Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика органов государственной власти
1.1. Понятие органов государственной власти
1.2. Принципы деятельности органов государственной власти
Глава 2. Виды органов государственной власти
2.1 Классификация органов государственной власти
Существуют следующие характеристики государственного органа: юридически организационно и экономически определенный; иметь собственную структуру; имеет государственную власть; государственные гражданские служащие действуют от имени всего государства; предоставление полномочий в конкретной сфере общественной жизни с учетом цели и места в государственном механизме; выполнение строго определенных государственных функций и задач; иметь право издавать правовые акты; наличие необходимых материальных ресурсов; осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; тесное взаимодействие с другими государственными органами.
1.2. Принципы деятельности органов государственной власти
Принципы являются основными принципами, идеями, которые лежат в основе организации государственных органов и которым они должны следовать в своей деятельности. [6]
Принцип и принцип, согласно которому он должен соблюдаться, соблюдаться, а также принципы организации и функционирования государственного аппарата конкретного государства закреплены в его Конституции и соответствующих законах об отдельных ветвях власти, отдельных системах государства. механизм: законы о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, а также прокуратура. Некоторые из этих принципов четко сформулированы в законах, в то время как другие выводятся из законов путем некоторого обобщения, индуктивно.
Принципы организации и деятельности органов государственной власти:
1. Принцип территориальности является основой для организации системы органов
2. Принципы иерархии
3. Принципы централизма или децентрализма
4. Принципы избираемости и назначаемости противоположны по своей сути.
5. Принципы коллегиальности и единоначалия
6. Принципы прозрачности, открытости или секретности
7. Принцип законности в организации и деятельности государственных органов[7]
Далее мы рассмотрим общие принципы, касающиеся, так или иначе, механизма государства:
1. Принцип территориальности является основой для организации системы органов;
Государство является территориальной организацией, его власть и суверенитет распространяются на определенную территорию, которая делится на территориальные единицы.
Согласно этим единицам, как уже отмечалось, население, подведомственное государству, разделено, но система государственных органов сама связана с этими единицами, каждый орган действует в определенном территориальном пространстве, выделенном административно-территориальными единицами, и это касается не только местным органам, но и низовым федеральным органам.
2. Принципы иерархии;
Государство представляет собой единый, целостный механизм его органов, такое единство дается по принципу иерархии, а именно, что органы государства находятся в системе механизмов разных уровней, некоторые органы власти подчиняются другим, решения вышестоящих органов обязательны на нижнем.
Иерархия проявляется по-разному в разных частях системы государственных органов. Одно дело иметь иерархию в органах исполнительной власти, прокуратуре и армии, и совсем другое - иметь иерархию в системе представительных или судебных органов.
3. Принципы централизма или децентрализма;
Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных органов проявляются в том уровне, на котором принимаются решения - принимаются ли они центральными органами и, в силу иерархии, нижестоящие органы только их исполняют, или важные решения также принимаются территориальные органы местного самоуправления с учетом местных условий.[8]
В зависимости от степени независимости территориальных органов при принятии решений может преобладать централизм или децентрализм. Здесь важен оптимальный баланс централизма и децентрализма. первый дает определенное единство государственной политике, последний способствует развитию инициативы нижестоящих органов и учитывает местные условия.
Централизм может быть объявлен бюрократическим или демократическим, когда решения центральных органов власти принимаются с учетом общественного мнения, местных представительных и исполнительных органов или с их прямого согласия.
4. Принципы избираемости и назначаемости противоположны по своей сути;
Первый отражает демократические, а второй - бюрократические принципы при формировании государственных органов; оба эти принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма.
5. Принципы коллегиальности и единоначалия;
Первый выражает демократическое, второй - это бюрократическое начало, различные органы в силу их специфики, свойственной различным принципам, законодательным и судебным органам, характерным для коллегиальности, а другие, такие как прокуроры и особенно военные власти, Министерство внутренних дел, единоначалие.[9]
6. Принципы прозрачности, открытости или секретности;
Первый принцип, конечно, присущ демократическому государству, второй - недемократическому, бюрократическому государству, но даже в демократическом государстве деятельность определенных органов или определенные аспекты их деятельности не являются публичными и открытыми, например, вопросы государственной тайны, следственные секреты.
7. Принцип законности в организации и деятельности государственных органов;
Принцип законности в организации и деятельности органов государства заключается, во-первых, в том, что в государстве существуют органы в соответствии с Конституцией и другими законами, и во-вторых, в том, что эти органы создаются в порядке, установленном Законы и в-третьих, что все органы власти действуют в рамках своей компетенции, решения принимаются на основании закона и в порядке, установленном законодательством.
Другой автор, например А. Б. Венгеров, определяет, что принципы организации и деятельности государственного аппарата являются основополагающими принципами, идеями, определяющими характер функционирования и развития государственного аппарата в целом.
