ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 521
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
циклами.
При этом, с одной стороны, мистико-ориентированная («экзотическая») профориентация все-таки имеет право на существо-вание, поскольку реально помогает определенным группам населения, например больным, отчаявшимся людям, которые нуждаются не столько в деловых советах, основанных на учете реальных обстоятельств, сколько в простом человеческом участии в их судьбе, во многом основанном на надежде... Но с другой стороны, такая помощь предполагает и некоторый отход от научных традиций психологической практики, основанной на большем учете реальности и большем уважении к личности клиента, когда важные жизненные выборы он принимает осознанно и самостоятельно. Существует даже определенная закономерность: если общество находится в кризисном положении и число отчаявшихся людей резко возрастает, то больший расцвет получают такие направления практической психологии, которые больше основаны на вере, на успокаивании клиента, на формировании у него способности «взглянуть на ситуацию иначе» вместо того, чтобы попытаться преобразовать эту ситуацию. Подобные закономерности отмечаются и в профориентации, связанной в сознании обывателя с планированием жизни, с судьбой, с предназначением. Даже среди людей, успешно занимающихся профориентацией, большинство опираются не столько на научную традицию, сколько на обычное человеческое обаяние, жизненный опыт и полумистические методы, больше основанные на очаровывании клиента и внушении ему веры в успех.
Заметим, что это та реальность, с которой приходится считаться и которая, как это ни парадоксально, вполне соотносится с социально-экономической и духовной ситуацией, сложившейся в современной России. По сути, невнимание нынешних властей к профориентации провоцирует искать иные подходы в оказании помощи самоопределяющимся людям, и здесь, как говорят, свято место пусто не бывает: появляется дилетантизм и «психологическое шарлатанство», когда сложнейшие жизненные вопросы решаются с опорой не на прогноз развития общества и закономерности личностного развития человека, а на потребности сегодняшнего дня и на сиюминутные восторги клиентов от общения с таким многоопытным, очаровательным и убедительным
консультантом.
В целом же приходится с сожалением констатировать, что ни
зарубежный, ни отечественный опыт в необходимой мере пока еЩе не изучен. Хотя можно предположить (и для этого есть осно-
' Прнжникона 193
вания), что этот зарубежный и отечественный опыт может oi заться весьма полезным не только в плане ценных находок, кс рые можно было бы использовать, но и в плане анализа разно, разных ошибок и просчетов, зная которые можно было бы ., повторять их в будущем. И еще неизвестно, какой опыт важнее,1!
Вопросы для самопроверки
-
Что такое методика как «внутреннее средство» и методика как «вне
нее средство» профессиональной деятельности психолога? -
Может ли лекция рассматриваться как активизирующая процел
Почему? -
В чем состоит ограниченность тестологического подхода в щ
ориентации? -
В чем заключаются преимущества и недостатки организацией
управленческой стратегии? -
Что такое проблема методических предпочтений в отечествен?
профориентации? -
Какие именно изменения произошли в организации и проведе*
профориентационной работы за период с середины 1980-х гг. по нас
щее время?
Рекомендуемая литература
Веселова В. В. Билет в будущее // Знание. Сер. «Педагогика и психе гия». — 1990. — № 1.
Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьер Под ред. С.Н.Чистяковой. — М, 1998.
Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуавд задачи, карточные методики. — М., 1991.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.!
М.; Воронеж, 1996. \
Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. 1 М., 1989.
Глава 7
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПРОФОТБОРА
7.1. Понятия: профессиограмма и психограмма. Типы профессиограмм
Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.
В самом общем виде профессиограмма — это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами — ПВК.
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие — системная профессиограмма (по Е.М.Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).
На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М.Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:
информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе Для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва-
ли у них интерес);
195
ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда ; организуются на основе сопоставления реальной работы данног человека или рабочей группы с требуемыми эффективными of разцами организации трудовой деятельности);
конструктивные профессиограммы (служат для совершенством ния эргатической системы на основе проектирования новых оЕ разцов техники, а также для подготовки и организации труда са мого персонала);
методические профессиограммы (служат для подбора адекватнь методов исследования данной эргатической системы, т.е. направ лены на рефлексию и последующую организацию труда самог специалиста, составляющего профессиографическое описан! конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организ ции собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, кие профессиограммы уместнее было бы назвать методологич* скими);
диагностические профессиограммы (их цель — подбор метод* для профотбора, расстановки и переподготовки кадров; напр^ мер, организация работы по схеме составления аналитической пр фессиограммы, где сначала профессия исследуется на нормат* но-описательном, технологическом уровне, а затем все это пер водится на язык необходимых для успешной работы ПВК, которых и подбираются соответствующие психодиагностичен методики).
7.2. Различные варианты составления профессиограм!
А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие о с н о в н \ виды профессиограмм по их содержанию структуре:
комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю.В.Кс ловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (с циальных, технических, экономических, медико-гигиеничес* и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критер! оценки результатов и т.п.;
аналитическая профессиограмма (по Е.М.Ивановой), где крываются не отдельные характеристики компонентов професс* а обобщенные нормативные показатели профессии и показа психологической структуры профессиональной деятельности. П| этом специально анализируются: объективные характеристики и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволь выделять ПВК, соответствующие данным задачам;
психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Га беру), где выделяются: 1) описание внешней картины труда,
довое поведение — фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда — типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика);
«модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаври-лову). Сам психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов В.Г., 1987);
«задачно-личностный модульный подход» к профессиографирова-нию (см.: Маркова А. К., 1996, с. 23 — 24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.
А.К.Маркова перечисляет основные требования к профессиограмм е:
-
четкое выделение предмета и результата труда (на что на
правлены главные усилия человека); -
выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а
описание целостной профессиональной деятельности; -
демонстрация возможных линий развития человека в дан
ной профессии;
196
197
-
показ возможных перспектив изменения в самой профес-»
сии; -
направленность профессиограммы на решение практиче
ских задач (профессиограмма как основа профотбора, профессио
нального обучения, рационализации труда и др.); -
выделение и описание различных некомпенсируемых про*
фессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех ка-!
честв, которые могут быть компенсированы.
7.3. Общая схема профотбора. Профотбор и профподбор
Для лучшего понимания того, что является корректным npocl отбором, важно уточнить понятие «аналитическая профессией! грамма». Е.М.Иванова отмечает, что аналитическая профессис грамма — это «построение операторной структуры деятельно сти субъекта труда через анализ основных нормативных показа телей операционально-технологической структуры труда, чаемых как система нормативно-ориентирующих признако! организующих исполнение операционально-технологическ* действий субъекта труда», и предлагает следующий порядок построения. Или другими словами: аналитическая профессис грамма — это выделение и описание ПВК работника на осне вании предварительного операционально-технологического из> чения данной профессиональной деятельности. Или еще прощй аналитическая профессиограмма — это построение психограм| мы на основе предварительного профессиографирования.
Аналитическая профессиограмма включает в себя:
-
анализ операционально-технологической структуры труд
(выделение цели, задач и нормативно-ориентирующих признаке
выполнения задачи); -
анализ психологической структуры деятельности само!!
субъекта труда (выделение психологической цели по каждой вь
деленной задаче, определение психологической характерна
ки действия по выполнению задачи, выделение психология^
ских качеств, обеспечивающих выполнение соответствующе
задачи).
В итоге выделяются профессионально важные качества (ПВ1 и уже для них подбираются конкретные методики для профот ра на данную специальность.
Заметим, что такая работа должна проводиться для каждо! трудового поста, а психодиагностические средства должны соде