Файл: Общественные отношения, регулируемые нормами права в сфере деятельности юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридическое лицо искусственно, но реально. Это правовая категория. Юридическое лицо не имеет той дуалистической природы, которая свойственна физическому лицу. Последнего мы воспринимаем как субъекта правовых отношений и в этом смысле действительно может идти речь об аналогии. Но, с другой стороны, физическое лицо наделено иными свойствами, которые выделяют его из среды правовых конструкций. Это наличие физической субстанции, личности, души, что не может быть в полном объеме урегулировано правом.

Статья 48 ГК РФ дает определение юридического лица путем перечисления его основных признаков. В соответствии со статьей 48 ГК РФ понятие юридического лица определяется следующим образом: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации».

Организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица. ИФНС доначислила НДС, сделав вывод о получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды в результате применения налоговых вычетов на основании счетов-фактур, оформленных от имени контрагента предпринимателя – ООО. Основанием для отказа послужил вывод налогового органа о том, что предприниматель не проявил должной осмотрительности: на момент совершения хозяйственных операций указанное общество-контрагент уже было реорганизовано путем присоединения к другому ООО, причем об этом уже была сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц. Организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица, и их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками и являться основанием для получения налоговой выгоды.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) как юридического лица определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.


Мы не можем отказаться от такого признака, как организация, поскольку она отвечает на вопрос: чем управлять. Трудность, почти невозможность ответа на этот вопрос многих исследователей породили желание отказаться многим от такого признака и попытаться подменить его "организационным единством".

Выделение обязательственных прав, которыми обладали участники хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов не отвечали понятию обязательства, которое содержится в ст. 307 ГК РФ.В п. 3 ст. 48 ГК РФ предусмотрены два вида гражданских прав: вещные права – их имеют учредители государственных и муниципальных

1.2 Понятие гражданской правосубъектности юридических лиц

Охарактеризуем факторы, влияющие на правоспособность организаций. Ключевое место в правоспособности принадлежит цели или, иными словами, вектору, направлению деятельности субъекта. В зависимости от этого различают виды гражданской правоспособности.

Корпоративные права и обязанности участников корпорации - это не гражданские права и гражданские обязанности соответствующего юридического лица. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Последние вправе утверждать регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы. Другими словами, участники корпораций на основании ГК РФ и соответствующих законов о корпорациях регулируют свои корпоративные отношения в юридическом лице[5].

Особенность корпоративных прав и обязанностей участников юридического лица состоит в том, что они не являются имущественными. Их существо состоит в том, чтобы закрепить право участия (членства) учредителей (участников) юридических лиц в управлении ими. Комплекс прав и обязанностей участников корпорации, как коммерческой, так и некоммерческой (для последней характерно не участие, а членство, поскольку она не может утратить долю участия ввиду ее отсутствия (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ), характеризует корпоративное управление как специфическую область управленческой деятельности. Однако нельзя управление акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью или кооперативами сводить только к осуществлению корпоративных прав и исполнению корпоративных обязанностей, корпоративному договору. Корпоративное управление включает в себя большой набор управленческих методов, средств и т.п., но это выходит за пределы темы нашего рассмотрения. По нашему мнению, включение некоммерческих организаций в состав корпораций значительно усложнило систему законодательства о юридических лицах, делая изъятия из общих правил о корпоративных организациях, с одной стороны, а с другой - формируя общие правила, которые вряд ли применимы к некоммерческим корпорациям. Едва ли можно рассматривать как самостоятельные типы некоммерческих корпораций казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, скорее, они являются видом общественных организаций.


Корпоративные права и обязанности участников юридического лица осуществляются не индивидуально каждым из них, а совместно путем проведения общего собрания высшего органа юридического лица, корпорации. Ю.С. Гамбаров еще в начале прошлого века писал, что "права членов корпорации отличаются от обыкновенных индивидуальных прав тем, что они не исключительны, не эксклюзивны, как эти последние, а принадлежат каждому члену корпорации сообща с другими". Участники корпоративной организации приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица всвязи с участием в нем (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ).

