 2016 году «отметились»:

- разъяснительное письмо ФНС о предоставлении резидентами информации по счетам в зарубежных банковских структурах;

- дополнения в КоАП РФ, вводящие ответственность за неправильное - документальное оформление внешнеторговых сделок.

- Изменения в ФЗ «О валютном регулировании»

- Изменения в ФЗ № 173 внесены законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ.[17]

В первую очередь стоит рассмотреть структурные изменения в органах валютного контроля:

Таможенные и налоговые органы, до 2016 года осуществлявшие функции агентов валютного контроля, перестали быть агентами и получили статус органов валютного контроля, уполномоченных Правительством РФ (соответствующие изменения затронули ст. 22 ФЗ № 173). Причиной такого изменения стало то, что действовавший орган валютного контроля — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — был упразднен.

Полномочия Банка России по контролю за осуществлением операций в валюте расширены путем включения в подотчетные БР структуры некредитных организаций, перечисленных в законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О ЦБ РФ».

Помимо приведенных изменений, в ст. 1 закона № 285-ФЗ конкретизирован порядок документооборота между новыми органами валютного контроля — ФТС и ФНС — и оставшимися агентами валютного контроля — уполномоченными банками и корпорацией «Внешэкономбанк». В соответствии с регламентом агенты обязаны передавать новым органам контроля по их запросу заверенные копии документации для проведения контрольных мероприятий.


Изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.

2.2. Права и обязанности валютных резидентов в РФ

Как и в других отраслях российского законодательства валютные резиденты Российской Федерации приобретают все больше обязанностей, а российские контролирующие органы – все больше прав.

Например, в рамках проведения валютного контроля с 1 января 2015 года валютным резидентам России вменена обязанность ежегодно отчитываться о счетах за пределами России и, что еще важнее, с 2016 года им придется отчитываться о движении денежных средстве по этим счетам.

Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная  таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов

Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:

Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).[18]

Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты. И это им придется доказывать.

Валютные резиденты Российской Федерации в 2017

  Этот термин появился в «Валютном законе» (закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вокруг валютного резидентства российских граждан идут споры с 2001г. Причина проста: российское государство желает контролировать доходы российских граждан, где бы они не были размещены.

В 2017 году валютными резидентами России являются и физические лица и организации (юридические лица) статья 1 Валютного закона.


Физические лица:

Валютным резидентом России могут быть и Российские граждане и иностранцы. Критерий валютного резидентства физических лиц —  место и длительности проживания или пребывания.

Общее правило Валютного закона: все граждане России являются валютными резидентами России.[19]

Гражданин России  не будет валютным резидентом России (не резидент) если будет выполнено хотя бы одно условие:

1.  Гражданин России постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, на основании вида на жительство;

2. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года,

3. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании совокупности рабочей и учебной визы с общим сроком действия (виз) не менее одного года.

Иностранные граждане (или лица без гражданства) становятся валютными резидентами России, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании выданного российскими органами вида на жительство в России.

Формулировка российского валютного закона о резидентстве делает практически невозможным гражданину России не быть ее валютным резидентом. Появление на территории России на один день или час влечет для гражданина автоматическое приобретение статуса валютного резидента.

Выводы: Каждый гражданин России, как обладатель российского паспорта, заведомо валютный резидент России. И российские контролирующие органы, в первую очередь налоговая служба, вправе задавать ему вопросы по соблюдению российского валютного законодательства.  Прежде всего это касается зарубежных счетов.

Правила российского валютного законодательства на гражданина России не распространяются только при прекращении резидентства России. Доказывать прекращение резидентсва обязан гражданин России.

Для иностранцев — наоборот, российская налоговая служба доказывает, что у иностранцев возникло валютное резидентство России.

Обязанности валютного резидента России[20]

Валютные резиденты России  обязаны, если они располагают банковскими счетами (вкладами) в банках за границами Российской Федерации,  уведомлять налоговые органы Российской Федерации: