Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Значение термина «оперативно-розыскная деятельность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Для полноценного и всестороннего раскрытия понятия оперативно-розыскной деятельности немаловажно рассмотреть принципы данной деятельности – «оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности основывается на соответствующих правовых принципах» [6, стр. 27].

В юридической литературе под правовыми принципами в целом принято понимать «основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они составляют основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства» [8, стр. 374]. «Принцип – руководящая идея, основное правило поведения, понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности» [9, стр. 27]. Также принципы – это «ряд основополагающих положений, которые и определяют всю систему теоретических знаний и выработанных в соответствии с ними рекомендаций для практических подразделений» [11, стр. 55]; «основополагающие начала, исходные (руководящие) положения науки (теории), устройства (построения) какой-либо системы или организации практической деятельности» [13, стр. 14 – 15].

Принципы оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств» [5].

Постатейный комментарий относительно данной статьи означенного Федерального закона разъясняет следующее. Во-первых, «под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью» [7, стр. 13]; во-вторых, «принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании» [7, стр. 13]; в-третьих, «принятие Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации» [7, стр. 13].


В юридической литературе понятие принципов оперативно-розыскной деятельности разъясняется и конкретизируется следующим образом. «Принципы оперативно-розыскной деятельности можно определить как руководящие идеи и основополагающие исходные начала, выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности и выраженные в законах и подзаконных нормативных актах, определяющих сущность и основное содержание соответствующего вида правоохранительной деятельности, отражающие в себе политические, экономические и социальные закономерности развития общества, направленные на обеспечение цивилизованного решения задач оперативно-розыскной деятельности и борьбы с преступностью в целом» [6, стр. 28 – 29]. «Принципы оперативно-розыскной деятельности – это выработанные практикой и закреплённые в нормативных актах общие, основополагающие правила осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях эффективной борьбы с преступностью при чётких гарантиях соблюдения законности и максимального обеспечения прав и свобод граждан» [11, стр. 56]. Как видим, в двух разных источниках подчёркивается то обстоятельство, что принципы оперативно-розыскной деятельности выработаны непосредственно практическим путём, закреплены на законодательном уровне, имеют правоохранительную направленность.

Назначение принципов оперативно-розыскной деятельности выражено в следующем: «принципы отражают сущность ОРД, её характерные черты; принципы представляют собой систему юридических норм, они едины для всей ОРД; нарушение принципов ОРД влечёт незаконность проведения ОРМ и невозможность использования их результатов» [13, стр. 15] (ОРМ – оперативно-розыскные мероприятия). В принципах оперативно-розыскной деятельности «отражаются в концентрированном виде общие законы формирования и функционирования ОРД, а также нравственные и правовые представления россиян относительно сущностей, целей, задач и процедур осуществления ОРД» [14, стр. 8].

Заметим, что, как говорится в учебном пособии «Оперативно-розыскная деятельность: правовые основы и использование результатов в уголовном процессе» М. В. Ремизова, Р. Н. Ласточкиной, «принципы определяют, каким образом следует осуществлять ОРД. Определение принципов имеет не только теоретико-познавательно, но и прикладное значение. Принципы ОРД при реализации на практике приобретают значение императивных требований, вполне определённых правил и обязывают оперативных сотрудников и других участников ОРД к соответствующему правомерному поведению или устанавливают определённые запреты. Руководствуясь именно принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, на основе принципов преодолеваются проблемы правового регулирования ОРД» [14, стр. 8 – 9].


Касательно основных принципов оперативно-розыскной деятельности, закреплённых в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в постатейном комментарии отмечено: «Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их» [7, стр. 13]. Действующую систему принципов оперативно-розыскной деятельности «принято классифицировать на две основные группы: общеправовые и специальные принципы» [10, стр. 71]. Отметим, что «общеправовые принципы также присущи и иным видам правоохранительной деятельности, как и функционированию государства в целом. Из перечисленных в названной статье ФЗ "Об ОРД" принципов оперативно-розыскной деятельности к ним относятся законность и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом следует иметь в виду, что в каждой сфере правоохранительной деятельности общеправовые принципы имеют своё содержание, определяемое особенностями оперативно-розыскной деятельности. Специальные принципы присущи исключительно оперативно-розыскной деятельности и отражают специфику и характер всех её направлений и категорий. К системе специальных принципов оперативно-розыскной деятельности в редакции названного Закона относятся принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств» [6, стр. 29 – 30].

