Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика органов государственной власти
1.1. Понятие органов государственной власти
1.2. Принципы деятельности органов государственной власти
Глава 2. Виды органов государственной власти
2.1 Классификация органов государственной власти
Таким образом, в зависимости от характера осуществляемых полномочий государственные органы группируются в определенные структурные единицы. В связи с этим органы государственной власти классифицируются как органы государственной власти, органы исполнительной власти, судебные органы и органы прокуратуры. Компетенция органа публичной власти определяется Конституцией Российской Федерации субъектами компетенции (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих решению), их соответствующим объемом полномочий и пределами деятельности органа публичной власти.
Законодательные органы
Законодательная власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляется Федеральным Собранием – Парламентом Российской.
Как и предыдущие российские конституции, действующая Конституция Российской Федерации устанавливает двухпалатную структуру Парламента - Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, но нынешняя двухпалатная структура в корне отличается от предыдущей. Компетенция палат строго разделена, круг ведения каждой палаты четко определен непосредственно в Конституции Российской Федерации, и палаты осуществляют свои полномочия исключительно на независимых (отдельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания сообщений Президента Российской Федерации, сообщений Конституционного Суда Российской Федерации и выступления лидеров иностранных государств, и на таких совместных заседаниях решения не принимаются.
Таким образом, Конституция Российской Федерации не устанавливает компетенцию Федерального Собрания (закреплена только компетенция его палат), решения Федерального Собрания невозможны (только решения Государственной Думы и решения Федерации).
В то же время Федеральное Собрание характеризуется единством правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), Федеральное Собрание также обозначается как Постоянный орган, а не одна из палат, законы - результат деятельности обеих палат, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, имеющих одинаковый статус и т. д.[13]
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых непосредственно избирателями на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изменениями и Федеральный закон № 175-ФЗ от 20.12.2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Право выдвигать кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвигаться только политическими партиями (избирательными блоками). Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основании представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписи должны быть поданы не менее 1% от числа избирателей в округе (если в округе зарегистрировано менее 100 тысяч избирателей – не менее 1 тысячи подписей).
Результаты выборов в одном федеральном избирательном округе определяются ЦИК, а в одномандатных округах - окружными избирательными комиссиями. Общие результаты выборов устанавливаются и публикуются ЦИК. Вновь избранная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после выборов (если Президент Российской Федерации не созывает собрание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва Полномочия Государственной Думы предыдущего созыва прекращаются.
Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены Президентом Российской Федерации в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):
1. после трехкратного отклонения кандидатов, представленных Президентом Российской Федерации на должность Премьер-министра Российской Федерации (часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации);
2. в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству Российской Федерации (часть 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
3. в случае единовременного отказа в доверии Правительству Российской Федерации при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства Российской Федерации (часть 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации).
Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не обходится без альтернативы: Президент Российской Федерации также может объявить об отставке Правительства Российской Федерации. Конституция устанавливает и ограничивает роспуск Государственной Думы: даже при наличии таких оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (часть 3, статья 92, часть 3-5 статьи 109 Конституции Российской Федерации). Федерация):
1. в течение первого года после ее избрания;
2. с момента предъявления обвинения Президенту Российской Федерации (в порядке снятия последних с должности) до принятия Советом Федерации соответствующего решения;
3. в период военного или чрезвычайного положения на всей территории России;
4. в течение шести месяцев до истечения срока полномочий Президента Российской Федерации;
5. исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации или ЦИК назначит досрочные выборы, чтобы вновь избранная Дума начала свою работу не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.[14]
Конституция Российской Федерации содержит только отправные точки относительно состава и формирования Совета Федерации - верхней палаты Государственной Думы. Он представляет все субъекты Российской Федерации на паритетной основе: два представителя, один от представителя, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации, число членов Совета Федерации составляет 178).
Работой Совета Федерации и Государственной Думы руководят председатели палат и их заместители, избираемые на заседаниях палат. Внутренняя структура (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурных правил палаты определяется независимо, в частности, в положениях, принятых каждой палатой.
Таким образом, законодательная власть - это государственная власть, делегированная населением своим представителям, осуществляемая коллективно путем принятия законодательных актов, а также мониторинга и контроля аппарата исполнительной власти, в основном в финансовой сфере.