Корпоративные права и обязанности участников корпорации – это не права юридического лица как такового, обладающего имущественными и личными неимущественными правами, основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Действительно, названные юридические лица по существу опосредуют участие государства в имущественном обороте, являясь одним из способов осуществления права государственной и муниципальной собственности. Общим основанием такого способа реализации правосубъектности публично-правовых образований является необходимость эффективного управления публичной собственностью. В данной ситуации публично-правовые образования выражают общественный, публичный интерес, вытекающий из конституционно-правовой компетенции публично-правовых образований по управлению государственной (муниципальной) собственностью соответствующих уровней (ст. 71,72 Конституции РФ), хотя они и осуществляют его обычными что отражает разрыв между правом субъекта и правосубъектностью организаций, его осуществляющих.

Выражая общественный интерес, государство-собственник исполняет определенную социальную функцию, поскольку, прежде всего, осуществляет не право, а обязанность, возложенную на него в интересах всего общества. Несомненно и то, что участие публично-правовых образований в капиталах юридических лиц должно носить строго целевое назначение и в любом случае недолжно обусловливаться исключительно предпринимательскими целями извлечения дохода из государственного имущества.

Физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218-221 НК РФ.


ГК РФ устанавливает некоммерческим организациям право на осуществление предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это могло служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовало этим целям. Кроме того, ГК РФ допускал создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

С 2014 года также подлежит применению норма, согласно которой некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

В последующем (с 1994 г. по настоящее время) создание и регистрация новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций осуществлялись в связи с достаточно частым изменением гражданского законодательства, что, по мнению некоторых ученых, приводило к образованию все новых и новых форм юридических лиц.

Соглашаясь с подобной позицией авторов, необходимо также обозначить проблему, касающуюся многоступенчатости действий, которые усложняют процесс регистрации отдельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Например, в соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами. Из этой нормы следует вывод, что для получения статуса саморегулируемой организации необходимо создать некоммерческую организацию, и организационно-правовая форма некоммерческой организации может определяться, дополнительно обозначаться нормами других федеральных законов, в том числе кодифицированных.

Например, п. 17 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждает необходимость применения многоступенчатых действий создания некоммерческой организации, включающей возможность реализации института саморегулирования: саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – саморегулируемые организации) – некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Кроме того, ст. 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет форму организации: статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства[6].


Сложным может оказаться применение на практике форм некоммерческих организаций, имеющих в своем названии слово "автономная" (организация, учреждение). Например, некоммерческое юридическое лицо может быть образовано в форме автономного учреждения и в форме автономной некоммерческой организации.

Представляется, что такое деление юридических лиц можно и следует исключить в целях недопущения различных негативных последствий и путаницы при применении Закона на практике. Конечно, с учетом всех положений федеральных законов о деятельности этих юридических лиц у специалистов с юридическим образованием, возможно, не будет никаких затруднений. У иных граждан различные сложности в понимании правового положения таких "созвучных в названии" юридических лиц неизбежно возникнут, несмотря на существенные различия.

2. Государственная регистрация юридических лиц и их классификация

2.1 Государственная регистрация юридических лиц

Государственная регистрация – это упорядочение системы государственного контроля и регулирования экономики и хозяйственной деятельности страны. Исследование государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации обусловлено осмыслением накопленного практического, а также научно-теоретического опыта и применением его в целях совершенствования процедуры государственной регистрации юридических лиц[7].

Развитие частного сектора предпринимательства в стране позволяет создавать новые рабочие места, разрабатывать новые технологии производств, инновационные продукты, способствовать развитию российского общества.

Совершенный, продуманный механизм регистрации коммерческих организаций даст возможность беспрепятственно реализовывать гражданам и их объединениям свое право на ведение предпринимательской деятельности. Государство играет ключевую роль в данном процессе: совершенствует законодательство в сфере государственной регистрации и налогообложения, снижает затраты на урегулирование споров, снимает административные барьеры для ведения бизнеса, предоставляет различные льготы.