Современное государство и государственный аппарат основаны на принципах, к которым применяются следующие требования:
1) нормативность, что означает, что она закреплена в законодательстве (прямом или косвенном) и обязательна при создании государственных органов;
2) согласованность, то есть множественные взаимоисключающие принципы не допускаются;
3) Полнота, в соответствии с этим, наиболее важные условия формирования и осуществления деятельности государственных органов устанавливаются заранее;
4) независимость, возможность дублирования нескольких принципов не допускается.
Существуют также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общий и частный.
Общие принципы распространяются на весь государственный механизм и делятся на общественно-политические и организационные.
Социально-политические принципы, в свою очередь, включают в себя:
1) разделение властей. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная;
2) демократия. Демократия (греч. Demos-people, kratos-power) - демократия. В соответствии с этим принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и осуществлять контроль над существующими государственными органами;
3) публичность. Содержание этого принципа включает необходимость достаточной осведомленности общественности, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается их законных прав и интересов;
4) законность - строгое и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами правовых норм и законов;
5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и умений научного подхода к управленческой деятельности, являются очень сложными и конкретными;
6) гуманизм - принцип, призванный обеспечить приоритетность прав и интересов человека и гражданина при осуществлении деятельности государственного аппарата;
7) национальное равенство, согласно которому любому человеку, независимо от национальности, расы, религии и т. Д., Предоставляется возможность занимать государственные должности и на равных условиях;
8) федерализм - принцип, устанавливающий равенство государственных органов государственных субъектов с федеральными государственными органами.[10]
Организационные принципы включают в себя:
1) иерархия;
2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;
3) ответственность государственных органов за принятые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное выполнение должностных обязанностей в сфере предоставленных полномочий;
4) сочетание коллегиальности и единоначалия при принятии решений;
5) соотношение отраслевых и территориальных принципов управления.
Частными принципами организации и функционирования государственного аппарата являются те, которые влияют только на определенные органы государственного механизма.
Таким образом, анализ принципов работы органов государственной власти показал следующее. Принципы являются основными принципами и идеями, которые составляют основу организации государственных органов и которым они должны следовать в своей деятельности.
Основными принципами государственной власти являются: принцип территориальности является основой системы органов организации; принципы иерархии; принципы централизма или децентрализма; принципы избрания и назначения противоположны по своей сути принципам коллегиальности и неделимой власти; принципы прозрачности, открытости или секретности; Принцип законности в организации и деятельности органов государства.
Глава 2. Виды органов государственной власти
2.1 Классификация органов государственной власти
Государственный орган является структурным элементом государственного аппарата, наделенного властью, выполнение которой обеспечивается принудительной силой государства.
В зависимости от характера осуществляемых полномочий государственные органы группируются в определенные структурные единицы. В связи с этим органы государственной власти классифицируются как органы государственной власти, органы исполнительной власти, судебные органы и органы прокуратуры.[11]
Государственные органы также могут быть классифицированы по предмету образования. В этом случае они делятся на представительные органы и органы, образованные другими государственными органами.
В первом случае государственные органы избираются непосредственно населением, например, Федеральным Собранием Российской Федерации. Во втором случае они создаются соответствующими государственными органами. Это правительство, министерства, комитеты, руководство и т. Д. По структуре или методу организации они подразделяются на простые и сложные. Простые не имеют внутренних подразделений. Примером является нотариус. Сложные, с другой стороны, имеют соответствующую организацию. К ним относятся: Государственный юридический департамент при Президенте Российской Федерации, министерства и ведомства и другие.
В зависимости от территориальной сферы деятельности государственные органы делятся на федеральные, региональные и территориальные органы.
По характеру своих полномочий они могут быть разделены на органы общей компетенции (Совет Министров Российской Федерации) и органы специальной компетенции (Министерство внутренних дел).
В соответствии с порядком осуществления компетенции государственные органы делятся на коллегиальные (Федеральное Собрание Российской Федерации) и односторонние (Президент Российской Федерации).
Компетенция государственного органа, определенная в соответствии с Конституцией Российской Федерации предметными областями (сфера охвата, круг вопросов, подлежащих решению), соответствующая сфера полномочий и пределы полномочий государственного пластического воспитания.[12]
Строго говоря, в компетенцию государственного органа входят: полномочия государственного органа, предмет и основные виды деятельности или функции этого органа. В узком смысле компетенция государственного органа часто отождествляется с его полномочиями. Компетенция органа публичной власти определена в Федеральной конституции и федеральных законах, а компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательства субъектов Российской Федерации, соответствующей Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Компетенция государственного органа подразумевает исчерпывающее определение круга ведения такого органа, границ и областей его деятельности, а также указание на принятые им правовые акты. Данная процедура определения компетенции призвана исключить возможность злоупотребления властью тем или иным органом или вторжения в сферу деятельности других органов. В то же время определение компетенции публичного органа юридически узаконивает независимость этого органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.