Файл: Системный подход при анализе потенциала организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что оценка уровня использования рыночного потенциала является важнейшим фактором процесса стратегического планирования. Тем не менее представления четкой структуры рыночного потенциала и разработки стратегии его повышения не нашли своего отражения в отечественной экономической литературе. Такие исследователи, как Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, В.Л. Тамбовцев, внесли свой вклад в определение «понятия социально-экономического потенциала предприятия, который можно охарактеризовать как совокупность находящихся в распоряжении предприятия стратегических ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях».

Эта курсовая посвящена изучению того, как компания может за­воевать и удерживать конкурентное потенциала.

Основным объектом данной работы выступает ООО «Нефтехиммаш-ТТО». В качестве предмета работы выступает анализ диверсифицированной фирмы.

Данная работа посвящена отраслевому анализу деятельности ООО «Нефтехиммаш-ТТО».

Основной целью представленной работы являются изучение рыночного потенциала и разработка стратегии развития компании.

Основными задачами работы являются:

  • анализ внешней среды организации;
  • раскрытие понятия и содержания отраслевого анализа;
  • изучение методов отраслевого анализа;
  • использование отраслевого анализа в деятельности ООО «Нефтехиммаш-ТТО»;
  • применение инструментов отраслевого анализа на основе отдельной компании;
  • формирование стратегии развития в отрасли.

Основы методологического обеспечения курсовой работы составили такие методы как: методы обследования (сбора данных), методы обработки и анализа информации, методы фор­мирования ре­шений, методы обоснования решений, методы внедрения (реализации) решений, а также теоретические, логико-интуитивные, эмпирические и комплексно-комбинированные методы исследования систем управления.

Работа состоит из 3-х глав, заключения, списка литературы и 1-о приложение. Результаты исследований могут быть рекомендованы для использования в качестве справочного материала на предприятии.

Новизна исследования заключается в том, что в работе осуществлён отраслевой анализ на основе стратегической матрицы применительно к конкретному предприятию.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ АНАЛИЗЕ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и сущность рыночного потенциала организации

Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке[1].

Анализ рыночного потенциала предполагает:

- измерение рыночного потенциала;

- определение направлений использования рыночного потенциала, в том числе в ущерб конкуренции[2].

При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода: - структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; - оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта; - анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.

Цель настоящей главы – введение в теоретический оборот экономической категории “рыночный потенциал предприятия” и наполнение ее конкретным функциональным содержанием для практического применения.

Четкого и ясного представления о структуре рыночного потенциала предприятия пока не дано. Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что исследования по данной теме осуществляются в рамках сложившихся направлений, таких как финансовый менеджмент, управление персоналом, логистика, бизнес-планирование и т.д. В результате накоплен богатый инструментарий оценки возможностей предприятия в различных сферах деятельности, но вместе с тем ощущается недостаток полноты охвата и систематизированного подхода в представлении структуры его рыночного потенциала[3].


Несмотря на разнообразие интерпретаций рассматриваемого понятия, можно отметить ряд моментов, присущих большинству подходов.

1. В структуре рыночного потенциала отдельным блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении предприятия. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных (производственно-технических) ресурсах.

2. Кроме ресурсной составляющей в современной экономической теории выделяют блок управления[4].

В настоящее время широко разрабатывается и получает развитие такой инструмент управления, как сбалансированная система показателей. Ее, в частности, определяют как стратегическую коммуникацию и инструмент реализации фирменной стратегии.

1.2. Анализ рыночного потенциала в современных условиях

Рыночный потенциал предприятия (РПП) — «это возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%»[5].

Уровень использования рыночного потенциала (УИРП) — «это мера управления ресурсами предприятия в целях эффективного взаимодействия с рынком на некоторый момент времени. УИРП может принимать значения от 0 до 100 %»[6].

Основные составляющие рыночного потенциала как элемента стратегического планирования — блок ресурсов, блок системы управления и стратегического планирования предприятия и блок маркетинга. Данные блоки охватывают все основные стратегические компоненты предприятия, позволяющие достигать поставленных целей[7].

В управленческом блоке формулируется миссия, вырабатывается стратегия дальнейшего развития, определяются цели. Реализация поставленных целей осуществляется за счет имеющихся на предприятии ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных).

