ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 504
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
212
иных профессий и конкретных работников) должны самые авторитетные и квалифицированные люди данного государства.
Еще в древности Платон в своем труде «Государство» отмечал, чТо обществом должны управлять «философы сверхэлиты», опирающиеся на свой разум и мудрость, в основе которых и лежит «справедливость». Справедливость понимается им как «здоровая часть души», тогда как несправедливости «полагается быть в рабстве у господствующего начала... она смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество, — словом, всяческое зло». К сожалению, часто даже образованный человек, оказавшийся у власти, демонстрирует свои далеко не самые лучшие качества, особенно в эпохи, когда идея «продажности» становится чуть ли не основой сущностных человеческих отношений.
Отсюда возникают следующие вопросы: кого именно считать «сверхэлитой» (мы бы сказали, подлинной элитой!), способной разобраться в столь сложном вопросе? Как отличить подлинную элиту от псевдоэлиты? Сама тема элиты, элитарности остается одной из самых малоразработанных не только в психологии, но и в культуре в целом. В самом общем плане под элитой можно понимать людей, для которых важнейшим смыслом жизни является утверждение идеи достоинства человека в достойном обществе. Элита по сути призвана разгребать тот культурологический мусор, который накапливается цивилизацией, аккумулировать энергию этого мусора (т.е. энергию нерешенных проблем производства и обыденной жизни большинства людей) и использовать ее для перевода общества на новый уровень своего развития. При этом подлинная элита должна быть скромной, но главное — способной на страдания и лишения во имя такой благородной цели, страдания, на которые не способны ни большинство обычных людей, ни так называемая псевдоэлита, лишь внешне имитирующая свою сопричастность историческим процессам (см.: Пряж-ников Н.С., 20006).
Удивительным образом ближе всех именно психология труда и особенно профессиографирование приближаются к этой важнейшей культурологической проблеме. Однако колоссальная сложность данной проблемы не позволяет решить ее силами только лишь психологии — это реально комплексная проблема. Но при этом именно психологи труда могли бы постепенно становиться
инициаторами координации усилий разных специалистов в выполнении столь благородной миссии. И в основе решения данной проблемы должна находиться идея справедливости, идея развития и поддержания «чувства собственного достоинства» тех лю-дсй, которые действительно способствуют развитию производства, приумножению общественного благосостояния и которые достойны на более справедливую оценку своего труда.
213
Конечно, данная проблема должна стать предметом размьц лений и обсуждений самых широких слоев общества. Причем на чинать такие размышления полезно еще со школьной скамьи (е даже не с еще раннего возраста). Для того чтобы как-то оптимизи! ровать такие размышления в психолого-педагогической рабе предлагается специально разработанная нами игра-дискуссия «3 работная плата работников (сокращенно — ЗПР)» (см. приложе ние 5).
Вопросы для самопроверки
-
Почему возникла необходимость разработки схемы анализа nj
фессий, когда уже имелся вариант традиционной «Формулы про(]
сии»?
-
Что такое «аналитическая профессиограмма»?
-
Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использоваш
технологии аналитического профессиографирования в работе со школ
никами?
Рекомендуемая литература
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея тельности. — М., 1980.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Рс тов н/Д, 1996.
Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человечен го достоинства. — М., 2001.
Глава 8
ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И
ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта
Иногда перед психологами возникает интересный вопрос: чем они как специалисты принципиально отличаются от «психологов-любителей»? Возможно, с постановки этого вопроса и начинается настоящее развитие профессионала.
Примером эффективной профориентационной помощи «психолога-любителя» может быть помощь матери в выборе профессии сыну или взаимная помощь одноклассников друг другу в информировании о профессиях и учебных заведениях, в морально-эмоциональной поддержке и даже в трудоустройстве и т. п.
И все-таки можно выделить основные отличия психолога-специалиста от «психолога-любителя»:
-
специалист имеет теоретическую базу. Его знания система
тизированные, обобщенные, и, кроме того, у специалиста посте
пенно вырабатывается особый стиль мышления. Любитель может
похвастаться, что «прочитал всего З.Фрейда», и даже привести
красивые примеры из его книг, но суть 3. Фрейда он, скорее все
го, не понял, так как он не знает других корифеев психологии и
поэтому ему сложно оценить роль З.Фрейда в психологии и во
всей культуре; -
психолог-профессионал использует специальные средства —
методики, которые расширяют возможности психолога, а иногда
и подстраховывают его, например, когда психолог просто устает
(любитель часто опирается на свое природное обаяние и жизнен
ный опыт); -
психолог-специалист формирует чувство ответственности.
