Файл: Системный подход при анализе потенциала организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

PEST – анализ

Факторы макросреды

Влияние на деятельность предприятия

Коэффициент значимости

Очень сильное

Сильное

Умеренное

Слабое

Очень слабое

Баллы

5,0

4,0

3,0

2,0

1,0

Экономические

0,2

0,2

0,4

0,2

0,0

3,4

Политические

0,25

0,25

0,5

0,0

0,0

3,75

Технологические

0,25

0,25

0,5

0,0

0,0

3,75

Социальные

0,0

0,00

0,6

0,2

0,2

2,4

Дадим прогноз для тех факторов, которые оказывают «сильное» и «очень сильное» влияние на деятельность предприятия.

Уровень промышленного производства оказывает очень сильное влияние на деятельность предприятия, так как наибольшую часть в структуре энергопотребления занимает промышленная отрасль – 80,9 %.

Инвестиционная привлекательность оказывает сильное влияние на деятельность компании, так как спецификой отрасли является высокая степень износа оборудования, обновление которого требует вложения значительных денежных средств.

От величины налоговых ставок на прямую зависит прибыль компании, так как в ближайшее время коренных преобразований не ожидается, следовательно, данный фактор при прогнозировании деятельности можно не рассматривать.

Так же на деятельность компании сильное влияние оказывают и правила функционирования ОРЭ. С 2013 года ОРЭ перейдет на 100 % либерализацию цен, это скажется и на всем финансовом положении компании, поэтому этот фактор оказывает весьма сильное влияние и его не стоит недооценивать.

Ограничения ЛЭП при передаче. Для надежной и бесперебойной работы предприятия, необходимы новые технологические обновления линий, в результате чего будут снижены затраты по передаче, а следовательно и цены.

Развитие транспортной сети. В настоящее время, ЛЭП невозможно заменить на какой-либо другой канал передачи. Поэтому данный фактор при прогнозировании деятельности можно не рассматривать.

Составим перечень возможностей и угроз (Табл. 5).

Таблица 5

Перечень возможностей и угроз

Блоки факторов макросреды

Возможности

Угрозы

Политические

1.Поддержка отрасли со стороны государства

1.Ужесточение государственного регулирования тарифов на энергию

2.Благоприятная экономическая и законодательная ситуация (барьеры при выходе потребителей на ОРЭ)

2.Ужесточение налогового законодательства

Экономические

1.Привлечение новых инвесторов

1.Сокращение темпов роста промышленности

2.Появление новых крупных предприятий

2.Потеря крупного потребителя

3.Увеличение динамики строительств

4.Разработка новых проектов

Технологические

1.Повышение производительности труда за счет внедрения современных технологий

1.Высокая затратность и длительность внедрения технологий

2.Усовершенствование и использование IT технологий

Социальные

1.Увеличение притока молодых специалистов

1.Усиление соц. напряженности

2. Повышение имиджа компании


Стратегический менеджмент должен обеспечить конкурентоспособное соответствие, баланс между организацией и внешней средой. В связи с этим следующим шагом после анализа внешней и внутренней среды, выявления возможностей и угроз, сил и слабостей является определение множества связей и отношений между ними, которые в дальнейшем используются для разработки (корректировки) миссии организации и ее стратегии.

Применяемый для такого сопоставительного анализа метод получил название SWOT анализа (аббревиатура из первых букв английских слов: strengths, weaknesses, opportunities, threats - сила, слабость (СС), возможности, угрозы.

Подведение итогов анализа среды предприятия (Табл. 6).

Таблица 6

Возможности и угрозы

Возможности/Угрозы

Хар-ка влияния

Сила влияния

Важность для предприятия

Ранг возможности/угрозы

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Появление новых крупных предприятий-потребителей

