Файл: Понятие гражданского права (Значение термина «гражданское право»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что же представляют собой принципы гражданского права?

В учебнике «Гражданское право» под редакцией Б. М. Гонгало говорится: «Принципы представляют собой основные идеи, основные положения, образующие фундамент любой отрасли права» [3, стр. 42]. То обстоятельство, что принципы гражданского права указаны в ст. 1 ГК РФ, «не означает, что принципы данной отрасли законодательства закреплены в одной этой статье. Они представляют собой основные начала, которые проходят через всё гражданское право, предопределяя содержание каждого из его институтов и его норм. Поэтому, применяя и толкуя любую норму гражданского права, необходимо руководствоваться принципами гражданского права» [3, стр. 42]. Следует особо отметить, что принципы гражданского права «в концентрированном виде отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономической политики, осуществляемой государством применительно к этим отношениям через нормы гражданского права» [3, стр. 42]. В различных правовых системах принципы (основные начала) «весьма существенно различаются в зависимости от того, что собой представляют отношения собственности в данном обществе и какую экономическую политику государство проводит в области отношений собственности» [3, стр. 42].

В Комментарии к ст. 1 ГК РФ отмечено: «Учение об отраслевых принципах традиционно хорошо разработано в отечественной правовой науке. В этой связи необходимо помнить, что в доктрине формулируется более широкий круг основных начал гражданского законодательства, чем тот, который приведён в комментируемой статье. Как правило, называемые учёными принципы раскрывают и конкретизируют положения Гражданского кодекса либо корреспондируют с характеристиками метода гражданско-правового регулирования. Наиболее часто и последовательно в науке гражданского права упоминаются в качестве его «дополнительных» отраслевых принципов автономия воли участников гражданско-правовых отношений, их правовая инициатива и активность, правонаделение и диспозитивность норм как метод действия законодателя в сфере гражданского оборота. Все эти характеристики так или иначе проистекают из основного начала гражданского законодательства, упомянутого в ГК РФ в первой же его статье, – принципа равенства участников регулируемых данным Кодексом отношений» [16]. Рассмотрим трактовку принципов гражданского права в современной российской правовой науке на примере четырёх учебных пособий: учебника для ВУЗов «Гражданское право России» Л. Ю. Грудициной, А. А. Спектор, учебного пособия для бакалавров В. А. Микрюкова и Г. А. Микрюковой, учебника «Гражданское право» под редакцией Б. М. Гонгало и учебника «Российское гражданское право» под редакцией Е. А. Суханова.


Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает признание «их юридической неподчинённости, неподвластности друг другу» [10, стр. 22]. Этот принцип «обеспечивает юридическое равенство всех участников гражданских правоотношений, в которых ни одна из сторон не обладает принудительной властью над другой» [6, стр. 38]. «Фиксируя этот принцип, закон закрепляет равенство возможностей, признаваемых и обеспечиваемых гражданским правом. По сути дела, это равенство исходного правового положения субъектов гражданского права, и оно выражается в том, что все участники гражданских правоотношений наделяются гражданской правоспособностью как определённой мерой социальных возможностей в сфере применения гражданского права» [3, стр. 43]. Однако «в гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участникам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые гарантии гражданам-потребителям» [15, стр. 75].

Принцип неприкосновенности собственности подразумевает признание «уважения права каждого субъекта гражданского права на формирование собственной имущественной сферы и исключения принудительного изъятия принадлежащего ему имущества» [10, стр. 22]. Практически данный принцип означает «обеспечение возможности собственнику использовать свое имущество по своему усмотрению и в своих интересах» [6, стр. 38], ибо согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» [7]. «Фактически содержание этого принципа далеко выходит за рамки приведённого термина» [3, стр. 44], поскольку «неприкосновенность собственности понимается как сама возможность существования таких видов собственности, которые закреплены в Конституции РФ» [3, стр. 44], и «любая собственность, возникшая и существующая в соответствии с Конституцией и законом, находится под охраной права и государства» [3, стр. 44]. «Действие указанного принципа исключает возможности как необоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переделов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев. Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имущественного оборота. Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путём его приватизации, то оно отражает волю самого публичного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа» [15, стр. 75-76]. Таким образом, «принцип неприкосновенности собственности обусловливает необходимость существования в гражданском праве институтов, обеспечивающих защиту любого права собственности от каких-либо посягательств» [3, стр. 44].