Законодательная власть осуществляется выборным (иногда частично назначенным) парламентом (фр. Parler – «говорить») – высшим представительным органом государства. Парламент обычно состоит из двух палат: верхней и нижней. Двухпалатная структура, как уже упоминалось, защищает парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты дольше, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной предел, реже обновляются и формируются на основе косвенных (косвенных) выборов. В большинстве стран только нижние камеры подлежат раннему роспуску.[15]
Судебные органы
Органы, которые отправляют правосудие, играют особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он является арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, а не законодательная или исполнительная власть осуществляет правосудие. Это гарантирует независимость суда, прав и свобод граждан и государства в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает своего рода арбитром в процессе законотворчества (чего не было в советские времена). Таким образом, суд действует как «сдержка и противостояние» против двух других ветвей власти. Более того, суд обладает определенными преимуществами перед законодателем в скорости приведения закона и порядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, ссылаясь на толкование Конституции и закона, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Это прежде всего экстремальные, исключительные ситуации, особенно в процессах, которые обеспечивают распределение и баланс двух других ветвей власти, что в конечном итоге гарантирует верховенство закона и справедливость в обществе.
Следует отметить, что в советском обществе суд рассматривался только как орган, призванный защищать социалистическое общество, государство и граждан от противоправных действий, а ответственность государства перед своими гражданами не была должным образом оценена. Прерогативы суда ограничивались точным применением норм, и суд не имел права устранять даже очевидные недостатки изданных подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.
Существенная особенность судебной власти, которая определяет ее справедливость, заключается в особом порядке (методах) осуществления. Это сводится к тому, как писал выдающийся российский государственный деятель Б. Н. Чичерин, придерживаясь одинаковых весов для обеих сторон, анализируя права и требования каждой из них и, наконец, решая их приговор. Отсюда и такие признаки судебной власти, как прозрачность, конкуренция, независимость и коллегиальность.
Таким образом, судебная власть является специфической независимой ветвью государственной власти, которая осуществляется посредством публичного, состязательного, обычно коллегиального рассмотрения и разрешения споров о праве в судебных заседаниях. Роль судебной власти в механизме разделения властей заключается в сдерживании двух других полномочий в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над этими ветвями власти. Система органов правосудия может состоять из судебных органов, действующих в сфере конституционной, общей, экономической, административной и других юрисдикций.
Исполнительные органы
В отличие от законодательной власти, которая имеет первичный, доминирующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.
Это, кстати, следует из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» – «служить»; «ministrare» – глагол, образованный от «ministris») «слуга», родительная форма от база "минус" – "минус"). Корень «минус» указывает на то, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней находится кто-то, кто принадлежит к падению. Задачи администрации остаются неизменными по своему характеру и заключаются в выполнении поручений, данных ей носителями власти, и соответственно в решении частных вопросов.[16]
Исполнительная власть подчиняется закону. Все действия и действия соответствующих органов основаны на законе, не должны противоречить ему и направлены на реализацию закона. Отсюда и их имя – исполнитель.
Существенными чертами исполнительной власти являются ее универсальный и объективный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть и ее органы действуют постоянно и повсеместно, на всей территории государства. В этом их отличие от законодательных и судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная ветвь власти, в отличие от законодательной и судебной ветвей, имеет различное содержание, поскольку она опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент для продвижения по службе и систему стимулов. В руках исполнительной власти находится очень грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации и судей. Среди этих сил особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности и полиции.
Эти особенности, и особенно содержательный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможного узурпации всей государственной власти исполнительными органами. Эффективные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности со стороны как законодательной власти (посредством разработанного законодательства – правовых законов), так и судебной власти (посредством судебного контроля и конституционного надзора) имеют здесь чрезвычайно важное значение.
Итак, исполнительная власть является вторичной подчиненной ветвью государственной власти, которая носит универсальный, предметный и организационный характер и направлена на обеспечение реализации законов и иных актов законодательной власти.
Исполнительная власть осуществляется государством через правительство (президента) и его местные органы. Правительство (президент) осуществляет высшее политическое руководство и общее руководство делами общества. Государственная власть может быть прерогативой одного человека (в президентских республиках) или коллегиального органа.
Наиболее значимые решения, которые влекут за собой правовые последствия и ответственность за их реализацию, издаются правительством в виде нормативных актов. Помимо самого регулирующего органа, правительство может иметь право издавать акты делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран имеют право инициировать законодательство и могут оказывать решающее влияние на законодательный процесс.
Как правило, правительство несет солидарную ответственность за свою политику и управленческую деятельность. Отказ в доверии правительству выражается в строгой правовой форме и в особой парламентской процедуре. Вотум недоверия ведет к отставке правительства и, как правило, к его замене новым. Однако побежденное правительство (для того, чтобы сбалансировать полномочия) может без отставки прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палате) и проведению досрочных всеобщих выборов.