Маркетинговый элемент, дополняющий структуру РПП, отражает деятельность персонала: аналитическую, производственную, коммуникационную. Таким образом, понятием РПП объединяются не только ресурсы, взаимодействующие с системой управления на различных этапах, но и методы, применение которых позволяет наиболее эффективно реализовывать имеющиеся рыночные возможности[8].


Для расчета УИРП необходимо упорядочить составляющие данные и определить взаимосвязи между компонентами. Ресурсы являются предметом маркетинговой и управленческой деятельности. Таким образом, выделяется два направления анализа РПП: анализ маркетинговой деятельности в области ресурсов и анализ управленческой деятельности в области ресурсов.

Дальнейший анализ производится по методу декомпозиции РПП на простейшие составляющие. Намеченные выше два направления анализа — это фактически первый уровень декомпозиции.

Второй уровень представляет собой детализацию составляющих первого уровня, а именно потенциала маркетинговой деятельности и потенциала управленческой деятельности. Результатом декомпозиции второго уровня явились потенциал аналитической, производственной и коммуникационной деятельности (декомпозиция потенциала маркетинговой деятельности) и потенциал планирования, организации, мотивации и контроля (декомпозиция потенциала управленческой деятельности)[9].

Третий уровень декомпозиции соответствующим образом представляет структуру составляющих второго уровня. На этом уровне потенциал детализируется по отдельным видам ресурсов. В качестве составляющих третьего уровня получаем, например, потенциал аналитической деятельности в области трудовых ресурсов, в области финансовых ресурсов и т.д[10].

Четвертый, последний, уровень декомпозиции основывается уже на предметах деятельности в областях третьего уровня[11].

Анализ рыночных возможностей включает выявление рынков и оценку маркетинговых возможностей.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

2.1. Описание ООО «Нефтехиммаш-ТТО» и направлений её деятельности

ООО «Нефтехиммаш-ТТО» основано 20 октября 1993 года. Учредители – специалисты ОАО “ВНИИНЕФТЕМАШ”. Основные направления деятельности – разработка трубчатых печей, факельных установок и горелочных устройств для нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой промышленности, а также для обустройства нефте- и газопромыслов и магистральных трубопроводов.


Компания сотрудничает как с Российскими, так и с зарубежными производителями энергетического оборудования (имеется представительство нашей компании в Ганновере, Германия), что позволяет нашим специалистам эффективно использовать возможности наших партнеров для обеспечения высокого качества оборудования для технических решений при реализации проектов.

Предприятие существует для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в химическом машиностроении. Предприятие является самым крупным предприятием в области химического машиностроения.

ООО «Нефтехиммаш-ТТО» заинтересовано в увеличении стоимости компании, для этого ставит перед собой следующие цели:

заинтересовать инвесторов, создать инвестиционно-привлекательное предприятие, на основе выполнения существующих инвестпрограмм;

расширение клиентской базы, удовлетворить потребности большего числа потребителей;

долгосрочная эффективная деятельность на рынках по предоставлению услуг качественного товара и прочих клиентских сервисов для конечных потребителей и других субъектов рынка;

повышение платежной дисциплины у проблемных групп потребителей, способствование установлению долгосрочных партнерских отношений между вновь образовавшимися предприятиями энергетической отрасли.

Миссия 1

ООО «Нефтехиммаш-ТТО» – обеспечение реализации права каждого добросовестного потребителя, расположенного на территории региона, на надежную и бесперебойную поставку товаров в объеме, соответствующем его потребностям при условиях оплаты потребителями.

Миссия 2

По моему мнению, нужно откорректировать данную миссию, добавив в нее: «За счет наличия квалифицированного персонала, стабильных поставщиков и постоянного развития информационных технологий».

Миссия нашего предприятия заключается в долговременном существовании и развитии в интересах наших потребителей с тем, чтобы обеспечить для них и для ООО «Нефтехиммаш ТТО» конкурентное преимущество на рынке, что позволит удовлетворить интересы работников нашего предприятия, акционеров и общества.

Видение.

Мы хотим, чтобы ООО «Нефтехиммаш ТТО» стало приоритетным предприятием на Российском и зарубежном рынках в области проектирования, разработки и производства оборудования для нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтегазодобывающей, перерабатывающей, металлургической, угольной промышленности.

Цель деятельности ООО «Нефтехиммаш ТТО» в области качества - обеспечить удовлетворенность наших Потребителей: мы хотим, чтобы каждый наш Потребитель был доволен качеством нашей продукции.