+1

7

0,127

+0,889

2. Увеличение динамики развития промышленности

+1

7

0,12

+0,84

3. Выход на рынок передачи в другие субъекты РФ

+1

5

0,093

+0,465

4. Появление новых инвесторов

+1

5

0,09

+0,45

5. Благоприятная экономическая и законодательная ситуация

+1

4

0,092

+0,368

6. Внедрения современных технологий

+1

6

0,2

+1,2

7.Увеличение числа бытовых потребителей

+1

8

0,14

+1,12

8.Появление новых заказов

+1

6

0,05

+0,3

9. Квалифицированный персонал и приход специалистов

+1

7

0,088

+0,616

Интегральная оценка благоприятности внешней среды

1,00

+6,248

УГРОЗЫ

1. Ухудшение состояния других отраслей в регионе

-1

4

0,12

0,48

2. Выход крупных потребителей на оптовый рынок

-1

6

0,14

0,84

3. Изменение государственного регулирования тарифов на энергию

-1

5

0,082

0,41

4. Ужесточение налогового законодательства

-1

4

0,078

0,312

5. Резкое подорожание необходимых ресурсов

-1

5

0,06

0,3

6. Увеличение дебиторской задолженности покупателей

-1

5

0,073

0,365

7. Появление конкурентов

-1

6

0,16

0,96

8. Угроза появления новых видов передачи электрической энергии

-1

1

0,002

0,002

9. Сокращение энергопотребления

-1

8

0,285

2,28

Интегральная оценка не благоприятности внешней среды

1,00

-5,949

Интегральная оценка внешней среды

0,299


Таким образом, по сделанному нами анализу и соответствующими ему расчетами, мы увидели, что среда в целом благоприятна для компании. Но положение не очень устойчивое, т.к. интегральная оценка влияния внешней среды небольшая. Поэтому возможностей больше, чем угроз, но, тем не менее, угрозы существуют и они значительные. Так, наибольшие возможности дают внедрение новых технологий, за счет чего есть возможность быстро содействовать со своими подчиненными и отдаленными отделениями, а также увеличение количества потребителей, вследствие которого может увеличиться прибыль компании. Наибольшие угрозы существуют выходом на рынок потребителей и их самостоятельная деятельность, вследствие чего могут появиться конкуренты, которые могут ухудшить положение компании на рынке как в область, так и в регионе в целом.

Оценка корпоративного профиля предприятия может быть проведена следующим образом (Табл. 7).

Таблица 7

Оценка корпоративного профиля

Входы деловых процессов

Характеристики корпоративного профиля

Оценка воплощения хар-тик

Оценка важности хар-тик

Ранг хар-ки

Кадровые ресурсы

Мотивация персонала

6

0,0051

0,0306

Средняя заработная плата

7

0,0402

0,2814

Уровень образования персонала

9

0,0395

0,3555

Уровень квалификации персонала

8

0,0392

0,3136

Текучесть кадров

-5

0,013

-0,065

Финансовые ресурсы

Невозможность формировать тарифы

-9

0,049

-0,441

Динамика основных фин. показ-лей

6

0,051

0,306

Наличие дебиторской задолженности

-7

0,06

-0,42

Стандартизация расчетов

8

0,014

0,112

Материальные ресурсы

Оснащенность рабочих мест

7

0,0238

0,1666

Оборудование для реализации комплексных проектов

6

0,0408

0,2448

Наличие современного оборудования

6

0,026

0,156

Информационные ресурсы

Сеть передачи данных

8

0,0208

0,1664

Доступность инф-и потребителям

7

0,041

0,287

Уровень компьютерной грамотности сотрудников

7

0,0398

0,2786

Наличие АИИС КУЭ

6

0,0412

0,2472

Оснащение компьютерной техникой

6

0,04

0,24

Производственный блок и рынок

Опыт работы на энергорынке

8

0,0437

0,3496

Удовлетворение потребностей потребителей

9

0,0401

0,3609

Качество услуг

7

0,0403

0,2821

Достаточность помещений для текущей деятельности

5

0,0297

0,1485

Отсутствие привязанности к конкретным поставщикам

8

0,0402

0,3216

Неудовлетворенность индивид. предпочтений

-4

0,0279

-0,1116

Отдаленность отделений

-3

0,0399

-0,1197

Наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО 9001

8

0,034

0,272

Регламенты и корпоративное управление

Наличие регламентов для всех процессов

6

0,0309

0,1854

Наличие стратегии и понимание важности долгосрочного взгляда

7

0,0439

0,3073

3. Наличие отдела маркетинга

8

0,045

0,36

1,00

4,6158


Положительный коэффициент говорит о преобладании в компании сильных сторон над слабыми сторонами.

Рис. 3. Сильные и слабые стороны

Выявим основные тенденции в отрасли.

Размеры рынка. Размер рынка изделий химической и нефтехимической промышленности является значительным. Этот рынок обеспечивает потребности значительной по размеру химической промышленности, промышленности по переработке нефти и газа, а также промышленное и гражданское строительство промышленной и бытовой арматурой.

Темпы роста рынка. Темпы роста рынка определяются соответствующими темпами роста потребляющих отраслей. По изделиям химической и нефтехимической промышленности рост является минимальным, по производству арматуры - больший. Более высокий спрос имеет на малоразмерную арматуру бытового применения в связи с увеличением объемов гражданского строительства.

