Файл: Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При ответе на вопросы о том, за чей счет осуществляется социальное обеспечение, из каких источников производятся выплаты пенсий, пособий и т.п., следует учитывать, что эти средства являются общественными. Общество, организованное на уровне государства, передает эти средства ему во владение и распоряжение. Государство становится обязанным использовать эти средства целенаправленно и рационально для содержания и поддержки нуждающихся граждан. Кроме того, часть средств социально-обеспечительного бюджета формируется за счет страховых отчислений во внебюджетные государственные фонды в виде страховых взносов. Эти средства являются собственностью тех граждан, которые либо за которых они выплачивались. Они являются возвратными, поскольку данные граждане обеспечиваются затем за счет этих средств, которые становятся обобществленными. Происходят временное отчуждение страховых взносов от собственника и их переход в распоряжение государственной структуры, наделенной правомочием по распоряжению ими.

1.2. Содержание правоотношений по социальному обеспечению

Право социального обеспечения должно рассматриваться в трех ключевых значениях, а именно в качестве:

1. отрасли российского права;

2. науки;

3. учебной дисциплины.

Методики права социального обеспечения должны разделяться по направлению использованию понятия «права социального обеспечения». К примеру, если под правом социального обеспечения подразумевают отрасль российского права, то для нее присущи методики правового регулирования, а именно: диспозитивный и императивный. Как у науки, у права социального обеспечения есть собственные методы - методы научного исследования, разделяющиеся на общенаучные, а также специально-научные методы (сравнительно-правовой, историко-правовой, социологический и пр.). Как у учебной дисциплины у «Права социального обеспечения» существуют собственные методы - педагогические.

Организационно-правовая форма социального обеспечения является системой способов накопления средств специальных фондов и их распределения, а также управления ими в подсистемах государственного (бюджетного) социального обеспечения, а также социального страхования.

Специфическими признаками организационно-правовых форм социального обеспечения являются:


1) способ накопления средств в финансовом источнике, за счет которого его предоставляют;

2) круг субъектов, которых обеспечивают из средств конкретного финансового источника;

3) виды обеспечения определенного круга субъектов за счет указанного источника;

4) система органов, занимающихся социальным обеспечением.

По степени централизации выделяют следующие формы социального обеспечения:

1) централизованные;

2) региональные;

3) местные (локальные).

В свою очередь, централизованные формы делятся на обеспечение:

1) за счет бюджетных средств – налогов (невозвратные средства);

2) за счет обязательного социального страхования (пенсионное, социальное, медицинское) – страховых взносов (возвратные средства: при наступлении страховых случаев они возвращаются застрахованному лицу в виде страхового предоставления);

3) смешанная форма.

Отличие права социального обеспечения от других отраслей:

1) отсутствие, как правило, между сторонами правоотношений равенства, а также власти и подчинения;

2) доминирование императивных норм;

3) основания возникновения (как правило, нужен фактический состав при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) специфика субъектного состава.

Основой права социального обеспечения являются определенные принципы. Помимо общих принципов права выделяют также отраслевые правовые принципы. В число отраслевых принципов включают:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) разнообразие права социального обеспечения;

в) социальное обеспечение за счет общественных и государственных средств;

г) обеспечение высокого уровня стандартов качества оказания социального обеспечения.

Все вышеуказанные принципы права имеют закрепление в действующих нормативных актах.

В правоотношении, как правило, выделяются:

  • субъекты (участники) правовых отношений. Здесь в качестве субъектов правоотношений, с одной стороны, выступают граждане (семьи), а с другой стороны – государство в лице государственных и местных органов власти и общественные организации, принимающие участие в социальной защите населения в России;
  • объекты правовых отношений – все то, из-за чего появляются правоотношения, а также последствия взаимодействий их субъектов. В случае с рассматриваемым правом – та или иная сложная жизненная ситуация у социально незащищенных слоев граждан и утвержденные государством меры социальной поддержки (пособия, пенсии, прочие социальные выплаты).

Все правовые отношения по социальному обеспечению необходимо сгруппировать по следующим основаниям:

  • характер правоотношения (процедурное, материальное, процессуальное);
  • виды социального обеспечения (пенсионные, касающиеся выплаты пособий и прочих социальных выплат, оказания бесплатной медпомощи, бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, бесплатного и льготного социального обслуживания);
  • сроки правоотношений (постоянно длящиеся, срочные (до определенных сроков), разовые (единовременные));
  • формы социального обеспечения (нестраховое и страховое социальное обеспечение).

Специфика правоотношений в праве социального обеспечения состоит в том, что они, как правило, возникают на основании сложного юридического состава, когда норма права связывает возникновение правоотношения с несколькими юридическими фактами.

Для возникновения социально-обеспечительных правоотношений необходим такой фактический состав, который, как правило, включает в себя:

1) материальные юридические факты (основания и условия права на социальное обеспечение);

2) процедурные юридические факты (обращение лица за предоставлением и решение органа социального обеспечения).

