Файл: Оперативно-розыскная деятельность (Значение термина «оперативно-розыскная деятельность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В учебном пособии «Оперативно-розыскная деятельность: правовые основы и использование результатов в уголовном процессе» М. В. Ремизова, Р. Н. Ласточкиной, исходя из законодательного определения оперативно-розыскной деятельности, а также поставленных перед этим видом государственной правоохранительной деятельности целей и задач, значение термина раскрывается так: оперативно-розыскная деятельность – это «разведывательно-поисковая государственная деятельность, регламентированная специальным законодательством, осуществляемая в случаях, прямо предусмотренных ФЗ об ОРД, оперативными подразделениями государственных органов, специально уполномоченными на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, агентурной работы и других мероприятий, предусмотренных ФЗ об ОРД, осуществляемых гласно или негласно, с целью защиты человека, общества и государства от преступлений путём решения специфических задач, свойственных только ОРД и указанных в ФЗ об ОРД» [14, стр. 8].

Подытожим вышеизложенное. Существует три разных смысловых значения термина «оперативно-розыскная деятельность». Во-первых, оперативно-розыскная деятельность вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности; во-вторых – это самостоятельная юридическая наука; в-третьих – отдельная учебная дисциплина. Термин «оперативно-розыскная деятельность» в юридической литературе рассматривают в узком смысле слова, то есть, в первом из приведённых значений. Значение термина «оперативно-розыскная деятельность» в данном контексте определенно Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ. Так как законодатель в данном нормативно-правовом акте стремился выразить сущность оперативно-розыскной деятельности как можно более всеобъемлюще, то данное определение термина получилось несколько пространным, что привело к детализации указанных в Законе элементов в юридической литературе (при этом дополнительное толкование не должно выходить за рамки, обозначенные законодателем).

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08.1 995 № 144-ФЗ, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность имеет правоохранительную направленность, государственный характер, определённые отличительные признаки и прямую связь с уголовно-процессуальной деятельностью. Законодательное определение оперативно-розыскной деятельности и поставленные перед ней цели и задачи позволяют трактовать этот вид государственной правоохранительной деятельности как разведывательно-поисковую государственную деятельность.


2. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Перед каждой организованной деятельностью поставлены определённые задачи, для решения которых она, собственно, и была организована. Разумеется, оперативно-розыскная деятельность – не исключение, и понимание поставленных перед нею задач позволяет лучше раскрыть её понятие, сущность: «отличие ОРД от других видов правоохранительных деятельности заключается в специфических задачах ОРД» [14, стр. 6].

Определение задач оперативно розыскной деятельности можно раскрыть следующим образом: «задачи ОРД – это поручения государства, выраженные через оперативно-розыскное законодательство, посредством выполнения которых достигаются цели ОРД» [12, стр. 7]. Упомянутые же цели «указаны в ст. 1 ФЗ "Об ОРД": а) защита человека от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления)» [12, стр. 7].

Следует особо отметить следующее: «Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД» [14, стр. 6].

Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ:

«Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;


установление имущества, подлежащего конфискации» [5].

Комментарий ко второй статье Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ гласит: «Задачи ОРД следует рассматривать как определённые этапы в достижении её целей, указанных в ст. 1 настоящего Закона. В комментируемой статье сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности, которые в силу своей специфичности отличают её от других видов правоохранительной деятельности государственных органов» [7, стр. 11]. При этом «перечисленные задачи ОРД носят весьма общий характер и конкретизируются в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных субъектов ОРД» [7, стр. 11].

Отмечается значение последовательности закреплённых в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» задач: «в соответствии с иерархией ценностей (личность, общество, государство) ФЗ об ОРД отразил и определённую логическую последовательность решаемых ОРД задач – это прежде всего работа по преступлениям, их выявление и раскрытие, установление лиц, их совершивших, затем осуществление розыскной работы и, в заключение, добывание информации о событиях и действиях» [9, стр. 18]. Такая последовательность не случайна и обусловлена тем, «что необходимость осуществления ОРД по конкретным преступлениям очевидна, она продиктована уже реально существующей общественной опасностью, исходящей от подготавливаемых, совершаемых или совершённых преступлений и от лиц, их совершивших. Что касается добывания информации, необходимость в ней продиктована ещё не реальной, а лишь возможной угрозой для безопасности» [9, стр. 18]. При этом «перечисленные в указанной норме ФЗ задачи взаимосвязаны между собой – они подчинены общей и единой цели деятельности, однако они имеют самостоятельное содержание, самостоятельные и специфические способы их разрешения, часто присущие только конкретной задаче» [9, стр. 18].

В методических целях решаемые оперативно-розыскной деятельностью задачи определённой частью исследователей предлагается разделить «на две большие группы – стратегические и тактические. Так, к главным стратегическим задачам следует отнести:

1) предупреждение преступлений;

2) раскрытие преступлений;

3) розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших;

4) обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности.

В то же время такие упомянутые в статье 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" задачи, как выявление преступлений и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности государства, общества, человека, являются тактическими, имеющими промежуточный характер, и помогают в достижении конечных указанных выше задач» [11, стр. 13].


Авторы учебного пособия «Основы теории оперативно-розыскной деятельности и прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности» Е. Л. Никитина и Г. В. Дытченко в связи с трактовкой задачи оперативно-розыскной деятельности как более конкретной категории по сравнению с целью, связанной с «практическими действиями по достижению поставленной цели» [13, стр. 12], считают список задач, приведённый в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», отражённым недостаточно полно: «Однако фактически перечень задач, выполняемых оперативно-розыскными органами, шире. Иные задачи ОРД можно определить путём анализа и системного толкования положений ст. ст. 7 и 8.1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статей иных федеральных законов» [13, стр. 12]. Так, например, к иным задачам можно отнести следующие: установление личности неопознанных трупов; обеспечение безопасности в отношении защищаемых лиц в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 20. 04. 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом от 20. 08. 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей или иных участников уголовного судопроизводства» [13, стр. 12], также оперативно-розыскные органы согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномочены производить сбор данных, позволяющих принимать управленческо-организационные решения: о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате её осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о предоставлении или аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, либо об аннулировании) удостоверения частного охранника; о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества; о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение должностей, указанных в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 25. 12. 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции»; о соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции», ограничений и запретов, которые установлены этим же Законом, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленными федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; о достоверности представляемых государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации [13, стр. 12 – 13]. Авторы анализируемого учебного пособия подводят итог: «Можно констатировать, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только для решения задач в сфере борьбы с преступностью, но и задач, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Безусловно, совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер по сферами их деятельности, нежели разрешение задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия в уголовном процессе» [13, стр. 13].


Выполняя поставленные в соответствии с действующим законодательством задачи, «оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления. В связи с этим она имеет самостоятельное значение в борьбе с преступностью. Оперативно-розыскная деятельность также защищает личность от необоснованной компрометации в глазах общественности, которая часто сопровождает официальные гласные проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях» [6, стр. 14].

Подытожим вышеизложенное. Более полно раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности помогают поставленные перед ней задачи. Данные задачи закреплены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ. Перечисленные задачи оперативно-розыскной деятельности, имея весьма общий характер, конкретизируются в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных субъектов данной правоохранительной деятельности. Условно их можно разделить на две группы: стратегические и тактические (стратегические более глобальны, тактические же, обладая промежуточным характером, способствуют их выполнению).

С учётом возложенных на оперативно-розыскную деятельность задач, можно дать следующее определение. Оперативно-розыскная деятельность – это государственная правоохранительная деятельность, направленная на решение задач в сфере выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации; а также иные задачи, определяемые путём анализа и системного толкования положений ст. ст. 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей иных федеральных законов и конкретизируемые в регламентирующих деятельность отдельных субъектов данной деятельности нормативно-правовых актах.