Прибыльность отрасли. Прибыльность отрасли значительна. Наибольшая прибыльность имеет место для уникальных изделий химической и нефтехимической промышленности, изготовляемых единичными экземплярами, как правило, предприятиями-монополистами, специализирующимися на выпуске такой продукции и имеющими возможность диктовать ценовую политику. Высоко прибыльной является арматура. Большеразмерная арматура прибыльна вследствие своей уникальности, малоразмерная и бытовая - вследствие массовости производства.

Препятствия для выхода на рынок или ухода с рынка. Высота барьеров входа на рынок зависит от вида производимой продукции. Большая их высота характерна для рынка большеразмерных уникальных изделий химической и нефтехимической промышленности и промышленной арматуры большой размерности. Это объясняется сложностью освоения производства такой продукции и большими начальными объемами инвестирования.

В условиях жесткой конкуренции за рынок сбыта продукции, ОАО "Нефтехиммаш" ведет гибкую ценовую политику, а также прилагает все меры по снижению сроков изготовления продукции и ее поставки. По­тенциальными конкурентами ООО «Нефтехиммаш ТТО» являются.

Для более полного анализа конкурентов воспользуемся таблицей 3 для анализа 4-х конкурентов аналогичного с ООО «Нефтехиммаш ТТО» профиля (Табл. 8).

Таблица 8

Изучение конкурентов ОАО «Пензхиммаш»

Конкурент

Товарные особенности

Особенности продвижения

Особенности позиционирования

Ценовая конкуренция

Персонал

ООО «Нефтехиммаш ТТО»

Ёмкостное оборудование

Слабая рекламная политика

Продукция высокого качества и надёжности

Средняя

500 чел.

АО "Дмитровградхиммаш" г. Дмитровград

Основная продукция - емкостное оборудование.

Слабая рекламная политика

Продукция среднего качества

Средняя

800 чел.

АО "Рузаевкахиммаш" г. Рузаевка

Основная продукция - емкостное оборудование.

Слабая рекламная политика

Продукция среднего качества

Средняя

500 чел.

АО "Туймазыхиммаш" Башкортостан

Основная продукция - аппараты емкостные стальные типа ВПП1, ВКП1, ВЭЭ, ГЭЭ, колонны - Ф-800

Достаточно активная реклама на основе печатных средств

Продукция высокого качества и надёжности

Высокая

1200 чел.


Партнёрами и потребителями предприятия согласно географическому принципу сегментирования выступают.

В число постоянных партнёров завода входят такие ведущие компании и холдинги России, как:

ОАО "РАО "Газпром", АО "Куйбышев Азот"

ОАО "Лукойл" и предприятия входящие в холдинг: ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» г. Волгоград, «Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез» г. Пермь.

ОАО "РАО "Норильский никель"

Предприятия стран СНГ:

РЭУП ПО «Беларуськалий» г . Солигорск

ОАО «Казцинк» г . Усть - Каменогорск

ОАО «Фергана Азот» г . Фергана

ПО «Электрохимпром» г . Чирчик

ОАО «Мозырский НПЗ» г . Мозырь

ОАО НПК «Галичина» г . Дрогобыч

2.3. Оценка стратегического потенциала развития компании

По мнению Портера, существуют три основных варианта стратегии (рис. 3).

стратегия дифференциации – создание у покупателя чувства убежденности в том, что продукт компании превосходит подобный продукт конкурентов, что позволяет компании предлагать более высокие цены;

стратегия лидерства по издержкам – достигнув низких затрат на производство, компания может получать высокие прибыли при низких ценах;

стратегия фокусирования – применение стратегии дифференциации или стратегии лидерства по издержкам на узкопрофильных сегментах рынка.

Низкие затраты

Дифференциация

Стратегический масштаб

Широкий масштаб (охватывает весь рынок)

Стратегия лидерства по издержкам

Стратегия дифференциации

Узкий масштаб (охватывает только один сегмент)

Стратегия фокусирования на издержках

Фокусирование на дифференциации

Рис. 3. Матрица Портера

В результате анализа матриц Портера и Трейси–Вирсема принято решение о реализации конкурентной стратегии предприятия «Близость к клиенту». Ключевыми конкурентными преимуществами предприятие позиционирует свою систему взаимоотношений с клиентской средой, дифференциацию клиентов, корпоративную способность выстраивания системы коммуникаций в среде.

Для успешного продвижения на рынок предприятие должно уделять внимание основным направлениям своей деятельности с точки зрения портфельного анализа (Таблицы 9 и 10 и рис. 4)