Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Значение термина «оперативно-розыскная деятельность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий уровень правовой основы оперативно-розыскной деятельности – законодательный, «который составляют собственно ФЗ об ОРД, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД» [9, стр. 40]. Данный уровень «включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности» [9, стр. 42]. В комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечается ключевая роль данного нормативно-правового акта: «После Конституции основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит настоящему Федеральному закону» [7, стр. 16]. К другим федеральным законам, образующим правовую основу оперативно-розыскной деятельности, «относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы: устанавливающие базисные положения осуществления ОРД; регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД; регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД» [7, стр. 17]. «Все указанные ФЗ создают единую систему оперативно-розыскных правоотношений и находятся в неразрывной связи по вопросам ОРД при ведущей и определяющей роли ФЗ об ОРД» [9, стр. 43], также «помимо ФЗ, которые непосредственно относятся к системе оперативно-розыскного права, в самой тесной связи с ним стоит группа ФКЗ и ФЗ, которую также фактически можно отнести к этой системе» [9, стр. 43]. Также «к законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует отнести Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации» [7, стр. 17], поскольку «ОРД беспредметна без уголовного права как материального права и уголовного процесса, который она непосредственно «обслуживает» [9, стр. 43].

Четвёртый уровень правовой основы оперативно-розыскной деятельности – «подзаконный, включающий указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ как непосредственно по вопросам ОРД, так и регулирующие определённые правоотношения в сфере ОРД, решения Верховного Суда РФ и акты Генеральной прокуратуры РФ, касающиеся ОРД, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере ОРД» [9, стр. 40]. Данные нормативно-правовые акты «закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности» [7, стр. 18].

С учётом вышеизложенного оперативно-розыскная деятельность предстаёт нам как государственная правоохранительная деятельность, имеющая правовую основу, которую условно можно разделить на четыре уровня, каждый из которых преследует определённую цель. Конституционный уровень закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью, международно-правовой обеспечивает защиту прав и основных свобод человека в соответствии с нормами международного права, законодательный определяет основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью оперативно-розыскной деятельности как специальной сферы государственной деятельности, а подзаконный закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяет их задачи, устанавливает права и обязанности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность предстаёт перед нами как вид государственной правоохранительной и при этом разведывательно-поисковой деятельности, прямо связанный с деятельностью уголовно-процессуальной. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется – гласно и негласно – оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то в пределах их полномочий Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ.

Перед оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации законодателем поставлены определённые, прописанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» цели. Это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Для достижения означенных целей для оперативно-розыскной деятельности определены следующие задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации. Подразумеваются и иные задачи, не прописанные прямо в соответствующей статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но определяемые путём анализа и системного толкования положений ст. ст. 7 и 8.1 данного Федерального закона и статей иных федеральных законов и конкретизируемые в регламентирующих деятельность отдельных субъектов данной деятельности нормативно-правовых актах.

Принципы оперативно-розыскной деятельности обязывают при осуществлении данной деятельности следующее. Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные федеральные законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты; а также права и свободы человека и гражданина (в том числе определять гарантии, способы обеспечения и защиты прав объектов оперативно-розыскных мероприятий). Сохранять в тайне от подозреваемых лиц применение в их отношении в настоящее время на законных основаниях оперативно-розыскных сил, средств, методов, но не скрывать от населения возможностей оперативных подразделений, ведущих борьбу с преступностью. Сочетать гласные и негласные методы и средства для проверки достоверности полученной информации и обеспечивая необходимую конфиденциальность её источников.


В правовой основе, без которой невозможно было бы законное осуществление оперативно-розыскной деятельности заложены важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью, определена защита прав и основных свобод человека в соответствии с нормами международного права, определены основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, заложены основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определены их задачи, установлены права и обязанности.

Понятие оперативно-розыскной деятельности связано не только с раскрытием самого термина (приведённого в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), но и с задачами, принципами и правовой основой оперативно-розыскной деятельности (ст. 2, ст. 3, ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности соответственно). Только цельное понимание данного вида государственной правоохранительной деятельности, соблюдение посвящённого ей Федерального закона и иных нормативных актов, а также международных норм права, договоров и соглашений, делает возможным достижение поставленных целей и эффективное решение возложенных задач на должном высоком уровне, не совместимым с незаконным ограничением и, тем более, открытым нарушением прав и свобод человека и гражданина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.; с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 г. №6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 г. №7-ФКЗ, от 05. 02. 2014 г. №2-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 03. 03. 2014 г. №9

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14. 07. 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой»

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10. 10. 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных договоров Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 15. 07. 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 12. 08. 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Научная и учебная литература

6. Алферов В. Ю., Гришин А. И., Ильин Н. И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. Саратов, 2016 г.


7. Вагин О. А., Исиченко О. П., Чечётин А. Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). Судебная практика Верховного и Конституционного судов.

8. Головастикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: учебник. Москва: Эксмо, 2005 г.

9. Горяинов К. К., Овчинский В. С., Синилова Г. К. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник. Москва: Инфра-М, 2006 г.

10. Зажицкий В. И. Проблема принципов оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. 2001 г. № 7

11. Ильичёв В. А. Оперативно-розыскная деятельность: курс лекций. Москва: Эксмо, 2009 г.

12. Лапин Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ: учебное пособие. Москва: Юрлитинформ, 2010 г.

13. Никитин Е. Л., Дытченко Г. В. Основы теории оперативно-розыскной деятельности и прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2018 г.

14. Ремизов М. В., Ласточкина Р. Н. Оперативно-розыскная деятельность: правовые основы и использование результатов в уголовном процессе: учебное пособие. Ярославль, 2007 г.