Файл: Общественные отношения, регулируемые нормами права в сфере деятельности юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работах некоторых авторов используется объединяющий понятия учета и регистрации термин – учетно-регистрационная деятельность. Государственная регистрация традиционно является одной из наиболее распространенных направлений деятельности публичной администрации. Государственную регистрацию коммерческих юридических лиц осуществляет ФНС России. Следует отметить, что функции по государственной регистрации некоммерческих организаций отнесены к ведению Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России). 

Так, государственная регистрация юридического лица завершается выдачей свидетельства о государственной регистрации юридического лица, где указано наименование организации, ее уникальный основной государственный регистрационный номер, дата регистрации. Принятие такого индивидуального правового акта завершает регистрационную процедуру. Одновременно с выдачей данного свидетельства юридическое лицо заносят в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и присваивают идентификационный номер налогоплательщика.

Таким образом, вышеуказанные признаки раскрывают понятие государственной регистрации как вида государственной деятельности. Если обратиться к точкам зрения ученых по рассматриваемому вопросу, можно увидеть, что в них по-разному акцентируется внимание на том или ином признаке государственной регистрации.

С.А. Юдин рассматривает регистрацию как характеризующуюся применением специфических административно-правовых средств форму государственно-управленческого воздействия на ту или иную сферу общественной жизни.

Е. И. Спектор, рассматривая институт регистрации как один из рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, правовую природу регистрационного режима видит в признании государством правоспособности субъектов, установлении законности их прав (как имеющихся, так и вновь приобретаемых) на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации».

Представляется, что в данном определении ученый верно обозначил одну из функций государственного управления, а также выделил административно-процессуальные нормы, регулирующие государственную регистрацию.

Д.Н. Бахрах указывает, что государственная регистрация «один из важнейших способов государственного регулирования общественных отношений, обеспечения прав граждан и зашиты публичных интересов».


Несоблюдение указанных требований, непрохождение государственной регистрации в принципе или в установленный законом срок влечет наступление юридической ответственности.

Государственная регистрация осуществляется в целях реализации субъективных прав граждан и их объединений (частные интересы) с учетом соблюдения публичных интересов. В первую очередь, гражданин или организация посредством государственной регистрации юридического лица реализует свое право на ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, регистрационные отношения возникают, как правило, по инициативе невластного субъекта правоотношений.

Государственная регистрация имеет юридический характер, то есть урегулирована нормами права и состоит в совершении юридически значимых действий. Государственная регистрация юридического лица влечет возникновение (или прекращение) прав и обязанностей у самой организации или его участников. 

Еще одним признаком государственной регистрации является принятие правового акта, который завершает процедуру регистрации.  Регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации, присваивает вновь созданной организации основной государственный регистрационный номер, а также индивидуальный номер налогоплательщика. В случае же регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в реестр вносится запись о произведенных изменениях, а юридическому лицу выдается лист записи, свидетельствующий о произведенной регистрации изменений. 

Для разработки оптимального процесса государственной регистрации и решения проблем, возникающих при осуществлении данной процедуры, необходимо определить и установить круг административно-правовых отношений, возникающих в процессе государственной регистрации юридических лиц, и понять правовую природу регистрации.

Регистрационные отношения связаны с инициативной реализацией невластным субъектом своих прав и обязанностей, для реализации или исполнения которых необходимо взаимодействие с публичной администрацией. То есть в большинстве случаев невластный субъект данных правоотношений является инициатором их возникновения в отличие, например, от отношений, возникающих в случае привлечения виновного лица к административной ответственности или отношений, касающихся регистрации нормативно-правовых актов, особенностью которых является «проявление взаимосвязей внутри системы органов государственной власти». Кроме того, регистрационные отношения, как правило, имеют обязательственный характер, права и обязанности участников регистрационных отношений связаны с деятельностью органов, осуществляющих государственную регистрацию. Особенности каждого вида регистрационных отношений, как правило, обусловлены спецификой объекта регистрации. Коротко охарактеризуем некоторые виды регистрационных отношений.


Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется только при наличии оснований, указанных в законе. Участниками регистрационных отношений при осуществлении миграционного учета являются иностранцы и лица без гражданства, с одной стороны, и регистрирующий орган – с другой. Миграционный учет имеет уведомительный характер, кроме случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

Кроме того, к регистрационным отношениям можно отнести отношения, связанные с исполнением решения, принятого по регистрационному административному делу. В данном контексте понятие «учреждение юридического лица» является шире, чем отношения, возникающие в процессе государственной регистрация вновь создаваемого юридического лица. Под «учреждением юридического лица» мы понимаем весь комплекс действий от разработки учредительных документов будущими участниками организации и уплаты государственной пошлины до получения документов о государственной регистрации юридического лица из регистрирующего органа, постановки на учет во внебюджетных фондах, изготовление печати и открытия расчетного счета (в некоторых случаях).

Под правовой природой правоотношений среди исследователей принято понимать отраслевую принадлежность норм, которыми эти отношения регламентируются. Определение правовой природы необходимо для совершенствования правового регулирования данной отрасли права. При неверном определении правовой природы можно установить некорректные взаимоотношения между нормами права. В научной литературе можно встретить дискуссию о том, к каким видам правоотношений относятся отношения по государственной регистрации юридических лиц и какими нормами права они регулируются. Только после процедуры государственной регистрации юридическое лицо приобретает права и обязанности, становится субъектом гражданского оборота и участником хозяйственных отношений. А одними из признаков субъекта предпринимательского права являются «зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом», а также «наличие хозяйственной правосубъектности».

