Файл: Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на социальное обслуживание закрепляет Конституция России, провозгласившая, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого нацелена на то, чтобы создавать условия, которые позволяют обеспечивать достойный уровень жизни, а также свободное развитие человека (статья 7). Конкретизацию указанного положения содержит статья 39 Конституции РФ, согласно которой у каждого есть право на данный вид обеспечения по возрасту, при инвалидности, болезнях, потере кормильца, на воспитание детей и в прочих случаях, которые предусматривает закон. Закон также устанавливает государственные пенсии, а также социальные пособия.

В части 1 статьи 39 Конституции РФ перечислены условия, наступление которых выступает как основание к социальному обеспечению. К примеру, определенные периоды человеческой жизни, которые связаны с возрастом (старость, детство), здоровьем или трудоспособностью, исполнением или же невозможностью исполнения семейных обязанностей. Указанный перечень не исчерпывающий, поскольку социальное обеспечение предоставляться может и в иных случаях, которые устанавливает закон (к примеру, получение статуса безработного, нахождение в отпуске по беременности и родам либо же в декретном отпуске).

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения — государственных пенсий, а также социальных пособий. Но помимо денежных выплат, социальное обслуживание может быть осуществлено и в других формах: содержание в специализированных детских домах и домах для инвалидов, а также надомное социальное обслуживание и пр.

В части 2 статьи 39 Конституции РФ закреплено важное правило об установлении законом государственных пенсий, а также социальных пособий. Наличие соответствующего федерального законодательства – это необходимая гарантия реализации гражданами собственных конституционных прав на социальное обеспечение.

Социальная защита является государственной политикой, которая нацелена на то, чтобы обеспечивать социальные, экономические, политические и другие права, а также гарантии человека вне зависимости от его пола, возраста, национальности, места проживания и пр. Соответственно, социальная защита возложена на все конституционные свободы и права человека.

Соответственно, социальная защита населения является системой самых разных важнейших мер, гарантированной и реализуемой государством с целью обеспечения достойного уровня жизни человека, иными словами – его материальной обеспеченности по стандартам современного общественности развития, а также доступа к культурным ценностям[10]. Поэтому, ведя речь о соотношении понятий «социальной защиты» и «социального обеспечения», возможен вывод, что первое из них, безусловно, является более широким и объемным, а второе в него входит в качестве одной из составляющей[11].


На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляют четыре вида государственного обязательного социального страхования:

1) пенсионное страхование [12]; не нужно переставлять слова местами!

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[13];

3) социальное страхование от несчастных производственных случаев и болезней[14];

4) медицинское страхование[15].

В целях обязательного социального страхования (ОСС) страховщикам надлежит осуществлять уплату страховых взносов согласно установленным тарифам. Страховой взнос является обязательным платежом на ОСС, а тариф страхового взноса является ставкой страхового взноса, которую установили на тот или иной вид ОСС с начисленных выплат, а также прочих вознаграждений в пользу застрахованного лица.

Страховой случай является свершившимся событием, ввиду наступления которого появляется обязанность страховщика, а в ряде случаев, которые устанавливают федеральные законы, также и страхователей по обеспечению по ОСС. Страховые случаи – это достижение возраста выхода на пенсию, потеря кормильца, наступление инвалидности, травма, заболевание, несчастные производственные случаи или заболевания, беременность и роды, рождение детей и уход за ними до наступления полуторалетнего возраста и прочие случаи, которые устанавливают федеральные законы о конкретных видах ОСС. С наступлением сразу нескольких страховых случаев порядок выплат обеспечений по страховым случаям определяют согласно федеральному законодательству об определенных видах ОСС.

3. Проблемы и перспективы правоотношений по социальному обеспечению

3.1. Проблематика правоотношений по социальному обеспечению

Право на социальное обеспечение, как и любые иные права гражданина, является эффективным, когда его обеспечивает возможность защиты.

На современной стадии развития российского государства особенно острым является вопрос касательно защиты конституционного права на социальное обеспечение, а также входящих в него субъективных прав определенных граждан, что объясняют как инфляционные процессы, существующие в экономике страны, так и непоследовательность, разобщенность, частая смена содержания соответствующего российского законодательства, наличие коллизий правовых норм. Следствие этого заключается в отсутствии сложившихся решений в правоприменительной практике, а чаще всего и в ее противоречивости. На необходимость обращать внимание на защиту права россиян на социальное обеспечение указывает большое количество обращений получателей социальных услуг и выплат в те или иные государственные органы.


Считается, что самые точные формулировки, как полагаем, представлены в работах А.М. Лушникова и М.В. Лушниковой, Т.Ю. Барышниковой[16]. Родовым признаком способов защиты прав эти авторы считают конкретные действия, нацеленные на то, чтобы восстановить нарушенные права, устранять барьеры к их осуществлению, удовлетворять охраняемый законом интерес, воздействовать на правонарушителя. По сути, это же самое, но по-другому, сказал С.С. Сергеев, описывающий способы в качестве закрепленных законом принудительных материально-правовых мер, при помощи которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) прав и оказывают воздействие на правонарушителей[17].

Изложенное мнение вышеуказанных авторов – правильное, оно дает основание говорить о том, что при сравнении статьи 12 Гражданского Кодекса РФ и статьи 352 Трудового Кодекса РФ наиболее точным можно считать ТК РФ. В обозначенной статье в число основных способов защиты трудовых прав и свобод включены: самозащита; защита профсоюзами; государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательных норм; судебная защита. Если говорить о формах защиты прав, то общепринято делить их на юрисдикционную и неюрисдикционную.