Любитель обычно берет всю ответственность «на себя», а задача
психолога более сложная — сформировать чувство ответственно
сти у самоопределяющегося подростка; -
психолог-специалист включен в профессиональное сооб
щество, и у него развиваются профессиональное самосознание и
самоуважение. «Психолог-любитель» обычно лишен стабильных кон
тактов с психологами и «варится в собственном соку» (даже если
самостоятельно увлекается психологией и читает психологиче
скую литературу). Включение в сообщество (в «профессиональ
ную тусовку») позволяет психологу-специалисту обмениваться
опытом с коллегами (особенно в неформальном общении), быть
215
в курсе методических новинок, а также получать морально-эмс циональную поддержку в случае неудач на работе;
-
специалист имеет диплом и различные сертификаты, под
тверждающие его квалификацию, чего лишен любитель. Заметил
что для многих клиентов важно, чтобы с ними работал «диплс
мированный» специалист; -
психолог-специалист обладает особым профессиональнь
тактом, развитой профессиональной и человеческой нравстве*
ностью, суть которой состоит в том, чтобы не лишать человек
права быть субъектом своих выборов. Любители в большинст
случаев демонстрируют тем людям, которым они помогают, ее
ственную уверенность и напористость, их позиция: «Будь cnoKq
ен! Положись на меня!»; -
настоящий специалист способен к саморазвитию (даже
специально организованных «переподготовок» и «учеб» за сч((
организации); -
психолог-профессионал способен к самосохранению, т.|
он обладает профессиональной психогигиеной труда, которой,!
сожалению, специально почти не обучают в вузах; -
профессиональный психолог имеет иммунитет против н|
научных, популистских методов, например против использовав
в работе с клиентами методов астрологов и гадалок. Хотя иногда, установления доверительного контакта с «астрологически-орие» тированными» клиентами было бы неплохо продемонстрировав свои знания в этих областях (например, как бы невзначай заяв* что читали книги такого-то авторитета и были на лекциях таког то), но только для того, чтобы потом перевести профконсульт цию в русло научно-практической традиции.
Для понимания того, кем является «настоящий профконсул тант», можно обратиться к понятию «модель специалиста». А. К. Maj кова выделяет следующие составляющие «модели специалис а) профессиограмму деятельности специалиста; б) профессий нально-должностные требования (ПДТ); в) квалификационно профиль (требования по разрядам, категориям).
При построении «модели специалиста» выделяют же следующие варианты модели:
-
модель реально действующего, «готового» специалиста,
торая включает в себя: а) модель деятельности специалиста (г
выделяются цели, задачи, действия, операции) и б) модель л!
ности специалиста (где выделяются профессионально важные :
чества — ПВК); -
модель подготовки специалиста. Такие модели могут бь
очень разнообразными в зависимости от опыта обучающегося
переобучающегося) специалиста.
Заметим, что традиционно когда психологи говорят о cnei алисте такой-то профессии, то больше внимания обращают i
216
на его качества. У психолога обычно выделяют: коммуникативность, психическое здоровье, знание своего дела, жизненный опыт и даже остроумие (по оценкам и пожеланиям многих студентов). Цо если бы профотбор на профессию «психолог» осуществлялся только по этим качествам, то, скорее всего, такой человек, как 3. Фрейд, известный своим неуживчивым характером, был бы сразу ^е «забракован».
Таким образом, есть, видимо, что-то гораздо более важное, чем просто «необходимые качества». Для целого ряда творческих профессий важны мировоззренческая позиция, способность находить смысл в данной профессиональной деятельности, наконец, готовность совершить в рамках данной деятельности личностный поступок, будь то научное открытие или воля для противодействия профессиональным стереотипам. Особенно это относится к гуманитарным профессиям, включая и профессию психолога-практика.
При рассмотрении вопроса, каким должен быть специалист по профессиональному самоопределению, можно обратиться к проблеме «имиджа психолога-профконсультанта». Можно поставить вопрос так: должен ли психолог-профконсультант быть «узнаваемым» по каким-то специфическим признакам? Скорее, да, так как это творческая профессия (а «творцы» любят выделяться, им это помогает в работе), сам образ также способствует решению проблемы клиента (устанавливается большее доверие, клиент не тратит время на выяснение того, «настоящий» перед ним психолог или «ненастоящий»).
Следующий вопрос: какие признаки (или какое поведение) определяют «имидж» «настоящего» профконсультанта? Многое зависит от того, что это за психолог: а) если он всего лишь «делает деньги», то должен нравиться своей клиентуре (как, например, это делают многие «целители» и «психотерапевты»), для этого желательно уметь выглядеть «экстравагантным»; б) если проф-консультант работает в организации или на фирме, где свои правила поведения и одежды, то придется соответствовать этим пра