Файл: Финансовая (фискальная) политика и ее реализация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема данной курсовой работы – Финансовая (фискальная) политика РФ и ее реализация. Фискальная политика (фиском в старину называлось казначейство) представляет собой некий фундамент регулирования государством область налогообложения, расходования бюджетных средств, а также осуществляет непосредственный контроль над инфляцией.

Данная тема действительно актуальна, так как главный инструмент фискальной политики это доходы и расходы государства, которые влияют на развитие разных отраслей экономики, НТП и благосостояния страны в целом.

Объектом исследования данной курсовой работы является фискальная политика государства, а предметом исследования выступает сущность политики, её структура и применение на практике. государственные программы по её регулированию. При подготовке к написанию данной работы мною был изучен обширный ряд литературных источников, с полным списком которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта. Во всех взятых мною материалах подчеркивается актуальность фискальной политики, т.к. именно от нее зависят состояние госбюджета, объем государственного производства, уровень благосостояния населения страны.

Целью курсовой работы является рассмотрение фискальной политики, раскрытие её сущности, а также рассмотрение направлений бюджетной политики и государственных программ на 2014-2016 гг.

Методы исследования: метод сбора фактов, анализ литературы, изучение и обобщение материала и информации из различных источников.

1 Структура фискальной политики государства

1.1 Сущность, инструменты, методы и цели фискальной политики

Политика изменения государственных расходов и доходов (главным образом для борьбы с экономическими спадами) получила название фискальной , или бюджетной, политики. Она обеспечивает поступление доходов в государственный бюджет. Государственным органом, который отвечает за фискальную политику, является Министерство финансов.

Фискальная политика представляет собой меры, предпринимаемые государством с целью регулирования и стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета ,а также налогообложения.


Государство расходует средства на закупки товаров и услуг, финансирование различных социальных и других программ, на государственной долг, а также на содержание государственного аппарата. Главным источником государственного бюджета являются налоги.

Фискальную политику различают по цели:

  • Экономический рост;
  • Полная (высокий уровень) занятость;
  • Стабилизация экономики (антициклическая);
  • Антиинфляционная (борьба с инфляцией);
  • Занятости и т.п.

Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Основные инструменты:

  • Государственные расходы;
  • Налоги;
  • Трансферты;

Методы регулирования:

  1. Прямые (бюджетное регулирование, т.е. за счет бюджета финансируются):
  • Затраты на расширенное производство;
  • Непроизводительные расходы государства;
  • Проведение структурной политики;
  • Развитие инфраструктуры, и др.

2) Косвенные:

  • Воздействие на финансовые возможности производителей товаров;
  • Воздействие на размеры потребительского спроса.

Влияние гос. расходов, налогов и трансфертов на совокупный спрос всегда разное. Из формулы

(AD(совокупный спрос) = C + I + G + Xn)

можно увидеть, что государственные закупки являются частью совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на AD, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению. Рост трансфертов также увеличивает AD. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос.


Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и политику автоматических стабилизаторов (недискреционную).

Дискреционная политика - такая политика показывает, что государство сознательно и продуктивно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения и для преодоления неблагоприятных последствий конъюнктуры.

Ее инструменты:

-ускоренная амортизация;

-займы;

-госзакупки;

-общественные работы;

-изменение налоговых ставок;

-изменение трансфертных платежей, субсидий.

Выделяют две её формы:

  1. Стимулирующая (экспансионистская) – поддержка во время спада. Стимулирующая фискальная политика направлена на увеличение производства и занятости. Задача государственной экономической политики в период циклического спада и депрессии – добиться увеличения выпуска до потенциального уровня и достижения полной занятости путем увеличения совокупного спроса.

Для роста выпуска и занятости производится:

-увеличение государственных закупок;

-выделение трансфертов;

-снижение налогов.

  1. Сдерживающая (рестриктивная) – политика во время подъема, направлена на сокращение объема производства. Она проводится в период бума с целью ликвидации перегрева экономической конъюнктуры посредством уменьшения государственных закупок, и т. п.

Недискреционная (автономатическая, пассивная) фискальная политика это хозяйственное законодательство, предусматривающее наличие встроенных стабилизаторов:

-субсидии;

-гострансферты, пособия по безработице;

-программы по поддерживанию бедных;

-прогрессивная налоговая политика.

Встроенный стабилизатор – это механизм, автоматически сглаживающие колебания совокупного выпуска и занятости.

Комбинированная фискальная политика - предполагает одновременное изменение государственных закупок и автономных налогов.

1.2 Налоговая система и налогообложение

Для полного выполнения своих обязанностей по обеспечению своей страны государству нужен финансовый фундамент – бюджет. Налоги являются главным источником государственного бюджета. Налоги это обязательные платежи в государственную казну. Туда же входят штрафы, пошлины импорт или экспорт из страны некоторых товаров, также госпошлины и др. Они общеобязательны и взимаются со всех граждан. Но получаемые таким образом суммы несравнимы с налоговыми поступлениями. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы. Налоги – очень важный и мощный инструмент управления экономикой, а также это важная составляющая регулирования экономикой в интересах всего общества. Большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.


Налоговая система:

Налог– обязательный платеж с физических и юридических лиц.

Субъект налога– лицо, которое по закону обязано платить налог.

Источник налога– лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налога– доход или имущество, с которого начисляется налог.

Ставка налога– величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Функции налоговой системы:

Регулирующая– маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей.

Распределительная– с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в в капиталоемкие и фондоемкие отрасли.

Фискальная – с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и социальной сферы.

Три основные формы налоговой политики:

  • Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок ,сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика популярна в период кономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет .
  • Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется ,как правило, в период экономического спада, дабы предотвратить наступление экономического кризиса.
  • Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста.

Основные принципы налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов.

2. Налогообложение доходов должно носить однократный характер.


3. Обязательность уплаты налогов.

4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

5. Затраты по сбору налога должны быть меньше размеров самих налогов.

Уровни взимания налогов России:

  • Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на доходы банков, налог на доходы о страховой деятельности, от биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины.
  • Региональные налоги: налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, платежи за использование природными ресурсами, налог на имущество предприятий.
  • Местные налоги: налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и другие сборы.

Виды налогов по механизму формирования:

Прямые налоги – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль фирм, на социальное страхование и на фонд заработной платы, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие, на наследство.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость, акцизы, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Формы налоговых ставок:

  • Пропорциональная- единый процент уплаты налогов независимо от доходов
  • Регрессивная – ставка налога уменьшается с увеличением доходов
  • Прогрессивная – ставка налога возрастает с увеличением доходов

2 Современное состояние фискальной политики России

2.1 Анализ основных результатов и проблем бюджетной политики России

Воздействие дефицита на экономику во многом зависит именно от способа его финансирования.

Самым простым способом покрытия дефицита бюджета можно считать денежную эмиссию. После перехода от золотого к бумажно-денежному обращению многие страны не раз использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительство прибегает к этому средству во времена особенно неблагоприятные для экономики – времена войн или длительных кризисов. В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой и в настоящее время применяется избыточная эмиссия, которая, как правило, приводит к негативным последствиям для экономики – неконтролируемой инфляции, обесценивании сбережений населения и предприятий, снижению курса национальной валюты.