Принципы, охарактеризованные в вышеприведённой цитате как специальные в учебнике «Теория оперативно-розыскной деятельности» под доктора юридических наук, профессора К. К. Горяинова называются отраслевыми: «В ст. 3 ФЗ об ОРД отражено два вида принципов, на которых основывается ОРД в целом. Это конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (о чём непосредственно отмечено в диспозиции статьи) и отраслевые, непосредственно отражающие сущность, назначение и особенности ОРД, – принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств» [9, стр. 27]. Тем самым подчёркивается, что специальные (они же отраслевые) принципы раскрывают и конкретизируют саму суть оперативно-розыскной деятельности, в то время как верховенствующие над ними конституционные «подтверждают общность ОРД с иными видами правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения и защиты права, определяющими смысл, содержание и применение ими законов» [9, стр. 27 – 28].

Кроме общеправовых, специальных (отраслевых) «в систему принципов оперативно-розыскной деятельности часто включаются общенаучные принципы, относящиеся практически ко всем сферам общественной деятельности человека. Сюда относятся: гласность; подконтрольность и поднадзорность; комплексный подход к использованию сил и средств при решении основных задач; прогнозирование; научный подход к анализу и выработке решений. Естественно, что все перечисленные элементы управления находят свое постоянное применение и в такой области человеческой деятельности, как борьба с преступностью, в том числе и с использованием оперативно-розыскных средств и методов. Без такого общенаучного подхода невозможно организовать и эффективно осуществлять руководство и управление оперативными органами» [11, стр. 57]. Данная категория принципов в настоящей научной работе рассматриваться не будет, поскольку к детальному раскрытию понятия оперативно-розыскной деятельности непосредственного отношения не имеет.


Общеправовые принципы не сугубо специфичны относительно оперативно-розыскной деятельности, они характерны всем отраслям права, что нисколько не умаляет их значимости. Рассмотрим основные моменты, отражённые в юридической литературе.

Принцип законности основывается на положении ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].

«Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам, т.е. характерным для всех отраслей права. Их закрепление в комментируемой статье обусловлено, во-первых, специфичностью правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами, а во-вторых, тем, что сущность ОРД предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в её сферу» [7, стр. 13].

«Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности состоит в обязанности соответствующих должностных лиц, а также иных лиц, вовлечённых в оперативно-розыскную деятельность, неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, ФЗ "Об ОРД", другие федеральные законы и подзаконные (в т. ч. ведомственные) нормативные акты в целях оптимального решения задач оперативно-розыскной деятельности» [6, стр. 30]. Практически, в оперативно-розыскной деятельности данный признак заключается в следующем: «Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД. Такие гарантии получили закрепление в ряде норм ФЗ об ОРД. В частности, законом регламентирован перечень ОРМ, перечислен строго фиксированный круг субъектов, наделённых правом их проведения, определены условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, установлены задачи этой деятельности, а также наложен законодательный запрет на использование ОРД для решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД, и др. Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРО путём применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора за рассматриваемым видом деятельности, что усиливает действенность принципа законности» [9, стр. 28]. Под аббревиатурой ОРО в цитируемом фрагменте имеется в виду оперативно-розыскной орган.


Говоря о принципе законности в оперативно-розыскной деятельности, стоит рассмотреть и такой аспект: «В то же время общеобязательный конституционный принцип законности применительно к оперативно-розыскной деятельности имеет свои особенности, связанные со спецификой её осуществления. Прежде всего должен приниматься во внимание негласный (секретный) характер оперативно-розыскной деятельности, которая в значительной степени носит разведывательный характер и протекает, как правило, втайне не только от лиц, виновных в совершении преступлений, но и от их окружения, а также от законопослушных граждан. При этом оперативный сотрудник, нередко находясь в условиях дефицита времени, имеет право на принятие самостоятельного решения и осуществление мер, необходимых для срочного решения задач по борьбе с преступностью. В таких ситуациях, когда деятельность сотрудника оперативного органа практически бесконтрольна, появляются реальные возможности отступления от закона, его прямого нарушения ради достижения успеха в предотвращении, раскрытии преступления. На практике оперативные сотрудники в случае предъявления им обвинения в нарушении законности всегда оправдывают свои неправомерные действия стремлением восстановить справедливость и покарать преступника любой ценой, даже поступив вопреки установленным правовым нормам» [11, стр. 58]. Разумеется, «подобные отступления от закона в процессе оперативно-розыскной деятельности зачастую не только нарушают права и свободы граждан, но и приводят к совершению серьёзных ошибок, осуждению невиновного либо, наоборот, к утрате доказательств, признанию их недопустимыми из-за совершённых сотрудником отступлений от закона» [11, стр. 58], что недопустимо для государства, уважающего права и свободы человека и гражданина. Поэтому, как гласит цитата из комментария к ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: «Принцип законности, провозглашённый в комментируемой статье, получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных Законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведённого перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.» [7, стр. 13].

Второй общеправовой принцип оперативно-розыскной деятельности – принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, он закреплён в ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1].