В научных литературных источниках юрисдикционную форму представили в качестве деятельности предусмотренных законодательством органов (общественных организаций, государственных органов) по защите прав и охраняемых законодательством интересов (вариант - защитить права государственными либо же уполномоченными государством органами, имеющими правоприменительные полномочия). Именно юрисдикционная форма защиты характерна для права социального обеспечения, которая предусматривает возможность использовать, в числе иных способов, и судебный порядок[18].

Неюрисдикционнная форм защиты – это самостоятельное использование мер (способов защиты) управомоченным субъектом, без какого-либо обращения к тому или иному органу. В рамках трудового права неюрисдикционную форму защиты представили, к примеру, в виде самозащиты согласно статье 379 ТК РФ, в рамках гражданского права – согласно статье 14 ГК РФ.

Представляется ли возможной самозащита в праве социального обеспечения? Для ответа на данный вопрос требуется рассмотрение данного понятия.

Самозащита права (в широком понимании) состоит из любых действий лица, имеющего субъективное право, которые связаны с защитой этого права от нарушений[19]. Самозащиту, как способ действий заинтересованного лица, заимствовали из ГК РФ.


Согласно статье 14 Гражданского Кодекса РФ самозащита может иметь место при таких условиях:

  • лицо, которое само защищает собственное право, должно быть его бесспорным обладателем;
  • этот способ защиты должен являться соразмерным нарушению;
  • самозащита должна осуществляться только в тех пределах действий, которые необходимы для ее применения.

В.Р. Халиков при исследовании вопросы самозащиты внимание обратил также на нижеследующее:

  • самозащита, как правило, возможна только после того, как было нарушено право, и только иногда – при нарушении права;
  • в момент реализации самозащиты граждане не могут обращаться к компетентным органам за защитой, но если возможно обращение к ним, то нужно исходить из того, что в текущей ситуации использование самозащиты – более оперативное и действенное;
  • потерпевший осуществляет самозащиту своими силами.

В литературных источниках, посвященных социальным правам граждан (в число которых входит также право на социальное обеспечение), есть такое мнение, что самозащита существует также в сфере социального обеспечения.

Так, Т.Ю. Барышникова высказала мысль, что самозащита свойственна органу социального обеспечения, имеющему возможность применения мер воздействия по отношению к получателю услуг или выплат по социальному обеспечению (к примеру, прекратить выплату денег)[20].

Для группы социальных прав Д.С. Шелестовым определяется понятие самозащиты в качестве возможности инициации, контроля и влияния на процесс защиты от его начала и до самого конца, вступая во взаимодействие с государственными органами власти. По словам автора, органы власти обладают важной ролью в ходе реализации самозащиты социальных прав граждан , он указывает примеры самозащиты данных прав через органы законодательной, судебной и исполнительной власти, а также органы МСУ .

Е.А. Мидонова поделила формы защиты данного права на правовую (защиту в судебном либо же административном порядке), а также неправовую форму защиты по тому, какие именно органы (организации) обладают закрепленным в нормативном (правовом либо ином) акте правом (обязанностью) защищать права и законные интересы граждан на получение предусмотренного социального обеспечения. Вместе с этим автор указывает справедливо, что у неправовой формы защиты нет конкретных процедурных форм, а осуществлена она может быть посредством переговоров либо же обращений общественной организации в госорганы, занимающиеся принятием решений в целях защиты прав и интересов граждан.


В каждом случае, когда обращение того или иного гражданина в общественные или государственные органы (организации) приводит в действие (инициирует) правовой механизм по защите прав россиян, что происходит достаточно часто, имеется основание говорить о смешанном (совместном) применении неюрисдикционной и юрисдикционной форм защиты прав. К примеру, это нередко происходит при обращении гражданина за оказанием помощи в профсоюзный орган, а тот поддерживает его иск в процессе рассмотрения дела в суде.

Как пример можно привести дела, которые рассмотрел Северодвинский городской суд. В первом случае истица просила суд разрешить в ее пользу вопрос касательно включения периоды прохождения курсов повышения квалификации и отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992 г. по 12.08.1994 г. в специальный страховой стаж. Орган пенсионного обеспечения в городе Северодвинске истице в этом отказал, указанные периоды не включил в специальный страховой стаж заявителя, поэтому она утратила право на досрочную пенсию по старости. В суде ее представителем был председатель Северодвинской городской организации профессионального союза сотрудников народного образования и науки Российской Федерации, который сумел привести необходимые доводы в пользу истицы. Северодвинским городским судом принято положительное решение для истца. В другом же случае представитель профсоюза, принимавший участие в суде, оказал правовую помощь для учителя физической культуры, который в суд обратился с иском о том, чтобы включить период прохождения курсов повышения квалификации и период прохождения срочной воинской службы в специальный стаж. Северодвинским городским судом также принято положительное решение в пользу истца[21].

3.2. Перспективы совершенствования правового регулирования социальных правоотношений

В статье 2 Конституции РФ установлено, что высшая ценность человека – это его свободы и права. Признание прав и свобод, их соблюдение и защита гражданина и человека являются обязанностью государства.

Статья 7 Конституции провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого нацелена на то, чтобы создавать условия, гарантирующие достойный уровень жизни, а также свободное развитие человека. В России гарантирована также охрана здоровья людей, установлен гарантированный МРОТ, обеспечивают государственную поддержку семей, отцовства, материнства и детства, лиц пожилого возраста и инвалидов, осуществляется развитие системы социальных служб, назначение пенсий, пособий и прочих гарантий социальной защиты.