Все правовые отношения, связанные с социальным обеспечением, обладают распределительным сознательно-волевым характером, так как граждане в них вступают обычно по собственной воле (либо же по воле представителей интересов недееспособных граждан).

Под объектом правоотношения в общей теории права понимают различные материальные и нематериальные блага, которые способны к удовлетворению потребностей субъектов.

Объектом социально-обеспечительного правоотношения является то, на что направлено действие правовой нормы и в чем состоит интерес субъекта.

Объектом процедурных правоотношений являются действия субъектов, связанные с обращением за назначением того или иного вида социального обеспечения, рассмотрением этих обращений и принятием по ним решения правообязанным субъектом, а также с установлением фактов, имеющих значение для установления права на отдельные виды обеспечения.

Под содержанием социально-обеспечительного правоотношения понимаются взаимные права и обязанности субъектов данного правоотношения.

Содержание правового отношения по каждому виду социального обеспечения определяют нормы рассматриваемого права. У гражданина есть право требования назначить и предоставить положенную ему выплату или услугу, а другому субъекту (органу социального обеспечения) необходимо назначить данный вид обеспечения и предоставить его.


Содержанием основных материальных правовых отношений выступает субъективное право гражданина требовать предоставить ему назначенный вид социального обеспечения, а обязанность второго субъекта (соответствующего органа) – предоставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме). Гражданин имеет право требовать индексации (перерасчета) денежных сумм, переходить с одного вида обеспечения на другой, а второй субъект обязан выполнить это требование при наличии к тому законных оснований. Гражданин имеет право на информацию, связанную с реализацией своих правомочий на тот или иной вид обеспечения, и защиту своих интересов, а контрагент должен обеспечить доступность информации и не препятствовать осуществлению права на защиту.

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина на процедуру проверки юридических фактов, установление его права на определенный вид социального обеспечения, вынесение решения по его назначению, а также обязанность второго субъекта осуществить данную процедуру, назначить вид социального обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Нуждающийся гражданин как субъект правоотношений также несет определенные обязанности. Их исполнение происходит в рамках процедурных правоотношений. Это обязанности предоставить достоверные сведения, надлежащим образом заполненные документы, совершить какие-то действия (например, уплата страховых взносов в установленный срок и в полном объеме), извещать об условиях и обстоятельствах, которые могут оказывать влияние на объемы предоставлений, в установленные сроки проходить регистрацию, переосвидетельствование в МСЭК, выполнять их заключения и рекомендации.

Организационно-финансовые правоотношения (непосредственно связанные с социально-обеспечительными) могут предшествовать социально-обеспечительным и сопутствовать им. Эти правоотношения являются комплексными и возникают на основе одновременно действия норм различных отраслей – финансового, административного права и права социального обеспечения. Их можно подразделить на следующие группы:

1) по формированию финансовых средств (по уплате страховых взносов);

2) по управлению финансовыми ресурсами (определение направления бюджетных расходов внебюджетных фондов, инвестирование пенсионных накоплений);

3) по расходованию финансовых ресурсов и контролю за его эффективностью;

4) по информационному обмену;

5) по администрированию в системе органов социального обеспечения для целей эффективной реализации государственной политики в сфере социального обеспечения.


1.3. Классификация правоотношений по социальному обеспечению

В сфере действия данного права существует два вида отношений:

1) социально-обеспечительные;

2) организационно-финансовые.

Социально-обеспечительное правоотношение – это индивидуализированная правовая связь между субъектами по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения или совершения действий, имеющих юридическое значение для установления (подтверждения) субъективного права на него, которая на основе юридического состава выражена в виде определенного сочетания взаимных прав и обязанностей[8].

Основные признаки социально-обеспечительного правоотношения:

1) индивидуализированная юридическая связь субъектов;

2) оно возникает по поводу конкретного предоставления или совершения юридически значимых действий, определяющих субъективное право на него;

3) юридическая связь выражается в сочетании, как правило, корреспондирующих прав и обязанностей управомоченного и правообязанного субъектов.

В действительности не существует единого, универсального социально-обеспечительного правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предлагает субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью – необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, присущие человеческому обществу.

Наиболее значимая классификация правоотношений – по объекту. Объектом правоотношения может выступать благо в виде материального, имеющего материальную ценность, благо в виде нематериального удовлетворения потребностей, а также благо в виде некоей поведенческой активности субъектов и ее результатов. Именно исходя из такой оценки объектов правоотношения первоначально классифицируются на материальные и процедурные. Материальные правоотношения составляют ядро системы правовых отношений, а процедурные играют вспомогательную роль.

Объектом материальных правоотношений является материальное благо, обладающее денежной оценкой. Материальные правоотношения подразделяются на отношения: