Файл: Финансовая (фискальная) политика и ее реализация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы сохранить экономическую и социальную стабильность правительствам нужно избегать неоправданную эмиссию денег. Для этого в рыночной экономике существует некий блок-предохранитель: независимость эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти, закрепленная в конституции многих стран. Он не обязан финансировать правительство, поэтому возникает преграда неконтролируемой инфляции, которая появлялась ,если бы деньги печатались по желанию правительства.

Самым надежным источником финансирования дефицита бюджета можно считать государственные займы, подразделяющиеся на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Эти займы представляют собой продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. По сравнению с эмиссией государственные займы более безопасны, однако и они могут негативно повлиять на экономическое положение. В некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, искажая тем самым действие механизмов рынка и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. , что порождает сокращение кредитных ресурсов. При этом увеличивается спрос со стороны государства на денежные средства, что в итоге приводит к росту ставок процента. Вследствие этого происходит сокращение инвестиций в реальный сектор экономики.

Вместе при решении проблем бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных займов образуется государственный долг.

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает крайне негативные последствия для национальной экономики.

Теперь обратимся к особенностям дефицитного финансирования государственной деятельности в России.

15 декабря президент РФ подписал закон о федеральном однолетнем бюджете. Бюджет был принят только на 2016 год вместо традиционного трехлетнего периода из-за высокой волатильности финансовых и сырьевых рынков. Доходы запланированы на уровне 13,7 трлн рублей, расходы - чуть больше 16 трлн рублей.

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 доллар США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание инфляцию в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.


Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны.

Бюджет сверстан, исходя из инфляции в следующем году не выше 6,4% и среднегодовой цены на нефть марки Urals в 50 долларов за баррель. Самыми значительными - более 4 трлн рублей - будут расходы на социальную политику, но они сократятся более чем на 100 млрд рублей.

По сравнению с 2015 годом сократятся и другие социальные расходы - на образование (минус 57,7 млрд рублей), культуру (минус 4,9 млрд рублей), на физкультуру и спорт (минус 500 млн рублей). Расходы на здравоохранение возрастут на 65,7 млрд рублей и составят 490,6 млрд рублей. В то же время расходы на оборону вырастут по сравнению с 2015 годом до 3,145 трлн рублей.

Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2016 года - 3,4 трлн рублей, на конец года - чуть больше 1 трлн рублей. Прогноз по Фонду национального благосостояния - 4,9 трлн рублей на 1 января и 4,66 трлн рублей на конец года.

В законе о бюджете зафиксирована обязательная индексация пенсий на 4%. Закон предусматривает право правительства внести в парламент законопроект о дополнительной индексации. Кроме того, президент России одобрил внесение изменений в закон "О парламентском контроле" и в Бюджетный кодекс, которые усиливают роль парламентариев в формировании федерального бюджета.

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс, парламентарии наделяются полномочиями по разрешению разногласий между Минфином, с одной стороны, и конституционными органами исполнительной, законодательной и судебной власти - с другой при формировании бюджетов последних.

Наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает экономический кризис и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, военные расходы на 2016 год составляют 4,17% от ВВП.

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.


Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России. В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещает в течение года повысить пенсии дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть пенсионных накоплений на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей. Однако хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу будет выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году).

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

Учитывая особенности бюджета РФ на 2016 год, все больше специалистов приходят к неутешительному выводу: государственная смета может стать последней в истории России. Не исключено, что уже через год государство останется без бюджета, израсходовав все свои резервы и вступив в активную фазу дефолта.

К одной из главных причин дефицитности бюджета можно отнести несовершенство налоговой системы. Это связано с высокими ставками многих налогов, что привело к большому сокращению налоговых поступлений. Взаимосвязь поступлений в бюджет и налоговых ставок находит свое обоснование в положении А. Лаффера. Согласно ему значительное повышение налоговых ставок на доходы предприятий и физических лиц снижает стимулы к капиталовложениям, тормозит экономический рост и приводит к уклонению от уплаты налогов . Всё это отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.


Ещё одной проблемой, появившейся после перехода страны на рыночную экономику, стал огромный объем теневой экономики, который составляет 41% ВВП. Это значительно больше, по сравнению с развитыми капиталистическими странами и странами с переходной экономикой. Однако никаких доходов в госбюджет от этого сектора не поступает.

Бюджетный дефицит в России был финансирован разными методами. До 1995 года главным внутренним источником финансирования был Центробанк. В 1993 г. были выпущены государственные краткосрочные обязательства (ГКО), а затем облигации федерального займа (ОФЗ). За счет выпуска этих и других государственных ценных бумаг производилось всё внутреннее финансирование бюджетного дефицита. Ещё одним основным источником финансирования до политики санкций были зарубежные кредиты.

2.2 Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами»

Государственная программа «Управление государственными финансами» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р.

Ответственный исполнитель государственной программы -Минфин России;

Соисполнитель – Росалкогольрегулирование;

Участники – ФНС России, Росфиннадзор, Федеральное Казначейство.

Целью государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами.

Задачи государственной программы:

  1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации за счет координации стратегического и бюджетного планирования, создания инструментов долгосрочного финансового планирования, обоснования, законодательного закрепления и соблюдения бюджетных (фискальных) правил, регулирующих использование нефтегазовых доходов и определяющих ограничения дефицита федерального бюджета, выявления и минимизации рисков, поддержания достаточного объема финансовых резервов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния);
  2. Нормативно-методическое обеспечение бюджетного процесса в Российской Федерации, организация планирования и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности;
  3. Обеспечение своевременного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
  4. Организация и осуществление контроля над соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  5. Организация и осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  6. Обеспечение функционирования налоговой системы Российской Федерации с поддержкой оптимального уровня налоговой нагрузки, структуры налогообложения и эффективного налогового администрирования;
  7. Эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации;
  8. Развитие взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими (по вопросам, отнесенным к компетенции Минфина России) и финансовыми организациями;
  9. Формирование единого информационного пространства, применение информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами для обеспечения открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления и создание условий для эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований;
  10. Повышение эффективности государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
  11. Повышение эффективности государственного регулирования алкогольного рынка.

Достижение указанной цели и решение задач характеризуется следующими основными целевыми индикаторами (таблица 1):

Индикаторы

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2020 год

Ненефтегазовый дефицит по отношению к ВВП (процент)

-9,7

-8,7

-8,4

-8,1

-7,5

Государственный долг Российской Федерации (процент)

13,1

13,7

13,4

≤15-20

≤15-20

Охват бюджетных ассигнований федерального бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования (процент)

25

50

70

90

90

Предельное количество человеко-часов, затрачиваемое на деятельность, связанную с уплатой налогов предприятиями малого и среднего бизнеса (в составе рейтинга DoingBusiness (в части совершенствования налогового администрирования)) (час)

200

180

170

160

150

Долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации по международной шкале ведущих международных рейтинговых агентств (Standard&Poor’s, FitchRatings, Moody’s) (позиция в рейтинге)

BBB (Ваа1)

BBB (Ваа1)

BBB (Baa1)

А- (А3)

А (А2)

Индекс открытости бюджета (OpenBudgetIndex), определяемый Международным бюджетным партнерством (балл)

74

77

77

80

85

Средний индекс качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета (процент)

57

59

60

62

68

В состав государственной программы входят 9 подпрограмм:

  1. "Долгосрочное финансовое планирование";
  2. "Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса";
  3. "Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере";
  4. "Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы Российской Федерации";
  5. "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации";
  6. "Развитие международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации";
  7. "Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";
  8. "Государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и организация формирования и использования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации";
  9. "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".