Файл: Предмет, метод предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Источники предпринимательского права

Источники предпринимательского права - формы выражения и внешнего закрепления норм и принципов права, регулирующих от­ношения в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

– нормативные правовые акты;

– иные источники3.

Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме компетент­ными правотворческими органами и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Он может быть как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на конкретно уста­новленный срок, определяемый точной датой или наступлением того или иного события4.

Система нормативных правовых актов в себя включает:

  1. законы (законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации).

Законы - нормативные правовые акты, принимаемые высшим представительным органом государственной власти либо непосред­ственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регули­рующие, как правило, наиболее значимые общественные отношения1.

Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся правовой основой отечественного законода­тельства, все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.

Законы Российской Федерации принимаются в виде:

– законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

– федеральных конституционных законов (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»);

– федеральных законов (в том числе кодексов), например: ГК РФ (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017), часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017), часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017), часть четвертая от 18.12.2006 № 230- ФЗ (ред. от 01.07.2017)); НК РФ (часть первая от 31.07.1998 № 146- ФЗ (ред. от 18.07.2017), часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017); федеральные законы от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от

– «О рынке ценных бумаг», от 21.11.2011 № 325-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об организованных торгах»; от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок това­ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и т. д.


К числу законов относятся также конституции республик, вхо­дящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, а также законы, принимаемые законодатель­ными органами субъектов Российской Федерации.

Например, Закон Вологодской области от 01.05.2006 № 1446-03 (ред. от 28.10.2016) «О регулировании градостроительной деятель­ности на территории Вологодской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 19.04.2006 № 23 8);

2) подзаконные акты (акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов испол­нительной власти).

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты органа го­сударственной власти, имеющие более низкую юридическую силу и издаваемые на основе и во исполнение законов1. Они могут конкрети­зировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нор­мы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Подзаконные акты подразделяются:

– на акты Президента Российской Федерации, например: ука­зы Президента Российской Федерации от 03.07.1995 № 662 (ред. от 16.10.2010) «О мерах по формированию общероссийской телеком­муникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации», от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверж­дении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»;

– акты Правительства Российской Федерации, например: поста­новления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 221 (ред. от 16.11.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти на железнодорожном транспорте» (вместе с «Положением о ли­цензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транс­портом пассажиров», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов», «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятель­ности применительно к опасным грузам на железнодорожном транс­порте»); от 23.01.2006 № 32 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»;

– акты федеральных органов исполнительной власти (так назы­ваемые ведомственные акты). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009;

– «Об утверждении Правил подготовки нормативных пра­вовых актов федеральных органов исполнительной власти и их го­сударственной регистрации»2 нормативные правовые акты феде­ральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и по­ложений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и теле­грамм не допускается». Например: Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и тре­бований к оформлению документов, представляемых в регистриру­ющий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хо­зяйств» (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139); Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимо­нопольной службы по исполнению государственной функции по воз­буждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного зако­нодательства Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 № 25125); Приказ Торгово-промышленной пала­ты Российской Федерации от 18.10.2005 № 76 (ред. от 08.11.2013) «О Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации».


– Иные источники предпринимательского права. К иным источ­никам права относят международные договоры, обычаи, акты офици­ального толкования правовых норм, локальные акты хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмо­тренные законом, то применяются правила международного договора.

Международный договор - нормативный правовой акт, регули­рующий отношения Российской Федерации с иностранным государ­ством или международной организацией. Например: Конвенция о до­говоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заклю­чена в г. Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983); Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах между­народной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980, вместе со Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи); Принципы междуна­родных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) (1994 г.); Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заклю­чена в Оттаве 28.05.1988).

Обычаи - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо об­ласти предпринимательской или иной деятельности, не предусмо­тренные законодательством правила поведения, как зафиксированные в каком-либо документе (опубликованные в печати, изложенные в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоя­тельства, засвидетельствованные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующие независимо от такой фиксации1. Обычаи, противоречащие основным началам гражданско­го законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ). Обычаи широко исполь­зуются во внешнеторговом обороте (ст. 9 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров), в морских перевозках (ст. 129, 138, 285 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ .

Наиболее распространенными в международных экономических отношениях являются обычаи2, систематизированные и унифици­рованные Международной торговой палатой, Международные пра­вила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 г., 2010 г.3, Унифицированные правила по инкассо (вступили в силу с 01.01.1996), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредити­вов (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994)4.


Обратим внимание, существует точка зрения, что Международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс» являются не обычаем, а деловым обыкновением, применяемым при условии, «если на них (правила) сделана прямая ссылка в контракте, а в нем не предусмотрено иное, чем в тексте Инкотермс»5.

Акты официального разъяснения действующих правовых норм (акты толкования Конституции Российской Федерации Консти­туционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения и обзоры практики Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и др.). Данные акты не относятся к официальным источникам права, однако имеют большое значение в обеспечении единообразного применения зако­нов в судебной практике.

Локальные акты, издаваемые хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности (на­пример, устав организации, положение о филиале, приказ о коммер­ческой тайне и т. д.).

В целом стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательской деятельности совершенствуется и изменяется достаточно быстро. Данные обстоятельства обуславливаются тем, что предприниматели, в целях улучшения своей производительности, получения большей прибыли, совершенствуют свою деятельность, разрабатывают различные способы взаимодействия, что, в правовом и демократическом государстве, должно подкрепляться на законодательном уровне.

2.3. Связь предпринимательского права с нормами иных отраслей российского права

В праве наблюдаются определенные связи между отдельными его элементами, институтами, отраслями. Часто можно обнаружить, что одна и та же норма является звеном разных отраслей права. Этим обусловлено наличие схожих черт и связь предпринимательского права с нормами базовых отраслей права. Отрасль права представляет собой сложное нормативное образование.

Во–первых, это волевое образование, которое является выражением определенной формы общественных отношений и существует в виде обособленных связанных между собой групп юридических норм.

Во–вторых, основанием для выделения данной группы юридических норм в тут или иную отрасль права выступают не только общественные отношения определенного типа, но также метод или способ их функционирования.


Иначе говоря, речь идет о предмете и методе правового регулирования. Отрасли права, выделенные по предмету и методу правового регулирования, составляющие главный элемент российской правовой системы, подразделяются на три основные группы:

1) профилирующие, базовые отрасли, которые охватывают своим регулироваием основные правовые режимы; из них следует выделить и расположить над всей системой отраслей действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право; соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно–процессуальное, уголовно–процессуальное право;

2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к отдельным сферам общественной жизни: трудовое право, земельное право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно–исполнительное право;

3) комплексные отрасли, для которых характерным можно назвать соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: торговое право, право прокурорского надзора, морское право. В настоящее время формируются своеобразные сферы комплексного характера, юридически опосредующие новые «слои социальности» (экологическое право, информационное право, предпринимательское право) и, более того, нарастает тенденция их перерастания в основные отрасли[27]. Представляется, что она в значительной мере относится к предпринимательскому праву.

С этих позиций представляются актуальными сделанные еще в послевоенные годы выводы В.К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трем условиям: «Во–первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному, специфическому кругу общественных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, следовательно, и предметное единство. Во–вторых, регулируемый такой совокупностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В–третьих, образующий такую совокупность нормативно–правовой материал должен обладать достаточно обширным объемом»[28].

В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм. Из этого следует неоспоримая тесная связь норм права с отраслями права. Количество публично–правовых норм, применяемых для регулирования предпринимательской деятельности, достаточно обширно. Это способствует усложнению правового регулирования рассматриваемой сферы деятельности и выдвигает задачи совершенствования предпринимательского законодательства. Сочетание частноправовых и публично–правовых начал в регулировании предпринимательской деятельности наилучшим образом могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего соответственно как частноправовые, так и публично–правовые нормы. Представляется, что указанное можно было бы обеспечить путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию отношений в предпринимательской сфере.