Файл: Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, в суд.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
С одной стороны, оперативно-розыскная деятельность тесно связана с самим фактом совершения общественно-опасного деяния и практически во всех случаях именно благодаря применению современных средств аудио и видеозаписи в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий до суда возможно «довести» сговор соучастников преступления, вымогательство, шантаж, а также действия организаторов, которые как правило остаются «в тени». С другой стороны, полученные материалы и данные оперативными сотрудниками вне процессуального порядка лишены достоверности, которая обязательна в процессе доказывания их получения. Таким образом оперативная информация требует нормативно правового закрепления в правовой уголовной системе.
В российском уголовно-процессуальном праве выделяют следующие формы результатов оперативно-розыскной деятельности, представленные на Рисунке 1.
Анализируя Рисунок 1, можно заметить, что среди выделенных форм отсутствуют такие виды как акт ревизии и документальная проверка, что на мой взгляд, не вполне оправданно.
Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, Законодатель четко изложил исчерпывающий перечень государственных органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер, однако данный нормативный правовой акт носить лишь обобщающий характер и не раскрывает порядок передачи собранной информации[6].
Рисунок 1. – Формы результатов оперативно-розыскной деятельности.
В настоящее время такой порядок регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания (далее, Инструкция), следователю, прокурору или в суд. На Рисунке 1 отображены составляющие представления результатов ОРД.
Рисунок 2. - Представление результатов ОРД.
Отраженный на Рисунке 2 порядок представления результатов ОРД не носит уголовно-процессуального значения и не представляется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается соответствующим руководителем ОРО и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур-планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов[7].
Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.
В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.
Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации, законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы), причем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении предоставляемой информации с имевшими место реальными событиями.
Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по запросу суда. В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифровке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, прокурору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.[8]
Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в соответствии с которыми приоритетными являются требования конспирации и безопасность участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, когда результаты ОРД не представляются, если:
– невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве;
– их использование в уголовном судопроизводстве создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).
Согласно Инструкции, при подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их по конкретному адресу (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео– и аудиозаписей, кино– и фотоматериалов, копий и слепков, при этом должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.[9]
Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
Наряду с оперативно-розыскным следует рассмотреть и уголовно-процессуальный порядок представления результатов ОРД. При этом следует учитывать, что согласно Инструкции, результаты ОРД могут представляться по инициативе ОРО либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.[10]
Вместе с тем в статье 86 Уголовно-процессуального кодекса РФ представление материалов в качестве способа доказывания и как результат их сбора для приобщения к уголовному делу предусматривается только как право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Соответственно, для ОРО представление результатов ОРД не может рассматриваться как самостоятельная форма их сбора и доказывания.
Применительно к деятельности дознавателя, следователя, прокурора и суда сбор доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ. Например, на письменное поручение дознавателя, следователя должен быть дан и письменный ответ, к которому могут быть приложены соответствующие оперативно-служебные документы и материалы.
Статья 12 ФЗ об ОРД определяет, что дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответственно, такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.[11]
Результаты ОРД могут представляться как письменно, так и в устной форме, в частности в виде ознакомления. Так, согласно закрепленным нормам в статье 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий. Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. Согласно статье 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случае, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд
Результаты ОРД подлежать представлению органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании Постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и Инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к возбужденному уголовному делу.
Материалы об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
Согласно положениям статьи 16 ФЗ «О государственной тайне», собранные данные подлежат рассекречиванию путем оформления Постановлению на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность непосредственно перед представлением[12].
Постановление о рассекречивании результатов ОРД утверждается руководителем, наделенным соответствующими полномочиями.
При возбуждении уголовного дела, в каждом отдельном случае результаты ОРД, содержащие сведения об организации и тактике проведения таких мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, в обязательном порядке согласовываются с исполнителями оперативно-розыскных мероприятий.
На Рисунке 3 отражены элементы представления результатов ОРД.
Рисунок 3 - элементы представления результатов ОРД.
Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд оформляется в строго утвержденной форме и состоит из трех составных элементов, представленных на Рисунке 4.
Первый элемент, который мы рассмотрим - вводная часть. Данный элемент Постановления включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления[13].
Второй элемент Постановления – описательная часть, в которой указывается, в результате какого оперативно-розыскного мероприятия получена первичная информация и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное оперативно-розыскное мероприятие, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть Постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст.11 и часть 4 ст.12 ФЗ «Об ОРД».