Таким образом, процедуру государственной регистрации юридического лица с точки зрения предпринимательского права рассматривать нецелесообразно. В этой связи выглядит несостоятельным мнение В. А. Захарова. По мнению ученого, несмотря на то, что создание юридического лица – это система организационных отношений, а регистрация юридического лица есть юридический акт административно-правовой природы, однако все это не влияет на природу возникающих правоотношений, и они остаются гражданскоправовыми. Безусловно, после государственной регистрации юридическое лицо приобретает права и несет обязанности при осуществлении хозяйственных сделок преимущественно в соответствии с гражданским законодательством. Однако сам процесс регистрации не имеет природу гражданско-правовых отношений.


С.В. Алексеев считает, что «система регистрации хозяйствующих субъектов является объектом административного права». Интересно мнение А.Р. Кирсанова, который предположил о формировании новой отрасли права – регистрационное право[8]. Представляется, что отличий от административно-организационных отношений данной «отрасли права» практически нет, так как сам исследователь указывает на такие признаки регистрационного права, как то, что это процессуальное право, присутствуют отношения «власти-подчинения и такой признак как публичность данной отрасли права». Д.А. Степанов, анализируя нормативную базу, делает вывод о наличии в институте государственной регистрации гражданско-правовых норм.

Административно-правовая сущность государственной регистрации юридических лиц выражается на этапе при подготовке пакета документов для государственной регистрации, так как перечень документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган, не может быть изменен при соглашении сторон. Думается, что поэтому логичнее здесь говорить не о приоритетах той или иной отрасли права и превалирования одной над другой, а о том, что обе отрасли в той или иной степени регулирования тех или иных отношений, возникающих у юридических лиц в процессе их регистрации и деятельности (в том числе и создания) равным образом пересекаются, ведь в целом, у государства есть функция контроля в той или иной степени жесткости бизнеса по фискальным отношениям и отношениям экономической и национальной безопасности. Однако, те или иные функции, обязанности и цели в любом случае будут пересекаться в равной степени в такого рода явлении как деятельность юридического лица от создания до ликвидации (банкротства), так как такие функции, обязанности и цели затрагивают как отношения частно-правового характера, так и отношения публично-правового характера. Несмотря на то, что регистрация юридического лица порождает законные основания для ведения предпринимательской деятельности, которая преимущественно регулируется нормами гражданского права, отношения по государственной регистрации юридических лиц являются организационными отношениями и регламентируются в значительной степени нормами административного права.

Таким образом, юридический характер государственной регистрации проявляется в возникновении взаимных прав и обязанностей субъектов правоотношений. Однако стоит отличать данную регистрацию от регистрации, которая не имеет правоустанавливающего характера. Так, например, регистрация участников различного рода совещаний, конференций, собраний не связана с юридическими делами, а решает организационные задачи. Регистрация пользователей на различных сайтах решает зачастую технические задачи. Вместе с тем, регистрация на официальном сайте государственного учреждения или органа в некоторых случаях имеет правовые последствия в виде возможности оформить электронное обращение в данное учреждение или орган[9]. Для пользования возможностями электронного доступа к государственным услугам в сети Интернет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) необходимо зарегистрировать «личный кабинет».


2.2 Классификация юридических лиц

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе, является слабым местом современного гражданского законодательства. Так, В.А. Рахмилович анализирует, насколько оправданно получившее легаль­ное закрепление деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации[10].

Поддерживая эту точку зрения, Ю.К. Толстой утверждает, что одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие – спе­циальной, банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский коопера­тив либо благотворительный или иной фонд), одни кооперативы (производствен­ные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) – к не­коммерческим, хотя потребительские общества, не говоря уже о союзах потреби­тельских обществ, активно занимаются коммерческой деятельностью. В резуль­тате одни сельскохозяйственные кооперативы относятся к коммерческим, а дру­гие – к некоммерческим организациям[11]. Характер правоспособности является своего рода правовым критерием, который обусловливает специфику развития гражданской правосубъектности.

Исходя из этого общий, специальный или исключительный объем правоспособности решает вопрос о правовом состоянии субъектов гражданского права, о том, какие конкретные права и обязанности могут быть ими приобретены. Ни цель, ни деятельность не решают вышеуказанное сами по себе[12]. Вместе с тем они не устраняются из гражданской правоспособности. Цель и дея­тельность в отношении возможных прав и обязанностей в каждом виде правоспо­собности имеют свое место. Это свидетельствует о том, что гражданская право­способность является более общей категорией в отношении цели и деятельности. Не случайно статья Гражданского кодекса, посвященная гражданской правоспо­собности юридических лиц, предшествует критерию классификации организаций по признаку основной цели, то есть экономическому признаку.

Закон конструируется от общего к частному. Не может методологически выступать частное классификатором в отношении более общих явлений. Цель, то есть частное, проявляет себя по-разному в более общем, то есть видах граждан­ской правоспособности. Юридическое развитие определяет не цель и деятель­ность, а вид гражданской правоспособности. Вот это противоречие между заяв­ленной целью деятельности и реальностью правового положения, не соответст­вующего заявленному, порождает непоследовательность проведения критерия разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организа­ции. В.А. Рахмилович утверждает о том, что данный признак остается весьма не­определенным и малопригодным для отграничения коммерческих организаций от некоммерческих.