Файл: Система органов государственной власти РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в зависимости от характера осуществляемых полномочий государственные органы группируются в определенные структурные единицы. В связи с этим органы государственной власти классифицируются как органы государственной власти, органы исполнительной власти, судебные органы и органы прокуратуры. Компетенция органа публичной власти определяется Конституцией Российской Федерации субъектами компетенции (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих решению), их соответствующим объемом полномочий и пределами деятельности органа публичной власти.

Законодательные органы

Законодательная власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляется Федеральным Собранием – Парламентом Российской.

Как и предыдущие российские конституции, действующая Конституция Российской Федерации устанавливает двухпалатную структуру Парламента - Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, но нынешняя двухпалатная структура в корне отличается от предыдущей. Компетенция палат строго разделена, круг ведения каждой палаты четко определен непосредственно в Конституции Российской Федерации, и палаты осуществляют свои полномочия исключительно на независимых (отдельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания сообщений Президента Российской Федерации, сообщений Конституционного Суда Российской Федерации и выступления лидеров иностранных государств, и на таких совместных заседаниях решения не принимаются.

Таким образом, Конституция Российской Федерации не устанавливает компетенцию Федерального Собрания (закреплена только компетенция его палат), решения Федерального Собрания невозможны (только решения Государственной Думы и решения Федерации).

В то же время Федеральное Собрание характеризуется единством правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), Федеральное Собрание также обозначается как Постоянный орган, а не одна из палат, законы - результат деятельности обеих палат, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, имеющих одинаковый статус и т. д.[13]

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых непосредственно избирателями на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изменениями и Федеральный закон № 175-ФЗ от 20.12.2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Право выдвигать кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвигаться только политическими партиями (избирательными блоками). Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основании представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписи должны быть поданы не менее 1% от числа избирателей в округе (если в округе зарегистрировано менее 100 тысяч избирателей – не менее 1 тысячи подписей).

Результаты выборов в одном федеральном избирательном округе определяются ЦИК, а в одномандатных округах - окружными избирательными комиссиями. Общие результаты выборов устанавливаются и публикуются ЦИК. Вновь избранная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после выборов (если Президент Российской Федерации не созывает собрание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва Полномочия Государственной Думы предыдущего созыва прекращаются.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены Президентом Российской Федерации в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):

1. после трехкратного отклонения кандидатов, представленных Президентом Российской Федерации на должность Премьер-министра Российской Федерации (часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации);

2. в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству Российской Федерации (часть 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации);

3. в случае единовременного отказа в доверии Правительству Российской Федерации при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства Российской Федерации (часть 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации).

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не обходится без альтернативы: Президент Российской Федерации также может объявить об отставке Правительства Российской Федерации. Конституция устанавливает и ограничивает роспуск Государственной Думы: даже при наличии таких оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (часть 3, статья 92, часть 3-5 статьи 109 Конституции Российской Федерации). Федерация):


1. в течение первого года после ее избрания;

2. с момента предъявления обвинения Президенту Российской Федерации (в порядке снятия последних с должности) до принятия Советом Федерации соответствующего решения;

3. в период военного или чрезвычайного положения на всей территории России;

4. в течение шести месяцев до истечения срока полномочий Президента Российской Федерации;

5. исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации или ЦИК назначит досрочные выборы, чтобы вновь избранная Дума начала свою работу не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.[14]

Конституция Российской Федерации содержит только отправные точки относительно состава и формирования Совета Федерации - верхней палаты Государственной Думы. Он представляет все субъекты Российской Федерации на паритетной основе: два представителя, один от представителя, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации, число членов Совета Федерации составляет 178).

Работой Совета Федерации и Государственной Думы руководят председатели палат и их заместители, избираемые на заседаниях палат. Внутренняя структура (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурных правил палаты определяется независимо, в частности, в положениях, принятых каждой палатой.

Таким образом, законодательная власть - это государственная власть, делегированная населением своим представителям, осуществляемая коллективно путем принятия законодательных актов, а также мониторинга и контроля аппарата исполнительной власти, в основном в финансовой сфере.

Законодательная власть осуществляется выборным (иногда частично назначенным) парламентом (фр. Parler – «говорить») – высшим представительным органом государства. Парламент обычно состоит из двух палат: верхней и нижней. Двухпалатная структура, как уже упоминалось, защищает парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты дольше, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной предел, реже обновляются и формируются на основе косвенных (косвенных) выборов. В большинстве стран только нижние камеры подлежат раннему роспуску.[15]

Судебные органы

Органы, которые отправляют правосудие, играют особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он является арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, а не законодательная или исполнительная власть осуществляет правосудие. Это гарантирует независимость суда, прав и свобод граждан и государства в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает своего рода арбитром в процессе законотворчества (чего не было в советские времена). Таким образом, суд действует как «сдержка и противостояние» против двух других ветвей власти. Более того, суд обладает определенными преимуществами перед законодателем в скорости приведения закона и порядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, ссылаясь на толкование Конституции и закона, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Это прежде всего экстремальные, исключительные ситуации, особенно в процессах, которые обеспечивают распределение и баланс двух других ветвей власти, что в конечном итоге гарантирует верховенство закона и справедливость в обществе.


Следует отметить, что в советском обществе суд рассматривался только как орган, призванный защищать социалистическое общество, государство и граждан от противоправных действий, а ответственность государства перед своими гражданами не была должным образом оценена. Прерогативы суда ограничивались точным применением норм, и суд не имел права устранять даже очевидные недостатки изданных подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.

Существенная особенность судебной власти, которая определяет ее справедливость, заключается в особом порядке (методах) осуществления. Это сводится к тому, как писал выдающийся российский государственный деятель Б. Н. Чичерин, придерживаясь одинаковых весов для обеих сторон, анализируя права и требования каждой из них и, наконец, решая их приговор. Отсюда и такие признаки судебной власти, как прозрачность, конкуренция, независимость и коллегиальность.

Таким образом, судебная власть является специфической независимой ветвью государственной власти, которая осуществляется посредством публичного, состязательного, обычно коллегиального рассмотрения и разрешения споров о праве в судебных заседаниях. Роль судебной власти в механизме разделения властей заключается в сдерживании двух других полномочий в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над этими ветвями власти. Система органов правосудия может состоять из судебных органов, действующих в сфере конституционной, общей, экономической, административной и других юрисдикций.

Исполнительные органы

В отличие от законодательной власти, которая имеет первичный, доминирующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.

Это, кстати, следует из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» – «служить»; «ministrare» – глагол, образованный от «ministris») «слуга», родительная форма от база "минус" – "минус"). Корень «минус» указывает на то, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней находится кто-то, кто принадлежит к падению. Задачи администрации остаются неизменными по своему характеру и заключаются в выполнении поручений, данных ей носителями власти, и соответственно в решении частных вопросов.[16]

Исполнительная власть подчиняется закону. Все действия и действия соответствующих органов основаны на законе, не должны противоречить ему и направлены на реализацию закона. Отсюда и их имя – исполнитель.


Существенными чертами исполнительной власти являются ее универсальный и объективный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть и ее органы действуют постоянно и повсеместно, на всей территории государства. В этом их отличие от законодательных и судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная ветвь власти, в отличие от законодательной и судебной ветвей, имеет различное содержание, поскольку она опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент для продвижения по службе и систему стимулов. В руках исполнительной власти находится очень грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации и судей. Среди этих сил особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности и полиции.

Эти особенности, и особенно содержательный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможного узурпации всей государственной власти исполнительными органами. Эффективные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности со стороны как законодательной власти (посредством разработанного законодательства – правовых законов), так и судебной власти (посредством судебного контроля и конституционного надзора) имеют здесь чрезвычайно важное значение.

Итак, исполнительная власть является вторичной подчиненной ветвью государственной власти, которая носит универсальный, предметный и организационный характер и направлена ​​на обеспечение реализации законов и иных актов законодательной власти.

Исполнительная власть осуществляется государством через правительство (президента) и его местные органы. Правительство (президент) осуществляет высшее политическое руководство и общее руководство делами общества. Государственная власть может быть прерогативой одного человека (в президентских республиках) или коллегиального органа.

Наиболее значимые решения, которые влекут за собой правовые последствия и ответственность за их реализацию, издаются правительством в виде нормативных актов. Помимо самого регулирующего органа, правительство может иметь право издавать акты делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран имеют право инициировать законодательство и могут оказывать решающее влияние на законодательный процесс.

Как правило, правительство несет солидарную ответственность за свою политику и управленческую деятельность. Отказ в доверии правительству выражается в строгой правовой форме и в особой парламентской процедуре. Вотум недоверия ведет к отставке правительства и, как правило, к его замене новым. Однако побежденное правительство (для того, чтобы сбалансировать полномочия) может без отставки прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палате) и проведению досрочных всеобщих выборов.