Принцип свободы договора означает признание «юридически обеспеченной возможности самостоятельного (своей волей и в своем интересе) решения участниками гражданско-правовых отношений вопроса о вступлении в договорную связь, выборе контрагента, формировании модели и условий этой связи» [10, стр. 22]. Данный принцип призван «обеспечить свободу каждого участника гражданских правоотношений в выборе той или иной формы договорных отношений» [6, стр. 38] – «каждый участник вправе заключать договоры на определяемых им условиях, никто не может быть понужден к такому заключению» [6, стр. 38]. «Этот принцип является, несомненно, одним из ключевых для гражданского права. Поскольку гражданское право практически проявляет себя в большей мере как право имущественного, товарно-денежного оборота, а в основе этого оборота лежат сделки, договоры, то правовая постановка принципа свободы договора является для гражданского права первостепенной задачей. Это наиболее значимый принцип в практическом его претворении» [3, стр. 44]. Вместе с тем следует отметить, что «действие этого принципа подвергается определённым ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность отказа коммерческой организации от заключения договора с потребителем (п. 3 ст. 426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах» [15, стр. 76].

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает признание «устранения возможности не связанного с обеспечением публичных интересов вторжения в сферу имущественной и личной обособленности жизни физических лиц и функционирования юридических лиц, запрета на принуждение к реализации субъективных гражданских прав» [10, стр. 22]. Этот принцип «обеспечивает невмешательство государственной власти в хозяйственную деятельность субъектов гражданского оборота» [6, стр. 38], согласно ему «в случае незаконного вмешательства органы государственной власти или местного самоуправления несут гражданскую ответственность» [6, стр. 38]. «По сути дела, этот принцип представляет собой самоограничение государства, которое тем самым обязуется не вмешиваться в дела и отношения, являющиеся сферой частных интересов. Данный принцип означает также, что государство обязано пресекать действия иных лиц, представляющие собой произвольное незаконное вмешательство в чьи-либо частные дела» [3, стр. 46]. «Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Он обращён прежде всего к публичной власти и её органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность участников имущественных отношений – товаровладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК)» [15, стр. 74-75].


Принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав подразумевает признание «создания таких механизмов их реализации, которые не требуют преодоления каких-либо преград формального характера» [10, стр. 22]. «Суть данного принципа состоит в том, что никто не может препятствовать другому лицу осуществлять его гражданские права, а сам обладатель субъективного права пользуется юридической возможностью требовать устранения препятствий к осуществлению права либо восстановления права, которое уже нарушено. При этом каждому гарантируется судебная защита. В рамках судебного разбирательства и на основе судебного решения государством принудительно устраняются препятствия к осуществлению субъективного гражданского права или принудительно восстанавливаются нарушенные гражданские права за счет правонарушителя» [3, стр. 47]. «Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота» [15, стр. 77].

Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты означает признание «закрепления свободного доступа субъектов гражданского права к помощи судов для защиты от посягательства на их имущественное и личное состояние, включая компенсацию понесённых потерь» [10, стр. 22].

Принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав подразумевает «возможность для участников гражданских правоотношений самостоятельно определять и осуществлять свои гражданские права и по своему усмотрению требовать в судебном или ином порядке защиты своих прав» [6, стр. 38]. В частности, участники гражданских правоотношений «в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК). Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Её оборотной стороной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.).» [15, стр. 76].


Принцип запрета злоупотребления правом «предполагает частичное ограничение прав участников гражданского оборота, в случае если действия участника осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу» [6, стр. 39]. Данный принцип «можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет определённые границы как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Такие границы – неотъемлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность – произвол. Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, однако не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК). Аналогичные ограничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в других подотраслях гражданского права» [15, стр. 77].

Принцип всемерной охраны гражданских прав «предоставляет широкие возможности защиты участниками гражданских правоотношений своих прав и интересов. Мерами защиты являются: судебная защита, самозащита, осуществление неблагоприятных для нарушающей стороны мер (взыскание неустойки, компенсация морального вреда) и др.» [6, стр. 39]. Данный принцип «в целом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11–15 ГК)» [15, стр. 77-78].

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации означает признание «недопустимости установления разного рода территориальных запретов для осуществления экономической деятельности» [10, стр. 22].